Теракт в Париже взорвал сознание т. н. «цивилизованного» мира. В самом его центре десятки простых горожан были использованы как мясо, даже не пушечное, а просто жертвенное мясо на убой. Война пришла в страну первого мира, и этот мир ужасается и недоумевает. Лихорадочно вводится чрезвычайное положение, закрываются границы, полиция получает дополнительные полномочия. Однако давайте попробуем посмотреть чуть дальше видимого и понять ситуацию в развитии. Что же ждет нас в ближайшее время? Какие вызовы стоят перед человечеством, и можем ли мы найти ответы?
Первое, что нужно увидеть — мир действительно стал глобальным. Большой деревней. Границы и расстояния не играют никакой роли. Если полыхает один угол дома, есть большая вероятность задохнуться от дыма в другом его конце.
Второе — война и мир как категории настолько слились, что мы живем практически по Оруэллу. Миротворческие и контртеррористические операции порождают джихад и борьбу против кафиров. Важнейший вывод: правила войны изменились. Война стала ежедневной реальностью.
Дополнение к выводу: если мы говорим про ИГИЛ, надо понимать, что он НЕ БОЛЕЕ жесток, чем современные империалистические страны первого мира. Просто эти страны творят свои грязные и кровавые дела втихую, под красивым прикрытием СМИ. А «новые варвары» жестоки демонстративно, они сознательно шокируют обывателя. Это неизбежное отрицание сущности капиталистического мира, отрицание, этим самым миром порожденное. Но направленное в ложную сторону — идеализированного прошлого — и обильно сдобренное религиозным восприятием.
Следует понимать, что простым жителем арабских стран, подвергшихся неоколониальным захватам и варварской политике уничтожения со стороны империалистов Запада, идея Халифата и борьбы против неверных будет восприниматься как СВОЯ идея.
Учитывайте также и то, что «Исламское государство», в общем, серьезно относится к социальным потребностям своих граждан, декларируя (и обеспечивая, насколько возможно в условиях кровавого хаоса) каждому «верному» пищу, одежду и кров. Отсюда вытекает серьезная поддержка, которую оказывали, оказывают и будут оказывать приверженцам ИГИЛ в мусульманских странах.
Однако и это не все. Своей демонстративно бескомпромиссной борьбой ИГИЛ будет завоевывать симпатии и бывшей «просвещенной Европы». Почему говорить об этом не будет преувеличением? Общее снижение уровня культуры, последовательная деградация рационального мышления и внедрение в массы вместо него мышления образного, медийного — все это будет вызывать отрицание существующей капиталистической системы. В особенности умирающей в муках прослойкой общества, именуемой в классическом марксизме мелкой буржуазией. Это будет прекрасной почвой для агитаторов ИГИЛ. Террористом, несущим смерть неверным, может стать прекрасная девушка, мелкий клерк и даже простой школьник — пропаганда сейчас доступна любому, кто владеет компьютером и доступом в интернет.
Какой ответ могут предложить современные государственные образования? Привычный обмен: «Безопасность за свободу». Усиление роли государства, органов надзора, полицейских мер, шпионской деятельности. Под маркой борьбы с экстремизмом будут продолжать военное вмешательство в арабские страны, что, разумеется, вызовет ответные террористические акты. Параллельно будет задавливаться любой социальный протест под маркой «сплотимся во имя защиты Родины», и будет продолжаться ползучее уничтожение остатков «государства всеобщего благоденствия».
Еще одной реакцией с неизбежностью станет усиление националистических и шовинистических настроений в «первых странах», постепенное проникновение неофашизма в умы масс, принятие ими правых идей.
Важно понимать, что «борьба с терроризмом» — это очень удобный ярлык, на который можно списать все. Но реально с терроризмом в нынешних условиях бороться практически невозможно.
Невозможно обеспечить защиту всех объектов, которые потенциально могут быть атакованы. Попытка же это обеспечить приведет к реализации знакомых с детства антиутопий. Миру «Железной пяты».
Таковы вызовы и таковы реалии, стоящие перед человечеством сегодня. Жестоко? Увы, правда чаще всего жестока. Но без принятия ее, без постановок вопросов невозможно приступить к их решению.
Человечество ставят перед выбором: диктатура глобального капитала или новое средневековое варварство. Но этот выбор ложный. Это выбор в рамках системы. Решение же состоит в том, чтобы из системы выйти.
Максим Ростиславский