Первого ноября в Музее Москвы открылось Биеннале высоких технологий SMIT: «60 минут в завтра», посвященное технологиям будущего, вторгающимся в нашу жизнь уже сейчас. Не столько выставка в привычном смысле слова, сколько интерактивное путешествие в будущее, в ходе которого посетитель может получить опыт взаимодействия с новыми технологиями, революционными изобретениями и гаджетами, которые вскоре изменят мир до неузнаваемости.
В вышедшем в 1989 году культовом фильме Роберта Земекиса забавный паренек Марти Макфлай и гениальный ученый Эммет Браун на машине времени, которая буквально машина, путешествуют в будущее, а точнее — в 21 октября 2015 года. В этом будущем машины летают по воздушным магистралям, собак выгуливают дроны, скейты могут парить над землей, дверь открывается отпечатком пальца, а крошечная пицца превращается в ужин для всей семьи. Несмотря на то, что большинство предсказаний Земекеса, в том числе и самое ожидаемое — про летающие машины, к нашему 2015 не успели воплотиться в жизнь, часть из них, пророчески предсказанная, все же нашла отражение в современных реалиях. Как раз с ними и можно познакомиться, пообщаться, даже поиграть в Музее Москвы.
Директор музея Алина Сапрыкина объясняет смысл выставки следующим образом: «В наше время музеи приобретают неожиданные новые статусы, становятся не местом хранения и наследия, но презентацией будущего». Как музей города, Музей Москвы ведет историю столицы, отображает ее «вчера» и «сегодня», а теперь еще и пробует угнаться за «завтра». И сама выставка, потакая общей тематике и атмосфере музея города, организована словно внутри этого самого города: поделена на сферы, обычные для нашей городской жизни.
Путешествуя по территории выставочного павильона, можно отследить свои обычные перемещения в течение дня, осознать объемы поглощаемой информации, уловить темп, в котором движется жизнь, и понять, какое количество технологий мы использует в настоящее время.
Ведь гаджеты существуют, чтобы облегчать жизнь, и уже в 2015 мы не представляем своего существования без их помощи, и основная идея, воплощенная в них и соседствующая с ритмом большого города — идея быстроты. Чтобы все успевать, у нас есть, например конференц-связь, множество окон, доступных одновременно на всех устройствах, и возможность заниматься сразу несколькими делами. И это не прихоть, а обязательное условие современной жизни — не поэтому ли гаджеты будущего именно сейчас, когда мир умнеет на глазах и не устает стремиться к упрощению повседневности, актуальны как никогда?
Особенно в путешествии по городу будущего интересна интерактивность, которая предполагает, что все можно потрогать, оценить и завести самостоятельно, и должна подчеркнуть, что технологии доступны всем, стоит лишь немного прикоснуться к этому миру.
«Выставка призвана показать полный спектр самых интересных и уникальных решений в сфере потребительской электроники и сделать это в интерактивной форме, где каждый посетитель сможет протестировать, увидеть и понять, как привычный ему мир изменится в ближайшие несколько лет. Все, что будет представлено на площадке, будет интересно не только geek-сообществу. Зоны интерактивного пространства построены таким образом, что гости, не имеющие отношения к технологиям, смогут легко разобраться во всех представленных экспонатах», — комментирует Николай Горелый, руководитель проекта SMIT. К тому же, как обещают, экспонаты в течение двух месяцев работы выставки будут пополняться и заменяться, так что каждый раз, заходя в выставочный зал, посетители столкнуться с чем-то новым. А понравившиеся гаджеты можно будет приобрести на сайте музея или самих компаний.
А пока что здесь есть несколько основных зон: умный дом, транспорт, спорт, медицина, одежда, развлечения, — и каждая из этих зон предполагает обучение в процессе, как для использующих технику людей, так и для самой техники. Есть, например, в отделе «дом» умная лампочка, которая включается и настраивается с помощью голосовой команды, а со временем запоминает ваш режим и экономит электричество, выключаясь, если никого нет в комнате.
В шоу-руме под названием EDUTAINMENT (от education и entertainment) концепция обучения в игре основная. Здесь можно найти программу, которая позволяет ребенку собирать вполне реальную мозаику на вполне реальном столе, при этом перенося результат на экран — чтобы юный испытатель не был привязан исключительно к экрану смартфона; или интерактивная песочница, наглядно демонстрирующая географический ландшафт с помощью песка и умной цветовой голограммы, реагирующей на количество этого песка: если песчинки пересыпать в другое место, сканер почувствует это и изменит цвет участка, показывая тем самым, что высота объекта изменилась. С помощью такой программы можно не только с упоением строить целые острова на свое усмотрение (она, кстати, способна и виртуальный дождь вызывать — осадки затем стремятся по склонам гор к низинам), но и наглядно преподавать детям географию.
К упрощению жизни стремятся и технологии из «спорта» и «медицины»: здесь представлена не только различная умная обучающая техника, вроде теннисной ракетки, регулирующей силу и место удара, измеряющей пульс и время тренировки, или кроссовок с навигатором, направляющих бегуна при помощи вибрации, но и чудо медицины — протезы самых разных назначений, заметно облегчающие существование людям с ограниченными возможностями и уже использующиеся спортсменами-паралимпийцами. Даже на самой выставке царит атмосфера движения, сумасшедшего темпа, который только подгоняют программы быстрого обучения и способствующие комфортной беготне технологии.
Правда, помимо быстроты, есть у будущего, как оказалось, еще несколько ключевых идей: синхронизация, равенство, виртуальность.
Синхронизация, она же Удаленность позволяет нам существовать одновременно в нескольких местах: умная машина в доме, объединяющая под своим началом всю бытовую технику, от холодильника, который знает, когда истек срок годности продуктов, до электронной миски для питомца, выдающей еду порциями. Зовут эту машину Лекси, она ведет с пользователем вполне осмысленный диалог, следит, чтобы он выходил из дома в шапке, кормит рыбок, поливает цветы, приветствует гостей на пороге дома и знает, когда хозяин придет.
Равенство — общая утопическая идея, особенно заметная в отделе «мода», где одна и та же одежда может быть разных цветов — в зависимости от настроения конкретного человека. Множество моделей здесь напечатаны на 3D-принтере и при всей инновационности слегка лишены индивидуального подхода. Впрочем, сейчас и любой масс-маркет его по большей части лишен.
Виртуальность же, пожалуй, самая распространенная идея среди разработчиков: одних только очков виртуальной реальности здесь не меньше семи штук. И реалистичный аттракцион Total interactive, где игрок, сидя в кресле, отбивается от иноземных захватчиков, и удаленное путешествие по «Музею естественной истории Татарстана» — наводишь очки на картинку, она делается объемной и оживает, и аттракцион от Beeline, прямых спонсоров биеннале.
Виртуальная реальность в очках яркая, увлекательная и насыщенная — не в пример иногда скучным будням настоящего. Возможно, таково и будущее. Но не будет ли оно при этом слишком нереальным?
Может, мы с таким рвением цепляемся за эти новые, безусловно полезные и удивительные технологии лишь потому, что настоящее кажется нам недостаточно убедительным и удовлетворительным — проще с надеждой смотреть в будущее, на красочную картинку и летающие машины, которых, впрочем, все равно нет.
Зато есть экологичный электромобиль, заботящийся о планете, — и это одна из лучших и приятнейших находок из любителей заглянуть в будущее.
Кстати, полетать на том самом скейтборде Марти Макфлая из «Назад в будущее 2» тоже можно, и для этого не нужен даже Док с его Делорианом. Ведь будущее уже здесь, в Музее Москвы. Пусть и без воздушных автомагистралей, зато с электромобилем.
Выставка продлится до 10 января 2016,
по адресу Зубовский бульвар, 2