Любое художественное явление в своей основе социально. Возникает новое поколение художников, которые в своем опыте пытаются оттолкнуться от предшествующего культурного явления. В этом заключается органика нового художественного явления. Прошедшая недавно 1-я Московская биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» является в этом смысле симптоматичным примером. Узко поставленные тематические рамки здесь не только не позволяют "раскрыть тему", но и вовсе этому препятствуют.
«Нет такого понятия "молодой художник"», – говорит в одном из своих интервью художник Юрий Альберт, автор проекта «Выставка молодых художников», одной из самых артикулированных выставок всей биеннале. Организаторы предложили состоявшимся, на их взгляд, художникам представить новые имена, выступить в роли наставников нового молодого поколения. Однако здесь необходимо сделать пояснение. В современной художественной системе сейчас практически нет механизмов передачи традиции. В России нет полноценных образовательных учреждений, в которых преподавалось бы современное искусство. Именно отсюда возникает эта снисходительная риторика «руки помощи» всей биеннале. Более того, в сложившихся условиях она кажется абсолютно фальшивой.
Проект Юрия Альберта саботирует эту фальшивую педагогическую акцию, иронично переворачивая поставленную перед ним как «куратором» задачу. Осознавая специфику сложившейся художественной ситуации, а именно отсутствие налаженных отношений преемственности, художник обратился к собственному творческому опыту. Юрий Альберт – непосредственный участник возникшей в конце 70-х – начале 80-х годов среды художников-концептуалистов «второго призыва». Для «Выставки молодых художников» он собрал (частично из собственного архива) ранние работы художников своего круга, сделанные 20–30 лет назад. Каждая работа на выставке сопровождалась информацией о годе ее появления и возрасте автора, например: «Константин Звездочетов "Кутузов и Наполеон", 1983 (25 лет)».
Некоторые произведения зритель мог видеть впервые за многие годы. Среди них работа Андрея Монастырского «Куча». В инструкции желающим предлагается поучаствовать в акции «Куча» – положить на импровизированный подиум любой небольшой предмет, который у участника окажется при себе. После чего участник должен заполнить тетрадь по нескольким графам – порядковый номер, дата, фамилия и название положенного предмета. До настоящего момента эта акция была реализована лишь дважды: впервые в 1975 году в домашних условиях, затем один раз на квартирной выставке в 1976 году.
Герметичный контекст советской культурной ситуации не давал художнику того обширного опыта, который был обеспечен западной художественной системой с ее художественными институциями, культурой критики и т.п. Как говорит Юрий Альберт, достаточно было рассказывать идеи приятелям, обмениваться опытом между собой. При этом начинающий художник неизбежно проходил социальный отбор: «рискнул рисовать абстракцию, значит смельчак».
Парадоксальным образом на «молодежной» выставке наиболее отличилось «старшее поколение». У начинающих художников в принципе нет «места», тех возможных оснований, из которых можно рассматривать перспективу. И не то чтобы художники не знают, от кого наследовать опыт, – без «места» двигаться в принципе невозможно.
Александра Галкина