В Музее Москвы к восьмому марта заложили не бомбу, а капсулу. «Капсулы времени: женская версия» — так называется выставка, поводом к которой послужила идея о письме, послании будущим поколениям. Одной из разновидностей такого послания является «капсула времени» (time capsule), которая содержит не только письма, но и бытовые предметы, характеризующие данный период времени. Сам термин появился в 1937 году во время подготовки в Нью-Йорке к Международной выставке 1939 года. Капсулу, которую хотели сначала назвать «временной бомбой» (time bomb), но, видимо, в связи с политическими событиями передумали, заложили на 5 тысяч лет. В ней среди прочих предметов, таких как микроскоп и фильм, за женский мир отвечали катушка ниток и кукла. Немного, если учесть, что женщин на земле больше, чем мужчин. Исправить ситуацию решили мартовской выставкой.
Кроме инсталляции со стеклянными бутылями и посланиями в них, которые нам не прочесть, основную часть экспозиции занимают стеклянные витрины, этакие капсулы, заполненные неравномерно предметами быта, одеждой, а иногда и мебелью, конкретного временного периода, начиная с конца девятнадцатого века, носящего воздушное как безе название Belle Epoque, до ванильных двухтысячных.
Конец XIX века дополнен «фотообоями» во всю стену со сценками из повседневной городской и дачной жизни женщин буржуазного класса (фотография в жизни и интерьере того времени активно теснит живопись). А задником к историям ХХ века глазами женщин служат такие популярные кинофильмы как «Москва слезам не верит» или «Девушка без адреса». У входа в зал встречают работающие патефоны.
Начнем с Belle Epoque, времени, когда женщины из высших слоев российского общества, пышногрудые богини маленького роста (таков эталон) в огромных шляпах, жили в строгих социальных рамках, жестко регламентировавших поведение, туалет, статус. В капсуле Belle Epoque можно обнаружить роскошное платье со шляпой из перьев, похожей на гнездо заморской птицы. Непременный аксессуар для дамы перелома веков — зонтик (в тон платью), без которого она не могла выйти в свет (все равно, если сейчас пойти на вечеринку без айфона). Зонтики, в зависимости от цели выхода, менялись чаще, чем сегодня футляры для смартфонов — зонты для визитов, городских прогулок, путешествий. Кроме одежды, мир женщин заката буржуазного времени представлен в интерьере женского кабинета, где женщины придавались чтению или занимались вышивкой. В отличие от мужского, отличавшегося аскетизмом в оформлении, женский кабинет выделялся изяществом художественно оформленной мебели, как в этом случае — кресла с резными изогнутыми подлокотниками, на одном из которых лежит книга и косметический столик с веером и стеклянными флаконами для духов товарищества «БрокарЪ и Ко» — таковы послания капсулы времени Belle Epoque.
В послереволюционные 20-е, когда социальный строй в России полностью изменился (буржуазным дамам пришлось с первой ступени сойти на последнюю — четвертую, после рабочих, советских служащих и свободных художников), на замену духам, которые были в дефиците, предлагался непонятно чем пахнущий, но кого-то возбуждающий революционный дух. Вместо кашмирской шали — скромный из хлопка платочек в горох, кобура вместо зонтика, чугунный утюг вместо веера. Книгу с утонченными как запах брокаровских духов иллюстрациями Сомова заменил агитационный журнал с призывом женщины в красном платье чуть ниже колена: «Долой кухонное рабство!». Долой грудь, длинные волосы и мешающие висеть на подножке трамвая лохматые шляпы (зависть для вороны).
Для выживания женщинам, которые прежде, возможно, и шнурков завязывать не умели, приходилось учиться пользоваться примусом, ходить по городу с бидоном (в надежде раздобыть суп! — как описывал в своем дневнике Ремизов), мимикрировать под мужчин, осваивать в том числе и мужские профессии, одеваться в костюмы, курить, стричься под мальчика, скрывать грудь, изменять семенящую походку на революционный шаг, плакать в носовой платочек с портретом Ленина (украдкой). Но некоторые делали это с удовольствием! Занимались спортом, носили плиссированные юбки и мечтали о собственном телефоне и собственной жилплощади, оформленной остатками буржуазной мебели из красного дерева. Жена писателя Ильфа отправила ему в Америку телеграмму, когда у них в квартире, наконец, поставили телефон.
Бидон, как и платочек с Лениным в капсуле 20-х присутствует. Воспоминаний и дневников, которые помогли бы глубже понять время, на выставке нет. В капсуле 30-х, телефон присутствует наравне с платьем с заниженной талией, платье с криминальным, как подсказывает воображение, названием «Чикаго». Всего на выставке восемь временных разделов и каждый из посетителей может подробнее задержаться на том, который ему ближе. Кого-то заинтересуют 60-е с их культом молодости, дружбы, походами, равнодушием к быту и тайной любви к легкому по весу пылесосу «Ракета». Слоники на серванте и вязаные салфетки непредвзятого уюта 50-х. Кримпленовые платья 70-х, сексуальная кукла Барби, мечта девчонок 80-х, первые тяжелые мобильники, рвущие карман платья, и валентинки — атрибут самого ванильного дня в году, соствившего конкуренцию у восьмому марта в 2000-е.