Основная цель шведской политики в отношении наркотиков – создание свободного от них общества. Для достижения этой цели Швеция проводит карательную политику, полагаясь на правоохранительные меры. Именно благодаря этой политике, как утверждают некоторые, в Швеции наблюдается небывалый в истории низкий уровень наркопотребления. Успех шведской модели, следовательно, приводят в качестве аргумента против реформ в области наркополитики – в частности, против декриминализации и правового регулирования.
Тем не менее, это спорный вопрос, является ли невысокий уровень употребления наркотиков в Швеции результатом репрессивной политики, поскольку исследования регулярно показывают, что именно социальные, экономические и культурные факторы, а отнюдь не суровость законов, являются ключевыми в таких вопросах, как употребление наркотиков.
Также следует отметить, что употребление наркотиков хотя и находится на относительно низком уровне, но растет.
Кроме того, шведская модель – в частности, неприятие проверенных методов снижения вреда – имеет и серьезные негативные последствия, которые никогда не упоминаются ее поборниками, а это весьма высокий уровень гепатита С среди людей, употребляющих инъекционные наркотики, и рост на 600% (за последние 20 лет) количества смертей, вызванных приемом наркотических препаратов.
История вопроса
Ради достижения поставленной цели — общества, свободного от наркотиков — Швеция проводит политику «нулевой терпимости» к приему наркотиков, вкладывая значительные средства в организацию правоохранительных мер, профилактику и лечение синдрома абстиненции. Эта политика возникла в 1960-х и была следствием роста употребления наркотиков, наблюдавшегося тогда в большинстве развитых стран. С тех пор максимальные наказания за преступления, связанные с наркотическими препаратами, постепенно ужесточались, а в 1988-м Швеция предприняла необычайные меры, криминализировав не только хранение наркотиков, но и их употребление.
Сначала употребление наказывали лишь штрафом, однако с 1993-го ввели и возможность тюремного заключения. Введение столь жестких наказаний дало полиции возможность брать анализы крови и мочи без согласия подозреваемого. 1 Сейчас в год проводится 130 000 таких тестов.2
Количество людей, осужденных за преступления, связанные с наркотиками, за последние 10 лет удвоилось.
И хотя штрафы все еще остаются наиболее распространенным видом наказания, большинство (83%) осуждены за простое хранение или употребление наркотиков, то есть за незначительные, но криминализированные правонарушения.3
Употребление наркотиков
В 2007-м доклад управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC) назывался «Успешная шведская политика в отношении употребления наркотиков: обзор доказательств».45 В своем вступлении директор UNODC Антонио Мария Коста смело заявил:
«Общества получают те проблемы с употреблением наркотиков, которые они заслужили», особенно отметив, что «в случае Швеции, не может не поражать четкая связь между ограничительной наркополитикой и низким уровнем употребления наркотиков».6
Швецию часто упоминают в качестве примера эффективной политики запрета в отношении наркотиков, и этот же аргумент часто повторяют противники таких реформ, как декриминализация и легализация.
Тем не менее в ходе исследований так и не удалось установить связь между суровостью законов в отношении употребления наркотиков и уровнем их употребления. Исследования ВОЗ 2008-го года, проводившиеся в 17 странах (хотя Швеция в их число и не входила), установили, что «употребление наркотиков в мире распределяется неравномерно, и это явление не напрямую связано с политикой страны по этому вопросу, поскольку в странах с жесткими законами в отношении употребления наркотиков уровень их потребления не ниже, чем в странах с более либеральными законами».7 Многие другие полномасштабные исследования (в том числе и проводившиеся МВД Великобритании) показали аналогичные результаты.8
Далее приведенные факты разрывают причинно-следственную связь между суровостью шведских законов и низким уровнем употребления наркотиков:
- Хотя одной из основных причин криминализации употребления наркотиков в 1993 было стремление удержать молодежь от приема наркотиков,9 в период с 1995 по 2011 количество 15-16-летних, когда-либо употреблявших тот или иной вид наркотических препаратов, увеличилось с 6% до 9%. 10
- Несмотря на то, что уровень употребления алкоголя и табачных изделий сокращается, незаконное употребление наркотиков возрастает. Количество 15-16-летних, употреблявших в течение месяца каннабис, возросло с 1% до 3%,11 а употреблявших когда-либо другие виды наркотиков – с 2% до 4%.12
- Общее количество употребляющих наркотики (в возрасте от 15 до 64 лет) тоже возрастает. По двум из трех показателей (употребление в этом году и вообще когда-либо) уровень употребления каннабиса в Швеции сейчас выше, чем в Португалии, которая декриминализовала индивидуальное употребление всех наркотиков в 2001-м. 13
- Доля взрослого населения, когда-либо употреблявшего амфетамины, возросла с 1,4% в 1994-м до 5% в 2008-м (более поздние данные отсутствуют).14
- Увеличилась и доля молодых людей, когда-либо употреблявших ингалянты или без предписания врача употреблявших транквилизаторы и седативные средства. Если раньше этот показатель был ниже среднеевропейского уровня, то сейчас – выше.15
- В странах, где применяется такой же, как в Швеции, репрессивный подход (например, в Великобритании и Франции), тоже существенно возрос уровень употребления наркотиков.
Результаты исследований свидетельствуют, что распространение употребления наркотиков вызывает преимущественно целый комплекс взаимодействующих социальных, экономических и культурных факторов.
Политика в отношении наркотиков (и в особенности меры, предпринимаемые правоохранительными структурами) в лучшем случае оказывает незначительное воздействие. Кроме того, распространенность употребления наркотиков коррелирует с высоким уровнем социальной депривации и неравенства.
В этом отношении в Швеции традиционно все было относительно хорошо – это богатая страна с высокоразвитой системой социального обеспечения (хотя в последнее время ситуация с равенством в уровне доходов и богатств ухудшилась). В шведском обществе к тому же традиционно господствуют воздержанность и социально консервативная культура. Здесь наблюдается относительно невысокий уровень употребления алкоголя, табака и злоупотребления медицинскими препаратами.
Однако следует признать, что об эффективности политики в отношении наркотиков нельзя судить лишь по степени их употребления – существует много других показателей успешности, и по этим показателям положение дел в Швеции значительно хуже.
Недостаточное снижение вреда
Акцент на необходимости построения общества, свободного от наркотиков, в Швеции не столько остановил употребление, сколько способствовал развитию враждебного отношения к попыткам принять меры по снижению потенциального вреда от употребления наркотиков. 16В одном серьезном исследовании 2011 года его авторы признавали необходимость активизировать меры по снижению вреда от употребления наркотиков17, но прошлое правительство отказалось предпринимать какие-либо действия из-за своей приверженности политике, ориентированной на полный отказ от их употребления. Участники проводящейся сейчас общественной кампании надеются, что новое правительство вернется к рассмотрению рекомендаций по этому вопросу, хотя пока что уровень предоставления услуг по снижению вреда от употребления наркотиков ниже европейских стандартов, как и ниже стандартов, рекомендованных ВОЗ и UNODC.
- Во всей стране есть только пять центров по смене игл для инъекций, причем ни одного в Гетеборге – втором по величине городе Швеции.
- Опиоидная заместительная терапия (ОЗТ) доступна, но сильно ограничена (в частности с использованием метадона).
- В некоторых центрах ОЗТ наблюдается нулевая терпимость к использованию других наркотиков, что приводит к тому, что меньшее количество людей продолжают лечение.
- В 2007-м был запущен пилотный проект ОЗТ в тюрьмах. В 2010-м этот проект стал уже национальной программой, однако степень охвата все еще недостаточная.18
- В Швеции нет услуг по предоставлению безопасных наборов для инъекций, не действует всеобщая программа иммунизации против гепатита В, недостаточная информированность относительно передозировки и недостаток программ обучения оказанию помощи в случае передозировки. Наблюдается также недостаток налоксона, препарата, который может нейтрализовать передозировку опиатами – его можно получить только через персонал медицинских заведений, и его нельзя забирать и использовать дома.19
- В Швеции нет мест для приема наркотических препаратов под контролем специалистов (как в Дании, Германии, Нидерландах, Испании и Норвегии) и не проводится сбор данных по поводу организации мер по снижению вреда от употребления наркотиков в развлекательных заведениях: ночных клубах или на фестивалях.
Гепатит С
Отсутствие служб по снижению вреда привело к ряду крайне негативных последствий.
Степень зараженности гепатитом С среди потребителей инъекционных наркотических препаратов в Швеции самая высокая в Европе.
Гепатит С — это передающийся через кровь вирус, который, если не проводить лечение, может вызвать цирроз печени и смерть. В 2013-м стокгольмский центр по обмену игл для инъекций зафиксировал увеличение распространения вируса на 74%20 (при этом неясно, каково общее количество людей, нуждающихся в лечении, и скольким людям необходимы программы по обмену игл и шприцов).
Смерти, вызванные употреблением наркотиков
В качестве дальнейшей иллюстрации того факта, что низкий уровень употребления наркотиков не обязательно предполагает пониженный уровень вреда от их употребления, следует сказать, что в Швеции уровень смертности в результате употребления наркотиков – 62,6 на миллион человек (по данным 2012)21, а это в более чем в три раза выше, чем в среднем по Европе – 17,1 на миллион человек.22
В Португалии, которая проводит политику декриминализации употребления и расширяет программы по снижению вреда, уровень смертности в результате употребления наркотиков — 2,3 на миллион человек. В Швеции этот уровень в 30 раз выше.
Тем не менее некоторого прогресса удалось достичь, когда уровень смертности от передозировок в Швеции вынудил многих признать тот факт, что необходим иной подход к данной проблеме. Программы заместительной терапии и обмена игл и шприцов сейчас, конечно, работают лучше, чем десять лет назад, однако этого совсем недостаточно. Политическая бюрократия и продолжающаяся агитация за «общество, свободное от наркотиков» по-прежнему являются барьером для реализации необходимых программ, что означает также и то, что Швеция не желает поддерживать подобные программы на международной арене.
Проведение репрессивной политики и ориентация на абстиненцию проводятся за счет служб по снижению вреда, что негативно влияет на здоровье и благосостояние наркозависимой части населения. И эти последствия были бы, вероятно, еще хуже, если бы не шведская система всеобщего здравоохранения, социальная помощь и культура трезвости. В конечном итоге пример Швеции еще раз говорит нам, что степень распространенности употребления наркотиков — это лишь один из показателей успешности политики, но при этом и нельзя игнорировать и вред для здоровья людей.
Количество смертей, вызванных употреблением наркотиков в Швеции и Португалии.
- Tham, H. (2009) ‘The issue of criminalization of drug use in Sweden’, Nordic Studies on Alcohol and Drugs, vol. 26, pp. 432-435. http://www.nordicwelfare.org/PageFiles/4758/HenrikTham.pdf ↩
- Johansson, P. and DuPont, R. L. (2009) ‘Drug policy choices – the Swedish way’. http://www.ibhinc.org/pdfs/DrugPolicyChoicesTheSwedishWayClean.pdf ↩
- Swedish National Institute of Public Health (2013) ‘2013 National Report (2012 data) to the EMCDDA by the Reitox National Focal Point’., p. 83. http://www.folkhalsomyndigheten.se/pagefiles/12993/A2013-02-National-Report-2013-to-the-EMCDDA.pdf ↩
- United Nations Office on Drugs and Crime (2007) ‘Sweden’s successful drug policy: a review of the evidence’. https://www.unodc.org/pdf/research/Swedish_drug_control.pdf ↩
- Sweden is the joint second-largest funder of the UNODC (at 13.5%, with Germany), behind Japan at 19% but ahead of the US (13%). ↩
- United Nations Office on Drugs and Crime (2006) ‘UN drugs chief praises Swedish drug control model’. http://www.unodc.org/unodc/en/press/releases/press_release_2006-09-06.html ↩
- Degenhardt L. et al. (2008) ‘Toward a Global View of Alcohol, Tobacco, Cannabis, and Cocaine Use: Findings from the WHO World Mental Health Surveys’, PLoS Medicine. www.plosmedicine.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pmed.0050141 ↩
- UK Home Office (2014) ‘Drugs: International Comparators’. https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/368489/DrugsInternationalComparators.pdf ↩
- Tham, H. (2009) op. cit. ↩
- European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs (2011) ‘The 2011 ESPAD Report Substance Use Among Students in 36 European Countries’, p. 357. http://www.can.se/contentassets/8d8cb78bbd28493b9030c65c598e3301/the_2011_espad_report_full.pdf ↩
- Ibid., p. 360. ↩
- Ibid., p. 362. ↩
- Balsa, C., et al. (2013) op. cit., p. 52. ↩
- European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction (2014) ‘Data and statistics’. http://www.emcdda.europa.eu/data/2014 ↩
- European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs (2011) op. cit., p. 119. ↩
- Skretting, A. and Rosenqvist, S. (2010) ‘Shifting focus in substitution treatment in the Nordic countries’, Nordic Studies on Alcohol and Drugs, vol. 27, pp. 581-598. ↩
- Statens Offentliga Utredningar (2011) ‘Bättre insatser vid missbruk och beroende: Individen, kunskapen och ansvaret’. http://www.regeringen.se/content/1/c6/16/71/05/4a710efb.pdf ↩
- Harm Reduction International (2012) ‘The Global State of Harm Reduction: Towards an Integrated Response’. http://www.ihra.net/files/2012/07/24/GlobalState2012_Web.pdf ↩
- European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction (2012) ‘Harm reduction overview for Sweden’. http://www.emcdda.europa.eu/country-data/harm-reduction/Sweden ↩
- Karolinska Institutet (2013) ‘HIV/HCV Co-infection in Sweden – Epidemiology, HCV Treatment and the Importance of il28b Gene Polymorphism’. https://publications.ki.se/xmlui/bitstream/handle/10616/41788/Thesis_Jenny_Stenkvist.pdf?sequence=1 ↩
- [21. European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction (2014) ‘Country overview: Sweden – Drug-induced deaths and mortality among drug users’. http://www.emcdda.europa.eu/publications/country-overviews/se#drd ↩
- Calculated based on the number of drug-induced deaths (16) in Portugal as a proportion of 15-64-year-olds in 2012. Source for number of deaths: European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction (2014) ‘Data and statistics’. http://www.emcdda.europa.eu/data/2014 ↩