rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
99

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

165

Европа: радикальные левые против своего империализма

370

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Культура Арт 2012 Апрель Пыль на весь мир

Пыль на весь мир

Мчатся машины, догоняя друг друга, пахнет бензином и выхлопом. По тротуару мимо «кофе-хаузов» спешат люди, а из магазинов орет музыка. Картинки, звуки и запахи меняются в долю секунды. Существуя в ритме города, мы не обращаем внимания на то, сколько человек пробежало рядом с нами в метро, не запоминаем их лиц. Миллиарды микровпечатлений застревают в нашем сознании, формируя отношение к жизни, внутренний мир и привычки. Встраиваясь в систему социума, мы не замечаем, как пыль города незаметно оседает в нас, да и каждый наверняка чувствовал себя хоть раз пылинкой на густонаселенной планете Земля. Художники и ученые решили разобраться с понятием «пыль», рассмотреть его с метафорической и научной точек зрения, а результат их исследований можно увидеть на выставке, которая так и называется «ПЫЛЬ». Проходит она в рамках совместного проекта LABORATORIA Art&Science и Австрийского Культурного Форума в небольшом помещении Научно-исследовательского физико-химического института имени Л.Я. Карпова.

При входе в белое помещение посетители могут споткнуться о железную ступень. Но если встать на нее, она прогнется под вашим весом. Испуганно соскакивать сразу не стоит, в этом нет ничего страшного – просто группа екатеринбургских художников «Куда бегут собаки» таким образом решила взвесить и узнать, как много пыли сгребется на выставку. В советском мультфильме про козленка, который умел считать, всех только раздражал его навык. Здесь, несмотря на то, что посетителей ассоциируют с пылью, взвешивание не вызывает неприятия. На второй день выставки оказалось, что в «Лабораторию» заглянуло около42065.14 килограммов. Посмотрев на такие цифры, невольно задумаешься: много незнакомцев приходило-уходило и никому ведь не интересно, кто были эти люди, важна лишь статистика. Не расстраиваясь, с мыслью «И меня посчитали!» можно пройти к следующим экспонатам.

Среди пыльных работ есть «Пыль мозга» Сергея Шутова. Нет, это не шутливый диагноз от художника пациентам. Если «Куда бегут собаки» отождествили всех с пылью, то это еще не значит, что, по мнению Шутова, у окружающих проблемы с разумом. Но всё-таки болезнью «пыль мозга» страдают все. И, пожалуй, это приятная способность человека самому себе вызвать иллюзию. Стоит вам только закрыть глаза, чуть надавить на них пальцами, и вам «погрезится» множество фосфенов. Сергей Шутов попытался воссоздать то, что ощущает человек, заглянувший внутрь себя. Женщина из телевизора на вопрос «что ты сейчас видишь?», отвечает: «ну не знаю», потом все-таки начинает описывать грезы и на экране появляются звезды – красные, синие, всякие. У каждого человека внутренний космос совершенно отличается от всех остальных. Исследование внутреннего пространства с помощью специальных приборов, стимулирующих мозг, завораживает. Хоть человека всегда и воспринимали по-разному: во времена ренессанса, как равного Богу, в эпоху барокко, как одного из тысячи таких же на Земле, – нельзя отрицать очевидного – люди разные. Сколько психологи ни будут пытаться распределить всех по категориям, внутренние космосы сангвиников не окажутся одинаковыми. Чтобы убедиться в этом еще раз, всего лишь стоило заставить людей надавить себе на глаза и подключить датчики к голове.

Но только вы успеете обрадоваться за всех индивидуальностей в мире, как объединение «Вверх!» тут же вас заставит вернуться в реальность. В их видеоинсталляции представлено множество роликов с просторов интернета. Только уменьшены они до пикселей и собраны в одну постоянно меняющуюся картину. Впрочем, можно взять лупу и попытаться посмотреть хотя бы один в этом хаосе минисюжетов. Гораздо интересней попасть в темную комнату, где представлена «Серенада пыли» Дитмара Оффенхубера, Маркуса Деккера и Оркана Телхана. Звуковая волна, преобразуя частицы уличной пыли на своем пути, оживляет их. Эта интерактивная инсталляция реконструирует акустический эксперимент XIX века физика Августа Кундта, с помощью которого он измерял скорость звука в газах. Наблюдение за движениями в светящихся стеклянных трубах доставляет эстетическое удовольствие. Вспоминаются книги фантастов – например «Лунная пыль» Артура Кларка. Лунное свечение труб как раз наводит на мысли об этой повести. По сюжету книги пылеход с экипажем из-за «лунотрясения» провалился в лунную пыль. Пыль же в трубах австрийских художников невраждебна – она движется в изолированном пространстве. Наверное, не просто так выставка открылась в День Космонавтики – 12 апреля. Если вначале мы узнавали о космосе и хаосе, то потом нам представляют поэтапное изучение этих пространств и понятий.

Проигрывают на фоне инсталляций только картины Александры Паперно – их видишь сразу, зайдя в следующий зал. Они сделаны по специальной технологии нанесения краски на рисовую бумагу, на которую крепится другой полупрозрачный слой рисовой бумаги, – почему-то рядом с инсталляциями они кажутся бессмысленным серым туманом, несмотря на всю сложность исполнения.

Но потом замечаешь технологическую инсталляцию Хервига Вайзера «Zgodlocator» и долго уже не можешь отойти от нее. Здесь пыльное месиво переводится в индустриальные звуки. Напротив незатейливых картин Александра Лунгина (сына режиссера Павла Лунгина) с разрушенными, недостроенными зданиями стоит прибор – под стеклом два круга (как две пластинки), в одном из которых частицы редких металлов из микросхем, во втором – магнитная жидкость, и подо всем этим скрыта магнитная платформа. Поворачивая любой из четырех рычагов, можно вызвать либо изменение в пылевом пространстве с частицами металла, либо пустить круги по магнитной воде. Всё это сопровождается изменением звука, скрежетом. Чувствуешь себя ди-джеем, составляющим музыкальные композиции для альбома «Город».

Второй зал выставки еще более интересен для посетителей, здесь можно самому поучаствовать в процессе изучения пыли. Пыль сопоставима с прахом, в который превратится каждый в конце своего жизненного пути. Можно услышать мелодию жизни. Бартоломеус Траубек решил на виниловом проигрывателе вместо пластинок послушать срезы дерева. Считывающая кольца видеокамера превращает время в музыку. Это сродни нашим аудио- и видеозаписям – только воспроизводятся эпизоды из жизни дерева, записанные на его годовых кольцах.

Криста Зоммерер и Лоран Миньоно, напротив, не собираются реинкарнировать подлинность звука. Для них гораздо важнее шум, в который превращаются наши речи и песни. Произнесенные слова остаются в памяти, иногда звучат в мыслях, как эхо, но далеко не все могут вспомнить подробности недавнего разговора (например, посторонние звуки – чирканье ножницами, голос диктора и т.п.). Получается, что от наших диалогов остается лишь пыль, осевшая в памяти. Об этом инсталляция «Шум и дым». Выглядит она совершенно просто: советский телефон с вращающимся диском. Когда берешь трубку, то слышишь только неразборчивое эхо твоих слов, которые будто поднимаются в воздух, превращаясь в дым. Наши слова порой настолько пустые и легкие.

Под конец будет предложено подслушать. За приоткрытой дверью кто-то постоянно кашляет и чихает от пыли, что-то вытирает и чистит. Слышно тех, кому непосредственно приходится соприкасаться пылью, с простой, привычной нам пылью, которую мы вытираем со шкафов и комодов. Так пыли возвращается ее простое бытовое значение. Это P.P.S. 2012 Ольги Чернышевой на прощание посетителям.

Покидая выставку, случайно замечаешь надпись у выхода: «подлинная свобода в жесточайшей логике развития, все остальное – произвол». Это высказывание Анатолия Осмоловского написано пылью, и кажется, что его легко может сдуть ветром сквозняка. Хочется снова запрыгнуть на весы екатеринбургских художников, добавив еще пыли в счетчик. На улице снова машины, снова все куда-то несутся, не замечая ничего вокруг. Снова встраиваешься в ритм и вдыхаешь выхлопной воздух. «ПЫЛЬ» уже осела в сознании и памяти. Возможность исследовать ее повторно есть до 15 июля.

Анна Киселева

Апр 4, 2012Рабкор.ру
4-4-2012 Артвыставка, инсталляции, Москва, эксперимент12
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Игра на выбываниеОдержимый красотой. Сергей Параджанов
  См. также  
 
Торговый центр
 
Что это было?
 
Крадут не только бюджет, но даже его обсуждение
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру