С тех пор как первые образцы сериалов бразильского и мексиканского производства начали проникать на отечественные телеэкраны, прошло уже более двадцати лет. За это время из развлечения для проводящих большую часть своего дня перед телевизором пенсионерок и домохозяек сериалы успели превратиться в зрелище достойное не только внимания, но и серьезного обсуждения, не просто не уступающее современному кинематографу, но в некоторых отношениях даже оказывающееся на шаг-другой впереди.
О том, что сериалы представляют собой в наше время и как они влияют на нашу жизнь специально для Рабкор.ру рассказывает Александр Молчанов – сценарист, драматург, преподаватель Московской школы кино, автор учебника «Букварь сценариста».
Современные сериалы — это кино, телевидение или нечто совершенно новое и особенное?
Начнем с того, что сериалы бывают разные. Есть мыльные оперы для домохозяек и есть эстетская продукция кабельного канала HBO. Технически и то и другое — сериалы. Однако у них совершенно разная аудитория, разные задачи и, конечно, разный художественный уровень.
Закономерно ли, на ваш взгляд, то, что сериал становится значимым культурным явлением, во многих отношениях более значимым, чем кино?
Когда кино только появилось, были опробованы две модели его дальнейшего развития — Люмьеровская и Эдисоновская.Кинетоскоп Эдисона — это прибор, в который мог смотреть только один человек. В первом кинозале Эдисона стояло десять кинетоскопов и толпа зрителей стояла, дожидаясь своей очереди посмотреть в окуляры. Люмьеры первые придумали показывать кино на большом экране большой группе людей. Почти сто лет зрители смотрели кино в залах. А сейчас, похоже, эдисоновская модель берет реванш. Кино смотрят дома по телевизору, на видео, на компьютере, на планшетниках и мобильных телефонах. Естественно, в этом случае сложно добиться качества кинозрелища и центр внимания перемещается с картинки на сюжет и диалоги. «Большое», прокатное кино сегодня в основном направлено на развлечение зрителя и привлекает по большей части подростков, которым важны аттракционы и спецэффекты. А серьезные темы ушли на телевидение. Причем не эфирное, а кабельное, аудитория которого более ответственна и требовательна. Подписчики премиум-каналов платят довольно большие деньги за то, чтобы с ними разговаривали как со взрослыми. Без цензуры. Без ханжества. Без умолчаний.
Век за веком человечество пытается объяснить самому себе самого себя. В разное время для этого используются разные носители. Во времена Гомера это была эпическая поэзия. В эпоху Возрождения — живопись. В 19-м веке — роман. В 70-е годы прошлого века — кино. Сегодня главным носителем смысла является телесериал.
Кстати, любопытно, что во все времена эти главные носители смысла не осознавались как таковые, а считались низкими жанрами. Стихи Гомера читали во время пиров и оргий — просто для развлечения. «Божественная комедия» Данте написана фактически непечатным языком. Даже сам Данте главными своими произведениями считал не «Комедию», а высокопарные тексты, написанные на благородной латыни. И вот, поди ж ты, — латынь его все забыли, а «Божественную комедию» читают до сих пор. В 19-м веке высоким жанром считалась трагедия, а романы писали все, кому не лень. Кстати, именно Бальзак и Диккенс были первыми авторами сериалов — их романы печатались с продолжениями в газетах и маленьких книжечках. То же самое было с кино — Феллини, Антониони и Бергман не задумывались о том, что они делают великие произведения искусства. Они снимали кино для зрителей. Сегодня художников такого уровня в кино нет, поскольку, назовем ее так, «умная» аудитория сегодня сидит не в кинотеатре, а перед экраном телевизора или компьютера. Поэтому нынешние бергманы пишут и снимают сериалы.
Наиболее популярны сериалы американские, также широко известны британские, в каких еще странах делают стоящие сериалы?
Например, в Израиле. Американские сериалы «In treatment» («Лечение») и «Homeland» («Родина») — это адаптированные израильские форматы. Очень интересные сериалы снимают в Дании. «Borgen» («Правительство), «Broen» («Мост»), и особенно «Forbrydelsen» («Убийство» — также адаптированное в Америке) — наверное, можно говорить о целой скандинавской волне.
Как вы оцениваете будущее отечественных сериалов? Чего в них в первую очередь не хватает? Есть ли шансы сравняться по уровню с зарубежной продукцией? Отличается ли ситуация с отечественными сериалами от ситуации с отечественным кинематографом?
Сейчас российский сериальный рынок переживает период стремительного роста. И все проблемы этого рынка — это проблемы роста. Прежде всего, это нехватка квалифицированных кадров. Здесь продюсеры обычно говорят о нехватке сценаристов, но я бы сказал, что перепроизводства толковых продюсеров в России тоже не наблюдается. Но главное — нет устоявшихся правил, традиций, культуры производственных взаимоотношений, нет авторитетов, нет художественных критериев. Хотя постепенно происходит самоорганизация рынка. Например, сценаристы создали Сценарный цех. Это неформальное сообщество, в нем нет руководителя, правления, членских взносов и партбилетов. Участники Цеха проводят для коллег семинары, лаборатории, обеспечивают обмен информацией между авторами. Информация о недобросовестном поведении любого участника рынка мгновенно становится известна всем. Это помогает цивилизовать рынок, убрать с него случайных людей. В конечном счете, это приведет к повышению качества продукции.
Что же касается сравнения с отечественным кино… мне кажется, оно некорректно. Производство сериалов является бизнесом — производитель заинтересован в удешевлении и повышении качества продукции. Обычно (хотя и не всегда) более качественный сериал имеет более высокий рейтинг и, соответственно, кинокомпания получает следующий заказ.
Производство кино в России бизнесом не является. Поскольку кинопроката у нас практически не существует, производители, назовем это деликатно, стараются получить свой профит на стадии производства. Кстати, при всех недостатках такой модели и именно благодаря ей, в России снимается довольно много хорошего артхаусного кино. Правда, его мало кто видит.
Что бы вы сказали про современные сериалы тем, кто по-прежнему считает их развлечением для домохозяек?
Я бы советовал их для начала посмотреть. Не думаю, что домохозяйки что-нибудь могут понять в работах Дэвида Милча, который, кстати, сейчас снимает сериал по произведениям Уильяма Фолкнера — а это далеко не самая простая литература в мире.
Какие именно проекты обусловили/ознаменовали собой выход сериалов на нынешний уровень?
Первым был сериал «Оз» на канале HBO, а самым заметным — «Сопрано». В то же время на эфирных каналах с огромным успехом прошли «Отчаянные домохозяйки», «Лост» и «Доктор Хаус», которые соединили в себе качественный сторителлинг и простоту для восприятия. Как раз «Лост» смотрели все — и интеллектуалы, и домохозяйки.
Как вы считаете, есть ли в области сериалов какие-то темы, сегменты аудитории, которые остаются пока не охваченными и еще только ждут своих первопроходцев?
Западное ТВ старается быстро реагировать на запросы аудитории. Например, тот же канал HBO снимает очень интересные телефильмы на скучные, но важные темы — о финансовом кризисе, о Саре Пэйлин. И это художественное кино, не документальное! Есть проблема, есть запрос аудитории — объясните нам, что там произошло на самом деле. И телевидение объясняет. У нас такого, конечно, нет. И это даже не злая воля властей. Просто у аудитории нет потребности в объяснениях. Аудитория хочет развлечения. Сегодняшний зритель не хочет смотреть в зеркало, он хочет смотреть на красивую, идеалистическую картинку и верить, что эта картинка — про него. При этом реальные проблемы остаются неотрефлексированы обществом и загоняются куда-то в подсознание. Где художественные фильмы о Евсюкове, о ювенальной юстиции, о «Pussy Riot»? С историей та же беда. На исторические темы снимаются или сказки или страшилки. А честных попыток понять, каким было наше прошлое, нет. Смутное время, война 1812 года, первая мировая война — сплошные пробелы. Сегодня этими темами занимается только одно культурное учреждение в стране — частный, созданный энтузиастами «Театр.doc».
Есть ли у вас какой-то собственный прогноз относительно того, что нового и особенного может быть выпущено в ближайшее время?
Прогнозировать конкретные темы очень сложно. Самое главное событие, которого я жду, — это переход на вертикальное программирование (когда сериалы демонстрируются по одной серии в неделю, а не по две за вечер). Два года назад у Первого была неудачная попытка, которая стоила каналу проигранного сезона. Но я надеюсь, будут и другие попытки и более удачные. Не буду вдаваться в детали, но переход на вертикальное программирование очень важен для производства. Он позволит значительно поднять качество сериалов.
Какие сериальные жанры представляются вам наиболее перспективными, а какие, наоборот, должны, наконец, исчезнуть (если такие вообще есть)?
Понимаете, я, например, не люблю мыльную оперу. Но это не значит, что это плохой жанр. Все жанры будут продолжать существовать в своих таймслотах и на своих каналах. Мыльные оперы — в дневном эфире, комедии — на молодежных каналах, детективы, приключенческое и историческое кино — в прайм-тайме. Моя специализация как сценариста — детектив. Надеюсь, этот жанр никогда не выйдет из моды.
Сериалы и интернет: как одно влияет на другое? Все, что широко обсуждается, — это все-таки проекты сделанные для телевидения, хотя бы и кабельного. Делаются ли принципиальные шаги в сторону создания сериалов для интернет-аудитории? Или эта «ветвь эволюции» оказалась скорей тупиковой?
Очень интересный вопрос. Знаете, сценаристы очень любят между собой помечтать о том, что у нас тоже когда-нибудь будут такие же крутые сериалы как на HBO. Для этого нужно, чтобы у нас появились такие же кабельные каналы, как HBO, Showtime и Starz. На самом деле кабельных каналов у нас сейчас почти столько же, сколько в США. Просто все они — пакетные, подписка стоит копейки и продается пачками по цене сто штук за пять баксов в месяц. Премиум-каналов типа HBO, подписка на которые стоит десятки долларов в месяц, нет и не предвидится. Дело том, что канал HBO своих нынешних подписчиков собирал с 70-х годов и собирал отнюдь не сериалами, а спортивными трансляциями. У России этих сорока лет не было и не будет, поскольку распространение контента в течение ближайших лет пяти уйдет в интернет.
Когда я года три назад читал во ВГИКе курс по интернет-сериалам, даже на западе для интернета снимали дешево и коротко — серии по 4-7 минут. Иначе это кино просто не отбивалось. В прошлом году интернет-портал «Netflix» выпустил «Лилиехаммер» — полноценный восьмисерийный сериал с большими звездами в главных ролях. И заказал еще два сериала. Дальше будет больше. Кабельные каналы тоже постепенно будут переходить на распространение через интернет. И в итоге через 4-5 лет производители вообще перестанут нуждаться в посреднике в виде канала (как писатели давно перестали нуждаться в издателе). Сериалы и фильмы будут распространяться напрямую через интернет. И оплата будет производиться из рук в руки — от зрителя производителю. Возможно, будет работать и вторая модель — рекламная. Но рекламу тогда будут вставлять прямо в кадр во время действия, чтобы нельзя было вырезать. Ну и естественно, брендед контент и прочий продакт плейсмент зацветет пышным цветом.
Попытки снимать для интернета у нас предпринимались неоднократно, но все это было на коленке и, никого не хочу обидеть, но выглядело и продолжает выглядеть ужасно. Но ситуация мгновенно изменится, когда на этот рынок выйдут крупные производители, обладающие не только ресурсами, но и вкусом — например ЦПШ или СТВ.
Является ли опыт отечественного зрителя, предпочитающего скачивать все в торрентах, уникальным? Можно ли говорить о влиянии подобного способа просмотра на получаемые впечатления?
Торренты — это всего лишь способ получения контента. От них мало что зависит. Возможно, после вступления России в ВТО, пиратства будет меньше и появятся легальные сервисы, где за определенную плату можно будет скачивать сериалы с качественным переводом и озвучкой. На количество и качество сериалосмотрения это повлияет мало. И, кстати, на доходах авторов это тоже никак не отразится. В России довольно странное авторское законодательство. Авторами фильма являются три человека — режиссер, сценарист и композитор. Однако авторские отчисления получает только композитор. Так что композиторы, видимо, будут зарабатывать еще больше.
Ваша пятерка лучших из когда-либо снятых сериалов?
Не хотелось бы сталкивать лбами любимых авторов, поэтому в алфавитном порядке: «Безумцы», «Во все тяжкие», «Дедвуд», «Клан Сопрано», «Прослушка», «Студия 60», «Тримей». Семь получилось. Ну, пусть будет семь.
Давайте представим: на землю прилетели пришельцы и хотят поскорей разобраться в том, что у нас тут происходит. Какие шоу вы бы посоветовали им посмотреть для этой цели?
«Ньюсрум» Аарона Соркина. Может быть, хотя бы инопланетяне проникнутся его идеализмом.