Басманный суд прославился тем, что отправил за решетку олигарха Михаила Ходорковского. Басманная прокуратура тоже уже прославилась – по крайней мере, в молодежной среде. Она требует запретить показ на телеканале «2х2» американского мультфильма «Южный парк» (South Park), ставшего культовым для многих молодых людей.
«Южный парк» – это не массив зеленых насаждений, а городок, затерянный в глубинах «одноэтажной Америки». Ситуации, в которые попадают его жители (прежде всего несколько школьников – главные герои мультфильма), позволяют авторам проекта жестко высмеивать американский образ жизни и американскую политику. Высмеивать настолько жестко, что ненормативной лексике героев мультфильма позавидовала бы группа «Ленинград». При этом для авторов фильма нет барьеров: объектами их насмешек становятся такие столпы современных США, как политкорректность, религия, патриотизм и многое, многое другое. Поэтому в самих Соединенных Штатах «Южный парк» не жалуют, а желающие запретить его показ готовы выстроиться в длинную очередь. Среди особо активных его противников оказалось и религиозная община неопятидесятников.
Однако вернемся от американских активистов к отечественным прокурорам. Особенно активно отреагировала на намерения прокуратуры российская блогосфера. Одним из лидеров движения в защиту «Южного парка» оказался блогер и активист левого оппозиции Сергей Смирнов. 13 сентября состоялся организованный при его активном участии пикет в защиту мультфильма. А 14 сентября Сергей был приглашен на «Радио Свобода», где в программе «Радиоблог» получил возможность убедить в своей правоте ведущую Екатерину Пархоменко и широкие массы радиослушателей.
Прежде всего, Сергей подчеркнул, что, хотя героями мультфильма являются 8–9- летние школьники, а мультипликация обычно считается исключительно детской продукцией, этот мультфильм для детей не предназначен. В аннотациях к нему есть специальное предупреждение, не рекомендующее смотреть этот мультфильм лицам до 14 лет. Однако, как школьный учитель истории, Смирнов заметил, что «те же дети, которые смотрят South Park… никогда не вырастут действительно тупыми. Люди, которые воспринимают сатиру на разном уровне, им гораздо тяжелее в дальнейшем простыми способами обработать сознание… Не надо решать, что надо и не надо смотреть детям, не надо за них это решать лишний раз. Ничего страшного в мультике нет. Как будто они всех этих слов, которые есть в мультике, не слышат на улице, не слышат от своих же родителей!»
Запрет мультфильма Сергей связал именно с желанием одних людей отказаться от свободы, а других – навязать всем поголовно собственную «единственно правильную», по их мнению, точку зрения. И это может иметь крайне негативные последствия. Ведущая согласилась с гостем студии: «Свобода не обязательно прекрасного, умного и доброго слова, а также свобода злого, отвратительного и мерзкого слова тоже должна быть. Одно гарантирует другое».
Смирнов подчеркнул и то, что «Южный парк» подвергает осмеянию не наши, а американские ценности, поэтому не стоит российским патриотам его бояться.
Впрочем, зрители, сумевшие дозвониться в студию, явно были другого мнения. 87-летняя Наталья Васильевна из Подмосковья заявила, что у нас не «Дания и прочие Амстердамы», «то, что творится с нашими детьми, – это, безусловно, последствия телевидения», а защищаемая Смирновым и создателями South Park свобода – «это не та свобода, которая нужна людям во всем мире, не только у нас».
Иван, «физик-математик» из Москвы, сам имеющий преподавательский опыт, заметил, что свобода выбора быть должна, но для детей она должна быть ограничена. Школьникам следует давать определенную, изначально заданную жизненную концепцию, а их свобода выбора должна быть ограничена рамками воспитательного процесса. «Поэтому говорить о свободе слова в отношении детей, по-моему, просто в принципе неправильно», – подытожил Иван. Слушательница Елена из Москвы и вовсе усомнилась, что Сергей Смирнов действительно преподаватель, раз предлагает позволять детям все, в том числе смотреть такой непедагогичный мультфильм, как «Южный парк». А ее тезка из Подмосковья напомнила слова Крылова о том, что «как ни приманчива свобода, но для народа не меньше гибельна она, когда разумная ей мера не дана».
Москвич Вячеслав, то ли критикуя Сергея, то ли высказывая более далеко идущие идеи, заявил: «Я хочу сказать только одно: как бы вы своих учеников ни учили, но если их выбор войдет в противоречие с ценностями европейскими о свободе, американскими о свободе, к ним придет линкольн к берегам, на этом их выбор закончится». Видимо, он все-таки имел в виду не «линкольн», а линкор.
Сергей все-таки настоял на своем, заявив, что «детям надо разрешать как можно больше и как можно меньше запрещать». А «Южный парк» выступает не столько против традиционных христианских ценностей, сколько против протестантского фундаментализма, доминирующего в США, выразителями которого являются те же неопятидесятники.
В заключение Сергей Смирнов призвал, в частности, не ограничиваться выступлениями, а делом противодействовать тому же протестантскому фундаментализму. Например, призвав прокуратуру проверить деятельность самих неопятидесятников, а также подготовить законопроект в защиту прав неверующих.
Интересно, что, хотя South Park детским мультфильмом не является, разговор в студии свелся именно к тому, можно ли показывать его детям. Об этом же говорили радиослушатели, дозвонившиеся в эфир. Вопрос же о том, можно ли кому-то показывать этот мультфильм, кажется, следует сформулировать по-другому – насколько широким слоям населения его стоит показывать.
Вопрос этот сложный. Дело в том, что «Южный парк» – мультфильм безусловно антиамериканский и с не самой глупой сатирой. Тем не менее, чтобы эта сатира была понятна, зритель должен знать, что она высмеивает. Для этого, он должен интересоваться политикой настолько глубоко, чтобы быть хоть немного погруженным в американскую жизнь. Хотя бы потому, что проблемы, которые поднимаются в мультфильме, далеко не всегда актуальны для России. Зритель должен понимать, скажем, что такое политкорректность и что часто она не спасает от плохо скрываемого расизма – как это высмеяно в «Южном парке» на примере «операции “Подставь черномазого”». Что такое политические лоббистские клубы, особенно консервативные, и какое мощное (и часто негативное) влияние они могут оказать на американскую политику. Зритель должен представлять, какое мощное влияние имеют в «безбожных» США религиозные общины – Московский патриархат в России пока не достиг такого уровня. Тогда можно будет понять и жесткий антиклерикализм создателей «Южного парка».
Чтобы понять все это, нужно быть очень продвинутым политическим активистом, либо человеком, активно интересующимся жизнью в США. Если же этого не понимать, тогда единственными доступными элементами мультфильма станут ненормативная лексика и отвязное поведение главных героев. «Разум – это не морщины, а извилины», однако вряд ли стоит спорить, что большинство детей и подростков почерпнет из фильма именно представление о поведении и лексике как правильных, санкционированных. Так что не перенести бы нам в российскую действительность реалии проблемы из американского кинематографа. В том числе из фильмов про школу, вроде «Директора», где банды школьников держат в страхе собственных учителей.
Так что идея нести «Южный парк» в массы, по крайней мере, спорна. В то же время нет сомнений, что и такая продукция должна быть доступна взрослому зрителю – по крайней мере на дисках. А вот в каком виде она должна быть представлена на телеканалах – вопрос более сложный, и свобода слова неразрывно должна быть связана с ответственностью.
Михаил Нейжмаков