В России даже политзаключенные делятся по классовому признаку. Есть VIP-зэки, про которых пишет либеральная пресса, о которых вздыхает интеллигенция, судьбой которых интересуются иностранные политики и дипломаты. Нет, мы отнюдь не утверждаем, будто эти люди недостойны сочувствия. В конце концов, российские тюрьмы и суды отнюдь не отличаются примерным соблюдением прав человека. Но почему-то либеральная общественность, крайне обеспокоенная судьбой одних заключенных, не проявляет особого интереса к судьбам других – простых рабочих, студентов, активистов левых и профсоюзных организаций. Единственным исключением были Макс Солопов и Алексей Гаскаров, которых оппозиционная пресса все же «заметила» благодаря шумной кампании за их освобождение. А может быть, и потому, что не разглядела в молодых людях левых радикалов, записав их в ряд безобидных экологов, которым сочувствовать принято.
К счастью, Солопов и Гаскаров уже на свободе, не в последнюю очередь благодаря акциям протеста в России и за рубежом. Но это отнюдь не означает, что преследования левых и рабочих активистов прекратились. Символом и примером таких преследований является судьба профсоюзного лидера из Якутии Валентина Урусова.
С июня 2009 года Урусов, рискнувший вступить в конфликт с могущественной компанией АЛРОСА, находится за решеткой.
Несмотря на то что предыдущее решение суда первой инстанции было отменено Верховным судом Республики Якутия (Саха), Удачнинский суд подтвердил свое предыдущее решение, вновь приговорив Урусова к 6 годам тюрьмы. Решение суда вызвало резкую реакцию профсоюзов и правозащитников. Но несмотря на протесты по всему миру, Урусов остается в заключении.
Либеральная пресса, ежедневно напоминающая нам о судьбе заключенного Ходорковского, молчит о заключенном Урусове. Буржуазный заключенный вызывает у нее куда больше сочувствия и понимания, чем арестованный рабочий лидер. И это вполне закономерно.
Даже сторонники Ходорковского по большей части признают, что он действительно совершил действия, которые ему инкриминируются, или хотя бы часть этих действий. Аргументы либералов сводятся к тому, что «все так делали, а посадили его одного». Что в целом логично, но из этой логики вытекать должен не призыв к освобождению бывшего хозяина ЮКОСа, а требование новых судов и арестов – для его коллег, партнеров и конкурентов. Точно так же нам говорят, что приговор Ходорковскому необычайно, неоправданно суров, отражая скорее политическое решение власти, нежели реальные масштабы преступлений. Это, несомненно, так и есть. Но даже несправедливость суда и правительства не делают из Ходорковского Нельсона Манделу. Одно дело – борец за идею, другое дело – олигарх, проигравший борьбу за власть.
Напротив, все мало-мальски знакомые с делом Урусова, даже многие чиновники, признают, что Урусов сидит за преступление, которого не совершал, что он наказан за свою совершенно легальную и справедливую борьбу за права рабочих.
Однако сидящий за решеткой невиновный профсоюзный активист у либералов вызывает меньше интереса и сочувствия, чем виновный олигарх. Об освобождении Ходорковского пекутся специалисты по правам человека из окружения президента, вопрос о его судьбе обсуждается в Общественной палате, в честь него издают календари и плакаты.
В российских буржуазных кругах очень развита классовая солидарность. Чего не скажешь о низах общества, принадлежащих по всем социальным признакам к «пролетариату». Левые обсуждают программу и теорию, а тем временем Урусов сидит. Профсоюзные лидеры решают вопрос об объединении и структуре новой организации, а тем временем Урусов сидит. Прогрессивные журналисты возбужденно следят за событиями в Египте и Тунисе – Урусов сидит.
Выступления в защиту Урусова прошли во многих европейских странах, где профсоюзная и левая общественность проявляет едва ли не большую заинтересованность в судьбе якутского активиста, нежели его российские товарищи и соотечественники. Нет сомнения, у всех нас есть множество важных и неотложных дел, в том числе и очень достойных, полезных и политически значимых. Но это не повод забывать о своих товарищах.
Левым и рабочим активистам, похоже, придется брать уроки классовой солидарности у буржуазии. Это неприятно, но неизбежно.
В последнее время отечественная политика – по крайней мере уличная активность – оказалась привязана к календарным датам. 19 января выходят на улицу антифашисты, вспоминая Маркелова и Бабурову, либералы устраивают протесты каждый месяц 31 числа (жаль, ничего не получится в феврале), нацисты собираются 11 числа, а день гнева падает на 12. У всех есть своя дата, чтобы полиции было удобнее и сподручнее распределять силы и планировать свою работу.
Что же, если уж на то пошло, давайте введем еще одну дату в политический календарь. 14 февраля у нас принято весело праздновать католический день святого Валентина. Не то чтобы в России было много католиков, но зато очень много рекламы. Воспоминание о стародавнем мученике становится поводом для потребления – продать, купить, сделать подарок. Мило и трогательно. Но у нас есть сегодня собственные мученики, куда более заслуживающие внимания, чем герой первых христиан. Тому, древнему Валентину мы помочь уже ничем не можем, сколько бы денег ни тратили на подарки. А сегодняшнему «профсоюзному Валентину» мы поможем тем, что выйдем 14 февраля на улицу.
Защищая Урусова, мы защищаем собственные права и собственное достоинство.