В Москве под капли дождя, барабанящего гимн весне, стартовал десятый международный месяц фотографии «ФОТОБИЕННАЛЕ 2014», основными темами которой в этот раз стали: «Великобритания в фокусе», «Звездное небо», «Visual Power». Кроме коллективной выставки, посвященной Лондону, собравшей созвездие мировых фотографов, неанглийского происхождения, в программе заявлены индивидуальные проекты американца Гари Винограда, рефлексирующего на тему женской красоты, соратника Ман Рея по авангардному объединению «Новый взгляд» Андре Штайнера. За визуальную силу отвечает ретроспективная выставка экспериментатора Эрвина Блюменфельда, где будут представлены не только фотографии, но и коллажи с рисунками, книги и его изречения.
Дождь культпоходу не помеха и первыми приближение весны чувствуют, безусловно, женщины, сексуальную пластику которых зима прячет за решетки дубленок и шуб.
Видимо, чтобы поддержать женскую сексуальность, желание женщин нравиться, организаторы на открытии биеннале сделали ставку на знаменитую серию американского фотографа Гарри Винограда «Женщины прекрасны». Его вклад в фотографию сравнивают с экспериментами в искусстве Энди Уорхолла. Эта близость фигур не случайна, ведь серия «Женщины прекрасны» начата в 1960-м. Времена бурной деятельности Уорхолловской Фабрики, с одной стороны развивающей идеи хиппизма относительно полного раскрытия сексуальности, ее выхода на улицы, за приватную территорию дома. Ее свободы от статуса объекта потребления буржуазной культуры и восприятия ее как ценности не разделимой с личностью. В 60-е женщины, как могли, иногда наивно, но искренне и энергично боролись за свой статус личности — выкидывали бюстгальтеры, обрезали юбки, овладевали мужскими профессиями, участвовали в совместных творческих проектах с мужчинами, а не только служили им музами. С другой стороны, сам Уорхолл ценил женскую красоту не только вкупе с личностью, но и сознательно использовал ее в построении своего звездного образа, фотографируясь на вечеринках со знаменитыми красавицами, привлекая к проектам богатых наследниц.
В серии «Женщины прекрасны» можно обнаружить и женщин в бриллиантах с привлекательной грудью (на которой часто фиксирован взгляд фотографа), отрывающихся на светских вечеринках (улов для творческого карьериста). Шопоголиц, заедающих сексуальное неудовлетворение мороженным (на лице радость, будто бы от оргазма). И женщин в прозрачных кофточках, смело гуляющих по улицам без лифчика, без всякого умысла кого-нибудь соблазнить. И женщин в образе матери, стремящихся к свободе и движению, не собирающихся всю жизнь просидеть дома, как женщина с ребенком на руках, гладящая на улице лошадь. Впрочем, образы и тех и других не выходят за рамки классической привлекательности. Впервые серия «Женщины прекрасны» была выставлена в 1975 году, когда женский образ под влиянием панк-культуры приобрел черты грубой сексуальности, с которым карьеру в буржуазной среде не сделаешь.
«Другой Лондон» — это взгляд мировых фотографов небританского происхождения на повседневную жизнь Лондона в период 1930-1970 годов. В диапазоне от уникума Жака Лартига, начавшего снимать с шести лет и поэтизирующего образ прогуливающихся по бульварам дам в шляпах, ироничного Картье-Брессона, любившего снимать на ходу, без подготовки, до сюрреалистки Доры Маар, одной из великих подруг, соратниц и муз Пикассо. Проект представлен галереей Тейт. Мужчины в цилиндрах и котелках (без головных уборов и не встретишь), изящные недосягаемые дельцы с лондонской биржи и обыватели, опускающиеся до пересудов о коронации Георга VI. Эмансипированные посетительницы кафе в шляпках с вуалью, которая сдает позиции сигаретному дыму. И милые старушки, отдыхающие в сквере на своей отдельной, проплаченной лавочке. Настоящий самоуверенный английский бульдог и неприкаянный котенок с веревкой на тонкой шейке, такой же жалостный, как и прижимающая его хозяйка — девушка с взъерошенной короткой стрижкой и огромными глазами, одна в мегаполисе, бродяжка с одеялом за спиной. Типаж для французской новой волны.
Третья ретроспективная выставка (1910-1960), открывающая биеннале, посвящена творчеству Эрвина Блюменфельда, художника и фотографа, основоположника фэшн-фотографии. Авангардные коллажи, рисунки, фото моделей для журнала Vogue, сюрреалистические фото-эксперименты, размышления автора, размещенные кураторами на стенах зала. Блюменфельд — человек, проживший яркую творческую жизнь и сложную человеческую, серьезно рефлексирующий над трагическими событиями времен диктатуры Гитлера, вынужденный эмигрировать из Германии, ощущающий и свою вину за вынужденную причастность к этим событиям и прославившийся своей сюрреалистической серией фотографий, направленных на дегуманизацию личности Гитлера, где совмещены негативы портретов фюрера с черепом, свастикой, дорисованными кровавыми слезами. Как дадаист Блюменфельд делает сложные коллажи, в которых играет с текстом, образами и названиями, иногда носящими провокационный характер («Брак — это инцест!»). В жанре фэшн-фотографии использует приемы сюрреалистической фотографии, затемняя, например, лицо модели и выделяя лишь ярко красные губы.
Ну, ничего, красные губы — это флаг весны! И все женщины это знают.