Художники, объединившиеся в группировку «Протез» – сегодня самое радикальное и маргинальное художественное объединение в Санкт-Петербурге. Они заявляют о себе в своем манифесте: «Мы – художники-грузчики, “убитые помойным ведром”, и искусство нам интересно лишь из-за нашей врожденной страсти к самовыражению. Мы – представители “желтой прессы” в изобразительном искусстве, и основным содержанием нашего творчества является пугающий лиризм. Нам главным образом интересны различные беспредельные выражения базовых низменных инстинктов человека. Есть пять тем, которые нас интересуют: секс, насилие, наркотики, безумие и война». С 2006 года «Протезы» устраивают уличные акции (такие как «Памяти Круга», «Ликвидация таможенного конфиската», «Подарки для лохов и импотентов») и подвергают уличные афиши авторской переработке. Последняя из скандальных выставок – «Реклама наркотиков» одного из участников «Протеза» Григория Ющенко – закончилась громким скандалом и закрытием.
Недавно прошло нашумевшее награждение «Премией Кандинского». Вы были номинированы как молодой художник с проектом «Укусы насекомых». Расскажите о проекте, который выставлялся на Московской биеннале. И вообще каково ваше отношение к скандалу, произошедшему на вручении премии?
Я подавал этот проект на биеннале «Стой! Кто идет?», его приняли и должны были выставлять на пикнике «Афиши». Но в последний момент проект зарубили, хотя работы уже были привезены в Москву. Мне сообщили, что кто-то из руководителей «Афиши» сказал, что «это мерзко и не может выставляться». На «Кандинском» были представлены три работы из «Укусов насекомых»: «Мясные мухи», «Жри гусениц» и «Жуки калоеды».
То, что произошло на вручении «Премии Кандинского», мне очень нравится. Как ни парадоксально, если выбирать из всей этой тройки номинантов на «Проект года», я бы тоже выбрал Гинтовта, потому что остальные еще хуже. Хоть этот художник мне не очень близок, но он художник и довольно цельный, в отличие от того же Гутова. Гутов – это просто разводка. А левые, которые устроили этот скандал, показали себя полнейшими дятлами. Все их левые акции не идут дальше криков Осмоловского «Позор!». Я презрительно отношусь ко всем сегодняшним «левым художникам» (кроме группы «Война», может быть), потому что они свои идеи никак не подтверждают на практике. Они все очень жирненько живут на гранты. И работают не как художники, а как такие «на*бщики». И весь этот скандал был вызван тем, что «левые» потеряли монополию на деньги, выдаваемые в качестве приза на «Кандинском». Пускай все эти «левые» и «правые» художники перегрызают себе глотки, отказываются участвовать в премии – нам это только на руку. Пускай на их место приходят другие люди.
А кто вам более близок и интересен из современных художников?
Мне понравился «Мобильный перформанс» Андрея Устинова на биеннале «Стой! Кто идет?». К группе «Война» я отношусь с некоторым уважением, хотя идеологически и эстетически у меня с ними больше расхождений, чем согласия. Тем не менее, они единственные из всех «левых», которые отвечают своим манифестам. Пока о них рано еще говорить. Нужно посмотреть, что с ними будет в ближайшие два года. Ну а вообще, за последнее время, мне близко и интересно искусство каких-нибудь городских сумасшедших – девиантарт. Например, по интернету сейчас ходят работы владимирского анонимного художника. Этот полусумасшедший маргинал клеит по улицам мракобесные листовки типа «остерегайтесь автомобилей» или «собаки – орудие дьявола». В пространстве Питера для меня художники группировки «Протез» – это самые лучшие художники на сегодня.
А почему с «Протезами» не подали заявку в номинацию «Проект года»?
Так получилось, что в этом году мы как «Протез» практически ничего не делали, группа простаивала – нам нечего было подавать. Вот на следующий год подадим во все номинации и готовим для этого проекты.
Что вы готовите, если не секрет? Последним, насколько мне известно, был проект «О*уенно русский». Еще этой осенью можно было увидеть ваши произведения на афишах в центре города.
Есть у нас проект «Девять имен России», который мы еще никому не показывали. Это такое стебалово над телепроектом «Имя России». Там суть такая: выдвигается 500 исторических деятелей, разных по масштабу, абсурдный совершенно ряд – Иосиф Сталин, Юрий Гагарин, Николай II. А простые граждане и знаменитые люди голосуют, «кто самый значимый», победить должен кто-то один. В общем, бред какой-то! Наша задача – переработать этот бред. Ведь сегодня политический деятель потерял какое-либо значение в глазах общества. Он уже не икона, а «иконка» на рабочем столе компьютера, а для простого прохожего, мнение которого спросят, особой разницы между ними нет, кроме визуальной. Наш проект выглядит, как треш-итог этого телепроекта. Мы как будто уже опросили всех респондентов, и они нам дали девять самых известных личностей. Из переработанных нами афиш вышел такой шизоидный ряд: Николай II, министр Нургалиев, Юрий Рыбаков – директор арт-центра «Пушкинская-10», который закрыл мою выставку «Реклама наркотиков», Солженицын и другие. И под ними столь же невразумительные цитаты, набранные из интернета, как можно более абсурдные и не в тему. Например, Николая II я рисовал с портрета в интернете, чтобы хоть какое-то сходство было. В поиске Яндекса мне вышла такая строчка: «Николай II был самый умный человек на Земле». Такая надпись вполне подойдет к моей картинке.
Какие акции или выставки вы собираетесь в ближайшее время проводить в Петербурге?
Сейчас я готовлю выставку «Укусы насекомых», которая, скорее всего, будет в галерее «Люда». Надо придумать какой-нибудь серьезный экшн. Я стараюсь открытия делать такими, чтобы у всех сорвало крышу. Меня раздражают скучные открытия, где люди две минуты смотрят на искусство и расходятся.
Да, вспоминаю ваше веселое открытие на выставке «Реклама наркотиков» с наркофуршетом. Не боитесь снова заварушки с властными структурами, с Госнаркоконтролем, например?
У них все равно ничего не вышло с темой наркотиков. Они сами запутались в собственной бюрократической машине, во-первых. Во-вторых, если бы «Пятый канал» не устроил эту провокацию, они бы и не почесались, им лишняя работа совершенно не нужна. В итоге они сами обломались, что им пришлось такой фигней заниматься. Мы же не занимаемся наркобизнесом, а, наоборот, пытаемся разобраться с тем, что у нас в стране происходит по части наркотиков. Так что бояться нам нечего.
Беседовала Татьяна Аржанникова