Телевизор в современном обществе давно заменил домашний очаг. Поэтому и центром крупных торжеств для обитателей дома становится именно он. Как поет Юрий Шевчук, «в нашей семье тот главней всех, у кого телевизионный пульт». Так что и телепрограмма в новогоднюю праздничную неделю приобретает не только развлекательное, но и политическое значение.
Главным событием в ночь на 1 января, конечно, становятся новогодние программы ведущих каналов. Когда-то Советская Россия отвергала новогодние традиции прежнего режима, грозя «дать по шапке Деду Морозу, ангелу – по зубам», но затем все больше стала вбирать в себя эти самые традиции. В наше время Россия постсоветская, начав с отрицания всего «совкового», в конце концов, вернулась к старой традиции «голубых огоньков». Впрочем, схожесть формы не всегда означает тождественность содержания. Советский «голубой огонек» напоминал скорее праздничное застолье старых друзей, к участию в котором приглашали телезрителей, так чтобы (по словам корифеев этого жанра) и одинокий зритель не чувствовал себя в праздничный вечер брошенным. «Голубой огонек» сегодня преследует другую цель: взглянуть на яркий и недоступный светский мир. Звезды кино, эстрады, а также представители перспективной профессии «светских львиц» оказываются главными героями такого мероприятия, даже если не участвуют в представлении.
Главными участниками собственно сценического действия на ведущих телеканалах стали штатные юмористы. Например, на канале «Россия» эту роль сыграли ставшие притчей во языцех артисты театра «Кривое зеркало» Евгения Петросяна. А вот Первый канал порадовал зрителей «Оливье-шоу», ставшим практически новогодним выпуском программы «Большая разница», где были собраны лучшие номера года. Эта программа представляет собой сборник пародий на телепрограммы самых разных каналов и пока может претендовать на звание, пожалуй, самого удачного юмористического телепроекта федерального ТВ. По крайней мере, этот проект пока отличался наименьшим содержанием пошлости, зато заметной концентрацией настоящего юмора – неплохая пропорция для вечера выходного дня, тем более новогоднего.
Еще одна форма новогодней телепрограммы – своеобразный новогодний бал-мюзикл в стиле определенной эпохи или сказки. Самыми известными из проектов-первопроходцев в этом стиле в 1990-е годы стали «Старые песни о главном». Впрочем, в этом году этот стиль был менее популярен – из центральных телеканалов к нему прибегли, пожалуй, только на НТВ, где зрителю была представлена сказка «Золотая рыбка» на новый лад.
Однако новогодний бал и «Голубой огонек» объединяет минимум одна деталь. Для участия в них привлекаются в основном поп-исполнители. Несколько лет назад на канале Рен-ТВ была попытка создать альтернативную новогоднюю рок-программу с говорящим названием «Неголубой огонек». Действительно, бывало, переключишь телевизор с Рен-ТВ, где поет Сергей Шнуров на Первый канал, где выступает Боря Моисеев, – и смысл названий программ сразу понятен. Конечно, продвинутые рок-фанаты скажут, что многие из участников той программы представляли не чистый рок, а «рокапопс», да и без настоящей попсы она не обошлась. Но все же «Неголубой огонек» был альтернативой, которой так не хватает в довольно однообразном эфире новогодней ночи.
Как бы то ни было, одними «огоньками» все 10 дней новогодних каникул не заполнишь. Основу эфира в это время, конечно же, составляют фильмы. По тематике они явно делятся на две части, в соответствии с тем, к какой из праздничных дат ближе располагаются – Новому году или Рождеству.
В западных странах Рождество одновременно время сказки и время семейных ценностей. В современной российской традиции эти вехи оказались разведены по двум разным праздникам.
Новый год – время веселья и беззаботности. Эту ипостась на новогоднем экране олицетворяют советские фильмы – «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Чародеи» и многие другие. Часто они идут один за другим и концентрируются вечером 31 декабря и 1 января – когда люди, скорее всего, находятся у экранов, а праздничное настроение еще не пропало от долгого отмечания.
С другой стороны – это время сказки, и на сцену выступает западное фэнтези – прежде всего «Гарри Поттер» и «Властелин колец». Например, в этом году творение Толкиена стало главным героем предновогодних анонсов НТВ, с юмором обыгрывающих советские традиции праздника. Это и правда выглядело забавно, например, анонс с героем «Властелина» Голлумом, зубами вылавливающим рыбу из озера под знаменитый афоризм: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».
Но интересно, что ни в «сказочной», ни в «беззаботной» ипостаси новое российское кино так и не смогло занять передовых позиций. Снимавшиеся в 1990-е предновогодние фильмы практически забылись, а «Ирония судьбы-2» и «Карнавальная ночь-2» не смогли даже близко встать со своими первоисточниками. То же касается и сказочной оставляющей. Каким ажиотажем еще недавно сопровождались предновогодние премьеры «Ночного», «Дневного дозоров» или «Волкодава», а сегодня их вновь вытесняют из новогоднего эфира профессор Толкиен и Гарри Поттер и его друзья.
Этот глобальный неуспех отечественной кинопродукции у зрителя, кажется, связан с тем, что большинство ее создателей предпочло подражать (советским комедиям или западному фэнтези), а не творить. К тому же зрелищный эффект в новых русских фильмах часто намного перекрывает и вытесняет их содержание, даже там, где оно действительно есть. А в таких случаях потребитель всегда хочет получить настоящий качественный оригинал, а не имитацию, пусть и в красивой обертке (и это быстро оценили руководители телеканалов). Интересно, а какая судьба ждет громкие премьеры этого Нового года? Они наверняка появятся и в телеэфире, но вот смогут ли закрепиться в эфире новогоднем? В следующем Новом году мы это узнаем.
В отличие от разгульного Нового года, рождественский сочельник и собственно Рождество, по задумке ТВ-продюсеров, должны стать временем, когда зритель обратится к вечным ценностям. Тот факт, что и Новый год попадает на рождественский пост, они предпочитают вспоминать, – поэтому на одном и том же канале новогоднее шоу с самыми пошлыми шутками и эротическими намеками может сочетаться с рождественскими передачами, претендующими на духовность.
Учитывая, что в России православие вновь стало практически государственной религией, а рождественские богослужения транслируются в прямом эфире, можно было бы ожидать, что в эти дни телепрограммы будут заполнены фильмами с православным уклоном. Этого, однако, не происходит. Возможно, дело вновь в рационализме телевизионного начальства или их кураторов. Но во-первых, качественных православных фильмов не так уж много – есть, например, «Остров», но он уже прошел по различным каналам в декабре по случаю кончины патриарха Алексия II, а во-вторых, слишком перегруженный религиозными мотивами эфир наверняка оттолкнет от экранов значительную часть зрителей, которые могут считать себя православными, но вся их религиозность идентификацией и ограничивается. Можно еще сказать, что Россия – светское государство и многоконфессиональная страна, но об этом у нас если и вспоминают, то совсем в других случаях.
Таким образом, православная составляющая на российских телеканалах, если не считать рождественских трансляций, была не очень значительной. За некоторым исключением – скажем, канал «Россия» в очередной раз показал мини-сериал «Батюшка», который уже неоднократно демонстрировался до этого накануне различных религиозных праздников. Однако дата обязывает и телевидению надо хотя формально на нее отреагировать. Как уже было сказано, Рождество на Западе ассоциируется с семейными ценностями. Отечественное телевидение решило пойти по этому же пути, увеличив в рождественские дни долю фильмов на эту тему.
Здесь тоже есть нюансы. 2007 год в России был объявлен «годом ребенка», а 2008 – «годом семьи». Под эту тематику в течение прошедших двух лет при поддержке государства и окологосударственных структур было снято такое количество фильмов и сериалов, что на эти средства можно было бы помочь десяткам тысяч реальных семей и детей. При этом вряд ли пропагандистский эффект от картин был заметным – в основном это были мелодрамы, которые смотрят либо пенсионеры, либо домохозяйки, а их за семейные ценности агитировать незачем. Однако интересно, что вся эта кинопродукция в новом году оказалась практически невостребованной. Даже под конец длинных праздничных каникул, когда все самые лучшие фильмы в основном прошли и выбор у администраторов телевидения был не так уж велик. Видимо, это яркая иллюстрация того, какова в действительности была эффективность «распила бюджета» под «семейную пропаганду».
Наконец, что такое настоящее телевидение без новостей? Наверное, почти то же самое, что новогодние праздники с серьезными новостями. Обычно, если не происходит ичего экстраординарного, новостные программы либо становятся филиалом передачи «Вокруг света» и рассказывают, как прошел праздник в разных странах, либо хватаются за самые незначительные новости. Когда еще, кроме как в начале января, по центральным телеканалам может пройти сюжет о том, как «испугавшись праздничных фейерверков, собака забралась на столб электропередач, и теперь телезрители видят, как спасатели ее оттуда снимают»? Однако в последние три года появилась одна новость, которая удостаивается права прерывать праздничные программы в новогоднюю ночь и оказываться в центре спецвыпусков.
Наступивший 2009 год не стал исключением. Этой новостью стал отнюдь не сектор Газа в Палестине, а фактор газа в российско-украинских взаимоотношениях. Ход переговоров между российским газовым монополистом и украинским газовым посредником рядовой зритель мог отслеживать с помощью новогодних выпусков новостей буквально по минутам. Конечно, влияние газового конфликта на политику в Восточной Европе и Европе очевидно, но так ли уж очевидна необходимость создавать столь пристальное внимание у зрителя к этому конфликту? Только в том случае, если «Газпром» – действительно «новое русское оружие», а его интересы и интересы государства уже глубоко переплелись. Впрочем, это неудивительно, если учесть, что лидеры государства, и топ-менеджеры «Газпрома» – часто одни и те же лица. Что называется, «кто не был, тот будет». Условно говоря, лифт из «Газпрома» в Кремль, Белый дом и обратно работает исправно, в отличие от лифта социального.
Ну а что же между новогодней программой, рождественскими фильмами и «голубым потоком» «Газпрома»? Если не считать показа фильмов с Александром Абдуловым к годовщине смерти актера, то, по традиции прошедшего года, в это время пестрый набор самых разных фильмов потеснили сериалы. Причем за редким исключением (к которым можно отнести продолжение сериала «Остаться в живых» на Первом канале), на федеральном ТВ в этой роли выступили мелодрамы. Очень странный ход, учитывая, что у этой продукции довольно узкий слой потребителей, а новогодние каникулы были всеобщими.
Впрочем, несмотря на то что у многих россиян выбор праздничных развлечений ограничивается «голубым экраном» и «зеленым змием», хочется верить, что для кого-то это стало поводом привнести в свой мир и другие краски. Например, прочитать книгу или вместе с родными отправиться гулять на улицу, чтобы насладиться настоящей зимней погодой.
Михаил Нейжмаков