Дмитрий Медведев находится у власти около года. Не так уж много для главы государства, особенно учитывая, что вторым лицом в стране при нем остается президент бывший. И это прибавляет пищи для ума политологам. Действительно, сколько чернил было пролито и компьютерных клавиш сбито в спорах на тему, чье влияние прослеживается за тем или иным решением – Путина или Медведева? Впрочем, одна черта за время правления Медведева все-таки явно обозначилась. Новая власть очень любит воспитывать.
Давно известно, что если современный фильм выходит как ди- или трилогия, то во второй и последующих частях его концептуальная составляющая будет оттеснена на второй план батальными сценами и любовной линией. Фильм «Обитаемый остров. Схватка», снятый режиссером Федором Бондарчуком по культовому роману братьев Стругацких, кажется, не стал исключением.
Вторая половина 90-х годов XX века, вероятно, войдет в историю как время глобальных экспериментов. Это своеобразный пролог, подготовка к грядущему миллениуму, а вместе с ним и к новому мировому порядку – тотальной гегемонии капитализма, безжалостно насаждающего «демократические» диктатуры по всему миру. В эти несколько внешне спокойных лет, отмеченных непонятной болезненной апатией, которые окончательно подвели жирную (кровавую) черту под XX веком, уместилась целая эпоха
Нестор Махно – одна из немногих фигур мирового анархистского движения, чье имя хоть что-то говорит современному читателю. В 1990-е – 2000-е годы в России и на Украине появилось немало посвященных ему научных монографий, научных и популярных статей, беллетризированных документальных и литературно-художественных произведений, документальных и художественных фильмов, сериал, теле- и радиопередачи. Наконец, книга о Махно вышла в книжной серии «Жизнь замечательных людей», выпускаемой издательством «Молодая гвардия».
Современная постиндустриальная сцена – зрелище не для слабонервных. Кажется, «тактика шока», принятая на вооружение еще на заре возникновения индастриала такими монстрами, как Throbbing Gristle, SPK, Merzbow, Whitehouse, достигла, наконец, своего апогея – пугающего уродливого отражения в каком-то искривляющем все и вся зеркале. Привычные позерство, кривляние, притворство, возмущавшие в былые времена среднестатистического обывателя, уступили место действиям куда более серьезным, имеющим своей целью свержение всего.
15 февраля 2009 года исполнилось 20 лет с момента завершения вывода советских войск из Афганистана. Несмотря на ряд официальных мероприятий, посвященных этой дате, в России она прошла почти незамеченной. И уж тем более не очень заметной оказалась конференция под эгидой Шанхайской организации сотрудничества, посвященная урегулированию ситуации в Афганистане, которая прошла 27 марта в Москве.
Роман начинается с вопроса: «Хотите поднять свой бизнес до небывалых высот?» Типичная фраза из электронного спама. Дальше следует набор уничижительных советов и наблюдений, негласных заповедей успешного поведения в корпоративном муравейнике. Несколько страниц детализированной ненависти, переходящей в бесконечный повтор знака доллара и рекламы быстрой лапши. Пересказывать сюжет незачем, сейчас канадцы по нему снимают телесериал, который, надеюсь, закупят и наши.
В том, что экономический кризис бьет население не только увольнениями и снижением доходов, но и, подобно школьному хулигану, книгой, убедила своих гостей ежегодная выставка-ярмарка «Книги России», проходившая в Москве на территории ВВЦ с 11 по 16 марта 2009 года. И хотя оптимисты считают, что к сентябрю, когда Всероссийский выставочный центр будет принимать Международную книжную ярмарку, ситуация на книжном рынке стабилизируется, «Книги России» наводят скорее на грустные мысли.
С тех пор, как Умберто Эко триумфально прославился романом «Имя Розы», жанр исторического романа, по совместительству «литературоведческого (вариант: искусствоведческого) детектива» стал модным. Довольно быстро, как и полагается, он получил свой масскультовский извод (самый известный случай – «Код да Винчи»), тем более, что и сам находился пусть внутри серьезной литературы, но – как всегда бывает с детективами (хотя бы и условными, «литературоведческими») – на границе с масскультом.
На этой неделе – шестая годовщина вторжения войск коалиции в Ирак. Заголовки новостей в американских СМИ продолжают трубить об экономике, о том, что «небеса рушатся на землю», - а годовщина этой безнравственной оккупации пройдет тихо и незаметно. Американское телевидение не будет говорить об убитых иракцах, которых уже более миллиона, оно промолчит и о неутешительном моральном состоянии американских солдат, участвующих в этом конфликте, который, как кажется, далек от окончания.
Француз по происхождению, Жан Жак Элизе Реклю – один из ярчайших представителей анархистской мысли второй половины XIX века: географ, социолог, политический деятель. Он принял участие во многих событиях тех лет – был членом I Интернационала, участвовал в Парижской Коммуне 1871 года. Близкий друг и единомышленник Петра Алексеевича Кропоткина, Элтзе Реклю помогал развитию анархо-коммунистической теории, что особенно ценно, так как он имел непосредственный опыт активного участия в революционных событиях во Франции, переносил его на теоретические изыскания.
Не имеющая своего постоянного места жительства петербургская галерея «Паразит» захватила пространство арт-центра «Борей» и устроила там выставку «Красота». «Галерея PARAZIT осуществляет свою деятельность … в местах и пространствах, не предназначенных для выставочной деятельности. Врожденными особенностями PARAZIT-а являются творческая экспансия и тиражирование филиалов галереи на чужих территориях, как с согласия владельцев, так и без него», – так написано на сайте галереи. С постоянными художниками галереи беседовала автор Рабкор.ру Татьяна Аржанникова.
Порой протест принимает самые странные формы. В годы Первой мировой войны цюрихские дадаисты, многие из которых скрывались в Швейцарии от воинской повинности, демонстративно игнорировали развязавшуюся мировую бойню, предаваясь вполне невинным детским занятиям – бессмысленным играм и шалостям, которые, правда, наделали в Европе шуму ничуть не меньше, чем выстрелы пушек на полях сражений, и кардинально изменили не только все последующее мировое искусство, но и самый подход к нему.
Удивительно, как изменился праздник 8 марта с момента своего появления. По крайней мере в России. Зародившись как день борьбы женщин за свои права, он стал наименее политизированным и в наименьшей степени ассоциирующейся с протестными настроениями.
К Кену Лоучу в среде свободных профсоюзов отношение особое. Даже не к самому режиссеру, а к его конкретному фильму. «Хлеб и розы», переведенный и растиражированный на средства международных профсоюзов стал, пожалуй, самым известным и самым художественным пособием по профсоюзному органайзингу. Так что многие, смотревшие его, могут не знать имени режиссера, но при этом весьма высоко ценить сам фильм и проповедуемые им идеи.
Случается, что разными театрами вдруг одновременно оказывается востребованным одно и то же произведение. Чехов, которого ставят все кому не лень, тут не в счет. По пьесам Чехова в репертуаре трудно проследить и закономерности театрального процесса, и включенность художников в нашу реальность, поскольку зачастую в силу вступают субъективные факторы. А вот повесть Льва Толстого «Крейцерова соната», поставленная пусть на малых сценах, но в двух театрах почти одновременно – в МХТ им. А.П. Чехова и в Театре им. А.С. Пушкина – возможно, что-то и объясняет не только про личные мотивации творцов, но и про тоску нынешнего общества по устоям и ценностям.