rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
91

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

149

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

234

Европа: радикальные левые против своего империализма

427

XX век прошёл

Главная Культура 2008 Сентябрь «Был тогда молодой, а теперь он с бородой»

«Был тогда молодой, а теперь он с бородой»

Любое художественное явление в своей основе социально. Возникает новое поколение художников, которые в своем опыте пытаются оттолкнуться от предшествующего культурного явления. В этом заключается органика нового художественного явления. Прошедшая недавно 1-я Московская биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» является в этом смысле симптоматичным примером. Узко поставленные тематические рамки здесь не только не позволяют "раскрыть тему", но и вовсе этому препятствуют.

«Нет такого понятия "молодой художник"», – говорит в одном из своих интервью художник Юрий Альберт, автор проекта «Выставка молодых художников», одной из самых артикулированных выставок всей биеннале. Организаторы предложили состоявшимся, на их взгляд, художникам представить новые имена, выступить в роли наставников нового молодого поколения. Однако здесь необходимо сделать пояснение. В современной художественной системе сейчас практически нет механизмов передачи традиции. В России нет полноценных образовательных учреждений, в которых преподавалось бы современное искусство. Именно отсюда возникает эта снисходительная риторика «руки помощи» всей биеннале. Более того, в сложившихся условиях она кажется абсолютно фальшивой.

Проект Юрия Альберта саботирует эту фальшивую педагогическую акцию, иронично переворачивая поставленную перед ним как «куратором» задачу. Осознавая специфику сложившейся художественной ситуации, а именно отсутствие налаженных отношений преемственности, художник обратился к собственному творческому опыту. Юрий Альберт – непосредственный участник возникшей в конце 70-х – начале 80-х годов среды художников-концептуалистов «второго призыва». Для «Выставки молодых художников» он собрал (частично из собственного архива) ранние работы художников своего круга, сделанные 20–30 лет назад. Каждая работа на выставке сопровождалась информацией о годе ее появления и возрасте автора, например: «Константин Звездочетов "Кутузов и Наполеон", 1983 (25 лет)».

Некоторые произведения зритель мог видеть впервые за многие годы. Среди них работа Андрея Монастырского «Куча». В инструкции желающим предлагается поучаствовать в акции «Куча» – положить на импровизированный подиум любой небольшой предмет, который у участника окажется при себе. После чего участник должен заполнить тетрадь по нескольким графам – порядковый номер, дата, фамилия и название положенного предмета. До настоящего момента эта акция была реализована лишь дважды: впервые в 1975 году в домашних условиях, затем один раз на квартирной выставке в 1976 году.

Герметичный контекст советской культурной ситуации не давал художнику того обширного опыта, который был обеспечен западной художественной системой с ее художественными институциями, культурой критики и т.п. Как говорит Юрий Альберт, достаточно было рассказывать идеи приятелям, обмениваться опытом между собой. При этом начинающий художник неизбежно проходил социальный отбор: «рискнул рисовать абстракцию, значит смельчак».

Парадоксальным образом на «молодежной» выставке наиболее отличилось «старшее поколение». У начинающих художников в принципе нет «места», тех возможных оснований, из которых можно рассматривать перспективу. И не то чтобы художники не знают, от кого наследовать опыт, – без «места» двигаться в принципе невозможно.

Александра Галкина

Сен 9, 2008Рабкор.ру
9-9-2008 Культураискусство, левые7
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

1968-2008: Политика на улицах!750 рублей за 3376 знаков, включая пробелы
  См. также  
 
О возвышенном ортодоксе и об опущенных леваках, о клоунаде последних дней и о решительной позиции новгородских метамарксистов
 
«Евролевые» собрались в Будапеште
 
Причины поражения Камалы Харрис: разочарование слева
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру