Вопреки некоторым прогнозам, что революции Украине следует ждать в 2015 году к следующим президентским выборам, страсти в стране накаляются – и новый виток в Украинской революции (2004–?), о котором мне уже довелось писать, начался. Даже несколько раньше, чем я рассчитывал.
Недавно в петербургском издательстве «Амфора» вышла книга «Красный Элвис (социалистические веяния среди домохозяек)» – сборник русских переводов работ украинского поэта, прозаика и переводчика Сергея Жадана, одного из немногих украинских литераторов, чьи книги регулярно издаются в России и хорошо известны в контркультурной среде на всем пространстве бывшего СССР. Депрессивная социальная действительность, отраженная в книгах Жадана, одинаково знакома жителям Западной Украины, Сибири, Крыма или Петербурга. А его герои – это люди, которые вчера встретились вам в пивной за углом вашего дома, в каком бы из постсоветских городов он не находился. В беседе с Андреем Манчуком С. Жадан констатирует общие тенденции в современной литературе, оторванной от реальной жизни, дает оценку книжному рынку и цензурной политике украинской Нацкомиссии по морали, а также говорит о левой литературе, «буржуазной» оранжевой революции и будущих президентских выборах – без выбора для украинцев.
Эпидемия гриппа ставит диагноз украинскому обществу, засвидетельствовав системный характер охватившего его кризиса. Миллионы одетых в маски людей во всех городах страны, безумная животная паника, на которой цинично спекулируют политики и торгаши, – такой увидели страну ее граждане, выброшенные из привычного мира патриотических иллюзий. А всякая попытка понять природу происходящего ведет к критическому анализу рыночных основ нашего общества, где жизнь и здоровье служат предметом торгов и манипуляций. Как, впрочем, и всё остальное вокруг нас.
Белорусский президент, доселе суровый, как исполняющий одноименную арию варяжский гость из оперы Мусоргского, ныне все больше начинает овладевать премудростями большей дипломатии. По крайней мере, он теперь не только произносит фразу «многовекторная политика», но и свои официальные визиты совершает действительно в разных направлениях. Зачастую противоположных. Недавно вот был опять-таки ближе к «варягам», в омываемой хладными балтийскими волнами Литве. Теперь его путь лежал на юг, в Киев. Забегая вперед, скажем, что на последних переговорах речь шла, в том числе, и о создании Балтийско-Черноморского транспортного коридора, и энергомоста «Украина–Белоруссия–Литва». А вот еще по классическому маршруту «из варяг в греки» некогда шел и транзит многочисленных рабов – основного вида энергоносителей того времени…
Дмитрий Виленский – современный художник с международной известностью и «гражданин мира». Один из создателей группы арт-интеллектуалов «Что делать?» и издатель одноименной газеты. Участник многочисленных художественных проектов, некоммерческих фильмов, антибуржуазных акций и социальных инициатив. С самого начала своей деятельности Виленский заявлял себя как автор, ищущий вдохновения в области нового марксизма, нового анархизма и вообще «новых левых». Вместе со своими единомышленниками он проводит теоретические семинары, на которые без приглашения является ОМОН, и читает в самых модных залах Москвы лекции о политической ангажированности современного искусства. Однако главная деятельность Виленского по-прежнему происходит за пределами России. Чтобы узнать, почему это так, и что, собственно, делать, специально для Рабкор.ру с Д. Виленским встретился и побеседовал Алексей Цветков.
Вот уже несколько лет 4 ноября ассоциируется в России не столько с Днем народного единства, сколько с заметными акциями ультраправых. Накануне этой знаковой даты обозреватель Рабкор.ру Михаил Нейжмаков встретился с Галиной Кожевниковой – заместителем директора Информационно-аналитического Центра «СОВА», занимающегося проблемами проявлений национализма и ксенофобии в современной России. Как в России чуть было не был поставлен под сомнение Нюрнбергский приговор? В чем могла заключаться ошибка антифа и Станислава Маркелова? Что может связывать нацболов и «молодых единороссов»? Как прослыть в ультраправой среде «провокатором ФСБ»? Могут ли эмо и готы оказаться эффективнее левого движения? Об этом и многом другом читайте в интервью.
Небольших очагов рабочего сопротивления у нас в стране сейчас немало – другое дело, что ни эффективностью, ни теоретической подкованностью они чаще всего не отличаются. Поэтому с особой надеждой хочется смотреть на явления качественно иного порядка: возникший недавно в Петербурге «Центр взаимопомощи рабочих», руководитель которого Петр Принёв специально для Рабкор.ру рассказал Евгении Спасской об основных принципах работы организации, ее целях и направлениях.
В знаменитом триллере Дэвида Финчера «Бойцовский клуб», вышедшем на экраны в 1999 году, многие радикалы увидели своеобразный манифест, доказательство того, что появление успешной революционной организации в странах Запада имеет шанс на успех. Фильм «Рецепты анархиста» режиссера Джордана Сасмана, который увидел свет тремя годами позже, вполне можно принять за ответ «Бойцовскому клубу», доказывающий ровно противоположные постулаты. В ночь с 26 на 27 октября 2009 года этот фильм (оригинальное название которого «The Anarchist Cookbook» переводится скорее как «Поваренная книга анархиста») показали и зрителям канала НТВ.