rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
95

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

149

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

234

Европа: радикальные левые против своего империализма

428

XX век прошёл

Главная Культура ТВ 2008 Октябрь Крепкий Орешкин – «Только ночью»

Крепкий Орешкин – «Только ночью»

Канал «ТВЦ», пока уступающий в рейтингах другим центральным телеканалам, тем не менее, давно приобрел известность благодаря ряду интересных телевизионных проектов. Прежде всего, это «Момент истины», сначала пользовавшийся популярностью в среде левопатриотической оппозиции, а потом ставший для той же среды самой одиозной передачей. Можно вспомнить и «Постскриптум» Алексея Пушкова, и «25-й час» – единственные передачи на центральном телевидении, сочетающие государственно-патриотическую позицию и умеренную оппозиционность. В той мере, конечно, насколько вообще можно говорить об оппозиционности на отечественном ТВ.

Впрочем, все эти проекты вполне вписываются в образ ТВЦ как канала, преимущественно, ориентированного пенсионеров и домохозяек. Но есть проект, который явно противоречит этому стереотипу. Это – программа «Только ночью». Хотя бы потому, что ориентируется она на молодежь. Впрочем, «Только ночью» интересна не только для ТВЦ, но и для отечественного ТВ в целом. Ведь впервые на фоне безусловно профессионально сделанных политических ток-шоу с именитыми, но приевшимися многим гостями, программа претендует на то, чтобы стать площадкой для молодых политиков и экспертов. А само название проекта намекает, что в передаче могут быть подняты более широкие и смелые темы, чем у ее старших коллег. Такие темы, о которых можно вспомнить только в это время суток – пока «Большой брат» спит. Однако передача – предшественница «Только ночью», выходившая при участии Алексея Навального, успела появиться в эфире всего несколько раз. Последний оказалась программа, посвященная отношению к мигрантам и ксенофобии в Москве.

Организаторы «Только ночью», видимо, учли опыт предшественников,поэтому и темы стали брать осторожнее.Пусть часто и стерильные, зато безопасные.

Например, гости и участники программы, вышедшей в эфир 2 октября,долго и очень эмоционально обсуждали тему «Нужно ли России стремиться в Евросоюз?». За путь в Европу ратовали социолог Ольга Крыштановская, политолог Дмитрий Орешкин и сотрудник радиостанции «Эхо Москвы» Тихон Дзядко. Против – политик Юрий Болдырев (один из основателей «Яблока», позже покинувший эту партию), публицист Александр Проханов и журналист Николай Петров. Судьей передачи выступил публицист Максим Кононенко (известный также как «Мистер Паркер»).

Впрочем, авторы программы явно переборщили с осторожностью: тема оказалась настолько «стерильной», что участники дискуссии сами вскоре запутались, о чем они спорят. Очевидно, что ни Москва сейчас в ЕС не стремится, ни Брюссель ее там не ждет. Поэтому «проевропейцы» то защищали необходимость вступать в Евросоюз, то отрицали свой тезис и призывали просто всему учиться у европейцев. Но вскоре отказывались и от этого, призывая Россию «идти своим особым путем», но сотрудничать с Европой. Причем менялись эти тезисы не планомерно, от начала передачи к финалу, а спонтанно, так что из выступлений этой стороны можно было понять только, что «Европа – это хорошо». Их оппоненты же, кажется, заняли еще более общую позицию: «Запад – это плохо».

Критики программы «Только ночью» сетуют, что некоторые ее гости – молодые политики просто недостаточно эрудированны, чтобы приглашать их на программу, которая хочет считаться серьезной. Тем не менее, именитые «проевропейские» гости программы в тот день дали фору всем молодежным движениям вместе взятым. Дмитрий Орешкин – безусловный авторитет в политической регионалистике, а Ольга Крыштановская – в социологии элит. Тем не менее, после многих их высказываний аспиранты и студенты, которых этим ученым доводилось заваливать на экзаменах,  явно мстительно потирали руки.

Дмитрий Орешкин, скажем, заявил, что России стоит вступить в ЕС, поскольку это позволит… снизить расходы на оборону. Он обнаружил и положительный пример такого сотрудничества – Эстония ведь вступила в ЕС, и теперь она может содержать армию численностью не более 4 тысяч человек и не бояться за свою безопасность. Более того, именно потому, что теперь Евросоюз защищает эстонцев, они смогли сосредоточить усилия в сфере наукоемких технологий. В результате именно в Эстонии была разработана популярная ныне компьютерная программа «Скайп».

Неясно, каким образом Евросоюз защищает Эстонию, если его собственные оборонные структуры находятся в зачаточном состоянии. Если уж и искать какую-то западную организацию, в которой состоит Эстония и которая хоть как-то защищает эту маленькую республику, то это не ЕС, а НАТО. Хотя о том, что членство в НАТО снижает оборонные расходы, можно поспорить. Конечно, новые участники этого блока получают определенные субсидии, но все же закупка вооружений, подходящих под стандарты НАТО (у производителей из старых стран Альянса) является для бюджетов новых членов заметным бременем. Кроме того, вряд ли граждане новых стран – членов НАТО оказались бы на передовой опасных и кровопролитных войн в Афганистане и Ираке, не вступи их страны в Альянс. Да и какое отношение имеет ко всему это «Скайп», тоже непонятно. Возможно, он и создан эстонцами, но вряд ли это произошло благодаря дотациям из бюджета республики.

Ольга Крыштановская, не отставая от коллеги, высказала идею, что Россия «все время ссорится с Европой», сама не желая идти в раскрытые объятия европейских собратьев. Между тем российское руководство как раз безуспешно пытается найти общий язык с Европой. Недаром европейская тема всегда занимает одной из первых местах в части посланий президента РФ Федеральному Собранию, подчас Европа упоминается даже чаще, чем США. Не последнее место, конечно, здесь занимают меркантильные интересы. Ведь крупный российский бизнес давно и безуспешно стремится прийти в Европу не только как поставщик природных ресурсов, но и как экспортер капитала – приобретая многие старые европейские кампании. Однако не менее важную роль  играют и стратегические интересы: желание получить партнеров в борьбе за большую самостоятельность от США. Беда, однако, в том, что сами европейские страны Россию боятся. К тому же они иногда могут проявить самостоятельность в международной политике, но обычно ненадолго. Амбиции, основанные на славной истории этих государств, заставляют мечтать о самостоятельной роли в геополитической игре, но тем не менее, эти амбиции быстро сменяются неуверенностью в себе и пониманием, что без США европейские страны вряд ли проживут. Поэтому скорее не Россия «ссорится с Европой», а «Европа» (насколько вообще стоит считать ее единым организмом) боится Россию.

Впрочем, спорными стоит считать и ряд заявлений «антиевропейских» участников программы. Так, Николай Петров решил напугать аудиторию тем, что «англосаксы раньше уничтожали города и насиловали женщин, и теперь садятся по пятницам в самолеты и отправляются снимать женщин и пить пиво в Польшу…. В случае вступления России в ЕС больше четверти находящихся в этом зале превратятся в сантехников в Европе или проституток».

Этот образ вообще характерен для страхов перед «чужими» и интернационален, хотя вовсе не является «интернационалистским». Можно вспомнить и уверения украинских националистов, что «наше сало съели москали, нашу горилку выпили москали», и уверения их русских коллег, что «кавказцы отнимают у нас работу и насилуют наших жен». Справедливости ради следует сказать, что прилетать «для разврата» в Москву европейцам и сейчас мало что мешает. Так же, как и некоторым нашим девушкам отправляться в Европу для работы «жрицами любви». Что же касается страха стать сантехниками в Европе, то у нас самих с сантехниками напряженка.

В общем, выпуск «Только ночью» от 2 октября еще раз показал слабые места программы. Например, темы  должны быть более актуальными, приглашенные участники могли хотя бы разобраться в том, что же они отстаивают. Кроме того, если в передаче предполагается активная роль ведущих, которые занимают одну из сторон дискуссии, сами ведущие должны играть эту роль до конца. В нашем же случае безусловно обаятельная Александра Гройсман, получив менторское замечание Крыштановской «Девушка, но что вы такое говорите?», тут же стушевалась и замолкла. Ее коллега Никита Белоголовцев также вскоре оказался оттеснен участниками на второй план. Можно ли представить в таком положении, например, Владимира Соловьева? Возможно, конечно, они тоже запутались в том, чему же посвящена программа или просто были не в теме, но тогда это еще раз возвращает нас к вопросу о тематике передач. Так что, без сомнения интересную по своей концепции программу ее очевидно талантливым создателям и ведущим еще придется серьезно дорабатывать.

Что же касается темы передачи, то тут вряд ли требуются дополнительные комментарии. Важным показателем того, что уже далеко не только Европа господствует над умами молодежи, стало участие в программе группы «Приключения электроников», известной, в частности, проектами, построенными на ностальгии по СССР. Именно на их выступлении и сосредоточились молодые гости программы, вскоре забыв и о кошмарно-привлекательном Евросоюзе, и о его защитниках с обвинителями.

Михаил Нейжмаков

Окт 10, 2008Рабкор.ру
10-10-2008 ТВЕвропа, ЕС19
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

«К барьеру»: «Дедушка в коме»Конкурс на лучшую Ксению Собчак
  См. также  
 
«Евролевые» собрались в Будапеште
 
Нидерландский кейс
 
Минимизация будущих рисков ИИ
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру