10 декабря 2008 года Москве на «Винзаводе» прошла вторая церемония вручения премии в области современного искусства имени Кандинского. Первый приз получил художник Алексей Беляев-Гинтовт, известный ультраправый «почвенник» и активист Евразийского союза молодежи. Решение жюри представляет собой жутковатый политический и культурный симптом.
Художественная общественность была к тому моменту «подогрета» недельной «травлей» Гинтовта в СМИ. И это была настоящая травля, на уровне которой любой художественный анализ оказывался бессмысленным (а по существу, работа, за которую он получил премию, – довольно посредственный китч). Группой «Что делать?» и активистами социалистического движения «Вперед» была инициирована акция протеста по поводу состава участников «короткого списка» премии, в котором значился «фашист» Беляев-Гинтовт. Во время церемонии они провели пикет у дверей зала, скандируя «Кандинскому стыдно!» А во время вручения главного приза художник Анатолий Осмоловский 25 раз прокричал «Позор!», обратив на себя внимание всех телекамер.
Премию Кандинского вручает частный фонд «Артхроника», выпускающий одноименный глянцевый журнал о современном искусстве. Это самая влиятельная и амбициозная премия в области современного искусства с самым большим призовым фондом в России (50 тысяч евро).
Художник Беляев-Гинтовт происходит из художественного объединения «Новая академия изящных искусств», возникшего в Петербурге в 1989 году, позднее он принимал участие в проектах группы «Новые серьезные». Основатель объединения «Новая академия изящных искусств» – художник Тимур Новиков, он же выступал и как один из идеологов «Академии». Главным эстетическим и политическим вектором объединения была отсылка к классической культуре античности как к утраченному идеалу прошлого. Любовь к прекрасному подавалась под соусом крайне правой риторики, заключавшейся в воспевании культа красоты и воли и изображении новых Аполлонов. Питерская среда «неоакадемистов» противопоставляла себя московским «актуалистам», художникам и интеллектуалам круга «Художественного журнала». Именно «Художественный журнал» Новиков публично сжигал в конце 90-х. Но если когда-то подобные жесты воспринимались как артистические провокации и могли быть поняты исключительно в режиме художественного перформанса, то сейчас не все выглядит так однозначно.
Сегодня вся суть художественного процесса практически сведена к системе рейтингов и наград, поэтому важно понимать стоящие за ней механизмы. Выбор жюри и премия – а здесь речь идет о частной премии – это выражение запроса определенного общественного класса, его рыночных интересов. Сегодня художник Беляев-Гинтовт – официальный «стилист» Евразийского союза молодежи, поборник идей Александра Дугина, заигрывающий в постмодернистском ключе с ультраправой националистической риторикой. И если в либеральные 90-е разные формы политического выражения могли сосуществовать в режиме отдельных художественных проектов, то сегодня новые российские элиты поощряют самые мракобесные формы политического сознания, полностью легитимируя их на уровне широкой общественности.
Александра Галкина