В Санкт-Петербурге завершается международный театральный фестиваль «БалтДом», темой которого на этот раз стали «Русские!». Именно так с афиш, расклеенных по городу, с обложек буклетов на фоне супрематических бабы и мужика Малевича взывало название теафорума. Между тем, в заглавие «БалтДома» на этот раз организаторы взяли всего лишь название спектакля, которым, собственно, и открывался фестиваль: известный театр […]
Судьба Константинополя, 29 мая 1453 года взятого турками, дала нашей культуре образец поведения в трудной исторической ситуации. Что бы там ни говорили западники, в своем развитии русская государственная мысль тяготела ко второму Риму больше, чем к первому. Как ни сильны были имперские амбиции, но желание быть оплотом истинной веры, истинной культуры, единственно возможного уклада жизни […]
Что если позднему, насквозь трагичному, серьезному чахоточному Чехову в пенсне влить кровь молодого ироничного Чехонте водевилей и рассказов? И приправить все это хорошеньким гоголем, да еще и присыпать сверху хармсом?
Дмитрий Крымов представил в Школе Драматического Искусства премьеру «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве»: при ближайшем рассмотрении за этим загадочным многообещающим заголовком неожиданно обнаруживаются «Три сестры» Чехова. Возникновение имени французского классика в названии можно объяснить при помощи дедукции, вспомнив, при хорошем знании текста чеховской пьесы (на что, безусловно, рассчитывают авторы спектакля), как доктор во втором […]
Гастроли спектаклей Льва Додина в Москве, которые проводит фестиваль «Золотая маска», открылись спектаклем «Три сестры». С самого начала дом генерала Прозорова не просто лишен жизни, а из него словно всё вынуто, даже оконные рамы. Такие дома можно увидеть и сегодня в разоренных российских предместьях. Из дома давно ушла душа. Вряд ли такой генеральский дом мог […]
Второй премьерой сезона в Центре Мейерхольда стал спектакль Николая Рощина «Крюотэ» — «антиманифест без антракта» (по авторскому определению), а также, как объясняется в аннотации, — «сюрреалистическая декорация, мультимедийный аттракцион и самосожжение в знак протеста против сегодняшнего театра». За этим определением, способным отпугнуть иного неокрепшего духом индивида, скрывается многогранно-многоликое действо по мотивам манифеста театра жестокости Антонена […]
Второй премьерой сезона в Центре Мейерхольда стал спектакль Николая Рощина «Крюотэ» — «антиманифест без антракта».
Длинное название «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает» почти исчерпывает сюжет трехчастной постановки: в ней действительно происходит именно это. Семья, рассматриваемая под микроскопом, выглядит клубком конфликтов, того, что психологи назвали бы «нарушением границ».
Центр имени Мейерхольда открыл сезон премьерой — спектаклем Юрия Муравицкого по книге француженки Фабьен Ивер «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает» (перевод и идея постановки принадлежат актрисе Сесиль Плеже, исполнившей на премьере роль девочки; русскоязычная «подладка» и обработка текста — драматургу Екатерине Бондаренко). Длинное название почти исчерпывает сюжет трехчастной постановки: в ней действительно происходит именно […]
Елена Андреевна. А хорошая сегодня погода… Не жарко… Пауза Войницкий. В такую погоду хорошо повеситься… (А.П.Чехов, «Дядя Ваня») «Платформа», удивляющая своих зрителей синтетическими спектаклями, визуальными эффектами, злободневной проблематикой, на этот раз отказалась от временных рамок, пространственных координат и сложных технологий. Поэт и музыкант Алексей Паперный поставил свою новую пьесу «Август», в которой люди остаются, прежде […]
С открытием Гоголь-центра коллектив Soundrama, руководителем которого является Владимир Панков, обрел новую жизнь. Начиналось все с восстановленных спектаклей по гоголевским сюжетам, а эту осень Soundrama встретила премьерой. Спектакль «Машина» по пьесе Юрия Клавдиева «Поедем, нас ждёт машина», поставленный на малой сцене, прекрасно продолжает линию постановок современной драматургии. В выборе слов главные герои себя не ограничивают, […]
В северной столице новые театральные здания возводятся не столь часто, как это было в первопрестольной во времена мэра Лужкова. Зато в мае этого года Петербург, словно наверстывая упущенное, эффектно открыл новое здание Мариинки-2, а буквально через две недели и театрально-культурный комплекс «Новая (малая) сцена» (таково его официальное название). По словам Валерия Фокина, худрука Александринского театра, […]
Под занавес сезона и накануне закрытия на реконструкцию Большой аудитории Политехнического музея в Политеатре представили пьесу поэта Андрея Родионова «Нурофеновая эскадрилья» (постановка Руслана Маликова) — антиутопию в багровых тонах про бригаду биологов, выращивающих на заводе будущего при помощи нанотехнологий самолеты. Действо, пронизанное темнейшим колоритом густой безнадеги, начинается в военизированно-тоталитарном обществе будущего, а оканчивается и вовсе […]
Под занавес сезона в Политеатре представили пьесу поэта Андрея Родионова «Нурофеновая эскадрилья» — антиутопию в багровых тонах про бригаду биологов, выращивающих на заводе будущего при помощи нанотехнологий самолеты.
На сцене Театра имени Маяковского «Враг народа» норвежца Генриха Ибсена. Молодой режиссер Никита Кобелев вместе с драматургом Сашей Денисовой перенесли действие пьесы в российскую реальность. «Враг народа» легко приспосабливается к современной ситуации. Написанный в 1882 году он стал одной их самых социально острых пьес Ибсена. В тихом городке курортный врач обнаруживает в лечебных водах опасные […]
В «Гоголь-центре» режиссер Женя Беркович, ученица Кирилла Серебренникова, поставила спектакль «Русская красавица» по одноименному роману Виктора Ерофеева. Состоялась последняя премьера этого сезона на Малой сцене. Сюжет самого романа в постановке сохраняется, внешние события здесь вообще вполне условны: в Москву приезжает провинциалка, красавица Ирина Тараканова и сразу же погружается в водоворот промискуитета. Во время одного из […]