Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
238

Секс и Просвещение

43

Дайджест новостей на 6 февраля

1,994

Мобилизация, которой не будет

118

Как машинное обучение помогает проекту «ЗабастКом» освещать трудовые конфликты

Главная Рубрики Авторские колонки 2012 Май 11 И ходят оккупанты в мой зоомагазин

И ходят оккупанты в мой зоомагазин

Твитнуть

001peh5a

Нынешний лагерь оппозиционеров на Чистых прудах можно считать самым эффективным способом знакомства москвичей с фигурой казахского просветителя Абая Кунанбаева. О таком не могло мечтать ни одно казахстанское ведомство, отвечающее за культурные связи, хотя на открытии памятника Абаю присутствовали Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев, а 2006 год, когда это произошло, был объявлен годом Абая Кунанбаева в России. Теперь у нас, может и не год, но точно месячник Абая. OccupyAbai уже провозглашен. И это даже удачно звучит – ярко, весело и почти скороговоркой. Впрочем, первые слоги скороговорки как раз понятны. Мы теперь тоже Occupy – по крайней мере, нам так кажется. А вот насколько оправданно – здесь лучше разобраться сразу, чтобы не было последующих разочарований.

Сами активисты Occupy Wall Street когда-то черпали вдохновение в событиях арабской весны.

Они и сейчас вспоминают про революцию в Тунисе или в Египте, об этом можно прочесть на их сайтах. Однако вскоре после возникновения, движение оформилось в совершенно самостоятельное явление – в такое, которое можно представить именно на улицах Нью-Йорка, а не на площади Тахрир. Во многом, поэтому, оно, кстати, и стало столь модным (никто не назовет сборище на Чистых «Тахрир у Абая» и даже «Майдан у Абая», хотя это на неискушенный слух это звучало бы органично, по-евразийски, что ли).

Пока у нас наличествуют следующие поводы для аналогий: москвичи и гости столицы так же, как активисты движения Occupy, собираются в публичном пространстве и остаются там надолго – желательно, на постоянной основе. У нас нет палаток, но это уже детали. За окошком месяц май, в конце концов. И вообще народ, умеющий спать на земле, как известно непобедим. У нас, как когда-то и в Zuccotti Park, люди собираются потому, что не согласны с существующим положением вещей, с тем, куда катится эта страна, ну и вообще у них многое накопилось. Аналогии надежные. Однако дальше начинаются не менее убедительные различия.

Сама идея Occupy возникла, исходя из некоторой несложных установок: мы – 99 процентов населения Америки, которым достаются все шишки и мы против того, чтобы пряники во все большем объеме доставались одному проценту – тем более, что их, кстати, всегда не хватает на всех. Шишки при этом у многих были вполне ощутимыми – ипотечные долги, потеря работы, отсутствие перспектив, общее ощущение – оправданное или нет – надвигающегося упадка великой страны. Пряники если судить по данным о росте неравенства в распределении богатств или публично объявляемым суммам ежегодных бонусов финансистам – тоже. Отсюда, в общем, довольно просто появляется идея о том, что мы «возвращаем эту землю себе» – в прекрасном, первозданном смысле этого слова: ставим палатки и сидим, лишь мы владеть землей имеем право, а паразиты никогда.

Каждый, кто приходил в лагерь Occupy и тем более, оставался там волей-неволей (как правило – волей) должен был разделять левые представления о причинах богатства и бедности в мире, о природе государства, о том, что такое счастье человека и человечества.

Степень энтузиазма могла варьироваться, но общий консенсус, так или иначе, существовал. Это, в общем – несмотря на отсутствие видимых результатов – и сделало движение тем феноменом, на который с надеждой смотрят все леваки мира.

У нас OccupyAbai – несмотря на все видимые различия – продолжение Болотной. Туда  могут прийти те, кто выступает за ценности крови и почвы и те, кто мечтает о мировой революции, и тихо слоняться там среди «добропорядочных» либералов. На Болотной – особенно, на первой – такое положение вещей было объяснимо – тогда вопрос решали массы и ощущение, что против власти буквально все, кто – не власть. Но теперь, после того, как прошло полгода, мандаты не сданы, жулики и воры не думают никуда собираться, ни за 5 минут, ни за 6 лет, возникает вопрос – а ради чего мы тут все вместе? Что нас объединяет. Почему, допустим, анрхист должен возлечь, допустим с либералом или националистом у ног всепримиряющего Абая ночью на Чистых прудах?  Пока такой ответ вроде бы есть – мы все вместе создаем настоятельный зуд для власти. Но что будет, если власть перестанет столь неприлично чесаться в центре города на глазах у всех? (Кажется, перестает помаленьку) Какие еще будут предположения? Или предложения? В каком зеркале мы увидим себя вместе? Если, конечно, не считать таким зеркалом Twitter и Facebook: увидеть себя на страницах социальных сетей, поделиться кратким впечатлением от посещения Абая – важное развлечение многих участников этого протеста.

Кстати, на прудах действительно развиваются процессы, схожие с Zuccotti Park – люди самоорганизуются, налаживают работу кухни, тянут Wi-Fi, просто разговаривают друг с другом и обмениваются идеями. Это среди прочего, похоже на марксистский эксперимент – какие ценности сумеют выработать люди, объединенные общей производственной деятельностью и какие интересы осознать? По идее, когда люди сидят на общей земле и оказывают друг другу добровольные услуги, налаживают коммунальный быт, это может направить ум на идеи о том, как неразрывны между собой вопросы собственности и власти, как отвратительно любое насилие – или не любое, а то, что не направлено на освобождение человека от его оков. Правда, при других условиях может возобладать другая мысль – укладывающаяся в лозунг «русский помоги русскому» и ему подобные. Это крайние варианты. Как бы то ни было, хотелось бы, чтобы что-то возникло. Чтобы мы поняли, ради чего сидим и OccupyAbai уже которые сутки.

Май 11, 2012Станислав Кувалдин
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
11-5-2012 Авторские колонкиoccupy, Occupy Wall Street96
Станислав Кувалдин
Станислав Кувалдин

Выпускник исторического факультета МГУ. Кандидат исторических наук. Специалист по новейшей истории Польши.

День шашлыкаПуты ситуации
  См. также  
 
От «Occupy Wall Street» до Берни Сандерса: закономерности развития движения
 
Роман Сандерса с демократами закончился, борьба за лучшее будущее продолжается
 
Моя весна демократии
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру