Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
62

Идеальное и действительное

123

Наука во время СВО

109

Беседа на тему: Формирование методологической проблематики в античности и в средние века

94

Дайджест новостей на 27 марта

Главная Рубрики Авторские колонки 2011 Октябрь 10 Выборы, которых нет

Выборы, которых нет

Твитнуть

Удаляются, уходят в прошлое выборы, что когда-то были в России. В лице господствующих сырьевых корпораций она уже давно обходится без них, и они ей не предстоят. Не предстоят по крайней мере до того, как угнетенные классы не потребуют перемен в своей стране. Но режиму нужна поддержка, не столько партии-власти, сколько самого господствующего порядка.

Выстроенная политическая система нуждается в сохранении декораций, поскольку это позволяет считать власть легитимной. К числу декораций в современной России относится Государственная Дума, имитирующая существование представительного органа (назвать это парламентом даже в кавычках не поворачивается язык). Но еще важнее, чем само голосование, это телепрограммы, ему посвященные, принудительные встречи голосованию обладателей паспортов и прописки с различными лицами политического Олимпа, его этажей и подвалов, пресс-конференции дуумвиров, их поездки по стране и общение с подчиненными.

На этом фоне самое занимательное – заявления официального кандидата на первый пост государства. Обещание Владимира Путина вернуть 6-7% рост ВВП игнорирует процессы мировой экономики. Удивительным образом молнии оптимизма сыплются на головы россиян в разгар острейшего биржевого кризиса, начавшегося в августе. Пока экономисты спорят о силе зародившейся «второй волны» кризиса, а из правительства страны спешно бежит министр финансов, власти России уверяют, будто возможно без коренного государственного переустройства, вопреки глобальной конъюнктуре создать экономический бум как в 2000-е годы.

Менее значимая, но любопытная часть операций по поднятию рейтинга режима, их планово-периодический характер.При этом указывать на фальсификацию каких-либо голосований вообще странно, поскольку изначально известно, что они не имеют никакого значения. Должность президента РФ (конституция именует ее республикой) предоставляется по итогам аппаратных согласований. Уже известно, кто будет объявлен в России главой государства. Власти умышленно не скрывают этот факт от населения, демонстрируя: гласность политических процедур остается частью общего декорума.

Однако нынешний исторический момент принципиально отличается, от времени прежних. Поход граждан на участки для голосования никто не отменяет, но и принудительный характер этого мероприятия уже не особенно скрывается. В этом плане нынешняя ситуация политически обнадеживает гораздо больше, чем кризис 1998-1999 годов. Сложившаяся в стране экономико-политическая система, базирующаяся на вывозе сырьевых товаров, находится в кризисе вместе со всей неолиберальной экономикой планеты. Она не просто мешает развитию России, порождает реакционные законы и меры, но не может измениться сама. В то же время назревает ощущение, что перемены неизбежны. В таких условиях власть и острее всего нуждается в признании своей законности. Получившим урок арабских восстаний элитам кажется, будто это страхует их от народного возмущения.

В российской экономике на начало 2011 года не наблюдалось столь же мощных признаков депрессии как в Южной Европе или арабских государствах. Если некоторые страны проиграли от стабилизации 2009-2010 годов, то Россия в лице сырьевых монополий выиграла. Но зависимость страны от событий на внешнем рынке увеличилась. И если до осени 2008 года власти страны были искренне уверены, что глобального кризиса бояться нечего, то в 2011 году они начали нервничать задолго до «черного» августа. Они не намерены идти на уступки трудящимся, хотя и не готовы отказаться от подачек низам, чего давно требуют радикальные либералы во власти. Верхи не хотят смены экономической модели, что неотделимо от перемен в политике.

Власти нужно подтверждение ее статуса, не для себя, а для масс – для убеждения народа в том, что всеми своими бедами он обязан исключительно самому себе. И если антикризисный курс властей, это ожидание того, что все как-то само наладится, то важнее всего заставить ждать народ. Для него это будет много труднее, но именно потому он должен подчиняться «своему» якобы выборному правительству.

Сферы экономики, ориентированные на экспорт, уже теряют доходность, а ориентированные на внутренний рынок производственные сферы очень слабы. При видимости лучшего положения в 2009-2011 годах из-за высоких цен на нефть, экономика России стала более уязвимой, чем экономики США или стран Западной Европы. Хуже того, она стала даже более уязвимой, чем в 2008 году. Для поддержания доходности сырьевых монополий готовится новая девальвация рубля. Он не случайно падал в начале осени, отражая падение на сырьевых рынках. Все это ударит по карману рабочих. Наряду с мерами жесткой бюджетной экономии это будет душить население, порождая его недовольство.

Впереди у России не обещанный Путиным экономический подъем, а серьезные трудности. В мире есть все признаки обострения кризиса, который никуда не исчез после 2008 года. Он лишь был искусственно – за счет политики США отведен на стартовые позиции. С них он пытался сорваться вперед несколько раз, но всякий раз был сдержан новыми валютными вливаниями в банки. Переживаемый с августа биржевой кризис – зарождение нового индустриального спада. Обусловлен он объективно – слабостью массовых потребителей, как и спад 2008-2009 годов. Российский монополистический капитализм держится не на внутреннем потреблении металлов и углеводородов. Но политически он базируется на доверии общества к фигуре власти. Именно потребность в пользующейся доверием низов персоне, привела к выдвижению Путина.

В 2010-2011 годах российский внутренний рынок получил мощнейшие удары. Рост цен на продукты питания ослабил и без того небогатых потребителей. Поэтому исходя из внутренних причин в России все готово для экономического спада. С началом в августе мирового спада на биржах, российский фондовый рынок начал обваливаться.

Стороннему наблюдателю биржевая паника может показаться случайной, порожденной биржевыми играми. Но все не так просто в реальности. Сигналом предстоящего падения рынков стала коррекция еще в мае. Затем наступила пауза в несколько месяцев. Крайне важно, что события 2011 года стали повторением аналогичных событий 2009 и 2010 годов. Тогда тоже происходили коррекции и наступали летние паузы, но рост рынков возобновлялся осенью. Изменение денежной политики США, переход к ее более скромной – «экономной» форме, привел к тому, что два года искусственно откладывавшийся обвал начался. Общей тенденцией для экономик мира остается падение на фондовых и сырьевых биржах, что, наконец, приведет мировой кризис в фазу депрессии. Необходимо приготовиться к тому, что мир может пережить даже более сильное падение, чем в 2008-2009 годах. И если спаду не дадут развернуться, то кризис вернется в 2012 году. В силу закономерности он должен выполнить сперва разрушительную работу, чтобы потом начать созидательную.

Россия с мая несет потери от снижения мировых цен на сырье. Цена золота с 2008 по 2011 год увеличилась в два раза. Это значит, что при цене барреля нефти в 100 долларов, российский бизнес получал в золотом эквиваленте примерно 50 долларов начала 2008 года. Снижение цены нефти – перспектива на ближайшие месяцы, если кризис не будет вновь на время заморожен. Затем ей предстоит оставаться на пониженном уровне довольно долго, возможно, несколько лет. Даже нынешние цены на нефть и металлы душат промышленность и разрушают потребительский спрос в Европе и Северной Америке. Обвал биржевых цен – крах спекуляций на сырьевых рынках ослабит давление на мировую индустрию, но ухудшит ситуацию для России.

При серьезном снижении цен на сырьевые товары, российские денежные резервы иссякнут за год. Смягчать кризис власти готовятся по старому методу, раздавая помощь монополиям. Никаких структурных, а тем более, социально-политических мер в их запасе нет. Они страстно их не хотят, как уже отлично показала медведевская «модернизация». Страну, видимо, ждет гораздо большее обострение социально-экономических проблем, чем Запад. Причиной тому вопиющая бедность рабочих масс.

В России по независимым оценкам с зимы снижается промышленное производство. Власти страны полны демонстративного оптимизма: он скрывает страх и стремление выманить у народа формальную поддержку. Ценность ее не в конкретных голосах, а в явке – доверии, которое население демонстрирует системе, голосуя ногами. Не важно за кого вы голосуете. Главное, что вы пришли и приняли участие в шоу.

Народ еще не осознает, что жить по старому невозможно. Его стараются убедить, что иного и не может быть, а его ждет «светлое будущее» в виде возвращения к докризисному состоянию дел. В России нет сильного рабочего движения, что порождает постыдные политические блуждания некоторых профсоюзных лидеров в поисках места в каком-нибудь избирательном списке. Все это работает на режим. Призывы некоторых левых голосовать за кого угодно, кроме «Единой России» тоже помогают власти доказать свою легитимность, ибо исход подсчета бюллетеней известен.

Однако настрой общества уже отличается от прежнего. Проблемой для власти остается очевидность отсутствия выбора для населения, которое зазывают не избирать, а поддержать власть. Однако народ не хочет идти к урнам для бюллетеней. Нежелание голосовать, все более распространяющееся в обществе, и есть первый признак пробуждения гражданского сознания и ответственности. Левые должны быть вместе с народом в этом оправданном выборе, а не дурачить массы фразами о том, что галочки за любые блоки кроме «Единой России» что-либо могут изменить. В судьбе страны и трудящихся перемены могут начаться только через демонтаж всей системы фальши и угнетения. Демократию, даже в ее узком буржуазном виде, необходимо сначала завоевать. Уже потом будут выборы – первые российские выборы в этом веке.

Окт 10, 2011Василий Колташов
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
10-10-2011 Авторские колонкивыборы, Единая Россия, Путин1
Василий Колташов
Василий Колташов

Экономист, Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений.

Ловля на ПаликотаПрекрасное далеко…
  См. также  
 
Мы будем жить теперь по-прежнему: сколько осталось «путинскому консенсусу»
 
Муниципальные выборы в Иркутской области: борьба продолжается!
 
Мундепы против президента (продолжение)
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру