В одном из залов Музея Москвы — бывшем помещении провиантских складов открылась выставка «Наверху». Первый проект из новой программы музея, общей темой которой является современная Москва, куратор Евгения Кикодзе.
В темном зале с шестиметровыми потолками, кирпичными стенами и локальной подсветкой разместились инсталляции, объекты, фотографии, видео и современные варианты советских лозунгов, которые уже при входе провоцируют заинтересованного посетителя еще раз поразмышлять о природе искусства, о том, насколько оно греховно. Лозунг гласит: «В раю искусства не будет». Есть или нет — посетителям придется решать самим.
Что вы точно не обнаружите в этом впечатляющем своими размерами зале, так это тридцать пять тысяч кулей провизии, предназначенных для нужд царской армии. Впрочем, если собрать весь мусор, прикрепленный к потолку из инсталляции Алексея Каллимы «Рождественские каникулы» (результат одной вечеринки в квартире, оснащенной антигравитацией), то на один куль точно наберешь! Вопрос только в том, как его утилизовать? Проблема утилизации мусора столь глобальна, что, безусловно, должна решаться наверху, на государственном уровне. Мусор на черном потолке в интерьере квартиры — прогноз бытования современного человека куда реальнее представленного нового аттракциона на ВДХНХ с домами со стерильной чистотой, в которых можно гулять по потолку.
Однако некоторые шансы попасть в «Сад неземных наслаждений» — таково название инсталляции Сергея Катрана — у посетителя все же есть. Попасть можно через окно. Обыгрывая идею ренессансного теоретика Альбертини о том, что картина есть окно в мир, Сергей Катран в своей интерактивной инсталляции превращает старые окна в притягательный мир, обещающий радужные, а иногда и фантастичные картины (скриншот калейдоскопических изображений). Мир не сладострастия — как некоторые считывают у Босха, а лирических нежных видений и настроений, к которым можно приблизиться, если… потрудится душой и физически. В последнем случае надо крутить рукой красные «динамо-машины», как выразился художник, приспособленные из фанариков. Впрочем, как ни крути, а фигуры человека в окнах не обнаружишь. Так что лучше поискать его на земле, не в фантазиях, а в реальности.
Нет человека наверху и в оживленных мозаиках Дейнеки из его серии «Сутки страны советов», которой мы все привыкли любоваться на станции метро Маяковская. В проекте группы «Обледенелые архитекторы» из 35 мозаик выбраны те, в которых нет явного присутствия человека, хотя серия Дейнеки посвящена жизни советских людей и в некоторых мозаиках люди наравне с техникой непринужденно парят в облаках. В современной интерпретации только медленно пролетающие самолеты тревожат воображение — картинка будто из виртуальной игры.
Мечты о высоте, как куда-то попасть, добраться, чего-то достичь, все равно не покидают человека, ведь он персонаж социальный, но полноценное развитие его возможно только во взаимодействии и сотрудничестве с другими, через обмен опытом. А эгоизм и инфантильность, куда бы ты ни залез, приведут к тупику, окончанию пути, падению, спуску. На что намекает одинокая фигура, повисшая на потолочной трубе и посылающая неоновые сигналы: «Как отсюда слезть?» (В. Чтак: «История о человеке, который знал с самого начала»).
В инсталляции МишМаш «Земля — Воздух» раскрывается другая сторона вопроса человека общественного. Как сохранить свою личность, подняться к себе, своим внутренним мирам, если ты находишься большую часть жизни в толпе? Потребность временами отделиться — такая же важная, особенно для творческой личности, как и слияние. Но для этого тоже нужно потратить усилия как душевные, так и физические, чтобы открыть внутренние миры, перестроить, изменить их по своему усмотрению. Например, населить их предметами, купленными художниками в павильоне Космос ВДНХ, который сегодня изменил свое функциональное назначение. Связан он теперь не с космической мифологией, а непосредственно с землей (в павильоне сегодня продают саженцы), что не может не влиять на наше сознание.
На выставке есть персонажи, которые не только хотят спуститься на землю, прорвав полиэтиленовую оболочку (плаценту) со следами человеческих ног, но и зарыться поглубже в глобус, так чтобы только ноги торчали, чтобы скрыть свою сущность за театральностью образа. Аляповато оформленный тканевыми аппликациями глобус как бы подчеркивает ненадежность созданной маски (Ира Корина «Торжество»). Так что непонятно, кто к нам спустился — побежденный или победитель, для кого дают настоящее представление «поющие» оперные арии маски, дирижируют которыми принтеры.