Одним из инициаторов протестов, как в виртуальном пространстве, так и в реальности, с первых дней стал Сергей Канаев, председатель Федерации автовладельцев России. В интервью, которое общественные активисты Анастасия Кривошанова и Сергей Смирнов подготовили специально для Рабкор.ру, С. Канаев рассказал, что побудило его начать протестовать и убеждать выйти на митинги людей, традиционно не имеющих отношения к уличной политике, а также о планах и целях движения автомобилистов, которое уже переходит за рамки сопротивления пошлинам.
В каком состоянии находится отечественный автопром? Что с ним делать? Конкретно с ВАЗом?
Честно? Я считаю, его надо отпустить в свободное плавание. Если АвтоВАЗ не может выжить – продайте его «Рено». Пусть купят, сделают нормальные, конкурентоспособные автомобили. Завод же и так частный. Какая разница, кто будет им владеть? Они все равно будут платить налоги. «Рено» мог бы занять людей, создать качественную продукцию.
Государство должно было вмешиваться до кризиса. Если отечественный автопром мертв, надо сказать людям об этом честно. Людям врут постоянно, а ведь они могут не простить вранья. Отечественную продукцию уже никто покупать не будет. На АвтоВАЗе скопилось 150 тысяч машин, опять закрывают конвейер, автомобили все равно никто не покупает, и положение усугубляется. Из последних предложений правительства я не видел ни одного, нормального, здравого, кроме выделения денег, которые уже там попилили…
Продавать автомобили в убыток нельзя! Платить людям пособие по безработице – это еще дороже. Ну и что, что они вбухали 9 миллиардов?
В Германии правительство выделяет 2,5 тысячи евро на покупку нового автомобиля. У нас выделили 9 миллиардов, которые ушли неизвестно куда. А почему не дать каждому желающему купить отечественную машину по 2 тысяче долларов? И цены уронить. Это же приведет к какому-то движению в экономике. Вот самые выгодные меры, которые можно сейчас предпринять.
Как вы думаете, какова реакция власти на протесты ноября-декабря прошлого года?
Я не знаю, чем для власти стали эти акции протеста. Хочется верить, что это все-таки был какой-то урок. Но если честно, никаких последствий нет. Правительство игнорирует все наши предложения. Никто не хочет эту тему обсуждать, как будто проблемы не существует. А тут еще выход «Единой России» – зачем было выводить людей на акции против протестующих?
А реакция «Единой России» в Приморье была несколько другой?
Там ситуация другая, даже люди во власти понимают, что затронуты интересы всего региона. Там у них все друзья, родственники занимаются автомобильным бизнесом. Они знают, какую угрозу это несет для региона, понимают, что масштабы угрозы катастрофичны и регион будет загублен. Там ведь только автомобили остались из экономики. Все порты, все автосервисы работают на этом. Люди растеряны, у них опускаются руки. Многие говорят: «Чего тут добиваться? Надо валить отсюда». Знаете, самая большая очередь на Дальнем Востоке – это очередь в посольство Новой Зеландии. И все настроены так, что с государством бесполезно что-то решать. Поэтому местная «Единая Россия» это понимает. Не случайно председатель «Единой России» Приморского края подал в отставку.
Что же должен делать простой приморский автомобилист?
Копить деньги на прошлогодний или трехлетней давности американский автомобиль, более или менее дешевый. Японские машины дороже американских. Для Дальнего Востока это сейчас реальная возможность пересесть с праворульных на леворульные автомобили.
Кто может защитить автомобилистов?
Избранники народа. Ассоциации самих автомобилистов.
Почему, кроме вас, практически никто не выступил единым фронтом против повышения пошлин?
Выступили, но многие проспали. Даже интернет-сообщество. Но это же всех затронет, люди просто еще не поняли.
А что представляет собой Товарищество инициативных граждан (ТИГР)? Оно ведь тоже возникло из протестов против автомобильных пошлин…
Это молодое движение, пока трудно о нем говорить. Те активисты, которые есть в Хабаровске, Владивостоке, Омске, на мой взгляд, гораздо серьезнее.
Что надо делать дальше?
Бороться, хотя бы ради того, чтобы пошлины отменили. Насчет пошлин идут дебаты. Говорят, к нам хлам везут. Но поднимите руки: кто считает «лексус» 2000 года хламом? Это отличная машина. То, чем не торгуют в средней сети. А к нам везут и хорошие спортивные автомобили, и многолитровые, и джипы. Что в основном продается в автосалонах? Ширпотреб. Этого никто и не скрывает. У эксклюзивных марок – «Феррари», «Бентли» – не так много покупателей. А новые спортивные автомобили стоят столько, что к ним не подступишься.
Правительство пообещало, что вводит пошлины только на 9 месяцев. Вы верите в это?
Верю. Если будем бороться, то отменят. Если не будем, то нет. Еще никто не видит того, что будет происходить в мае. Сегодня таможня уже пустая. Рынок будет дорожать. Думаю, что где-то к маю он подорожает процентов на 30. Отечественный автопром к маю загнется так же, как и всё остальное. Государство практически уничтожило все сегменты экономики, которые могли как-то друг друга дополнять. Люди делают бизнес на подержанных автомобилях, приносят налоги в казну, далее идет продажа по стране, идет оборот – и этот оборот как раз может способствовать покупке отечественных автомобилей.
Как вы относитесь к акциям в поддержку отечественного автопрома?
Я за эти акции. Чтобы люди видели, кто их организует, как они проводятся. Эти акции надо было проводить в том числе и для того, чтобы власть поняла, что она сделала огромную ошибку.
Почему независимые профсоюзы не присоединились к этим акциям?
Независимые профсоюзы понимают ситуацию. Те меры, которые проводит сейчас правительство, контрпродуктивны. Но правительство же не скажет: «Извините, мы ошиблись».
А что надо делать именно сейчас, если правительство будет готово признать свою ошибку?
Сесть за стол переговоров. Пригласить автодилеров, автопроизводителей, автомобилистов, представителей общественных организаций. Правительство сейчас потеряло контроль над ситуацией. Его нужно вернуть. И начать именно с отмены пошлин. Собираться нужно быстро. Счет идет на дни.
Вы бы сейчас купили какую-нибудь отечественную машину?
Мне нравится 99-я модель. Она у меня была когда-то, я год на ней отъездил. Сейчас они называются 14. Они устарели, конечно. Но знаете, есть любимая марка. Машинка из старых времен. Если вернуться на 10–15 лет назад…