Год за годом я мучаюсь в конце октября, когда день становится коротким, ночи длинные, а вставать надо во тьму – по летнему времени, которое вопреки законам природы требует, чтобы мы принимали шесть часов утра за семь. В последние выходные октября кошмар прекращается. Страна переходит не на зимнее время, нет никакого зимнего времени, а просто на нормальное, астрономическое. Ну, если уж быть точным, сближает социальную норму с природной, переходит с искусственного и очевидно неправильного исчисления времени на более или менее естественное.
Летнее время, придуманное в ХХ веке в протестантских культурах Запада в целях грошовой экономии на расходе электроэнергии, себя не оправдало, тем более, что сейчас использование электричества даже в быту давно не сводится к освещению домов и улиц, а потому летнее время становится экономическим анахронизмом. В странах Европейского Союза обсуждают его отмену и, видимо, через несколько лет отменят – мешает только громоздкий аппарат европейской бюрократии, который все решения готовит и оформляет крайне медленно, через бесчисленные согласования, комиссии и заседания.
Зато у нас в России все решают быстро. И отменить решили не летнее время, а зимнее.
Иными словами, сделать нечто такое, что противоречит разом и природе, и экономическим резонам, и здравому смыслу. Если летом перевод стрелок в теории позволяет экономить энергию за счет продления светового дня, то такая же мера зимой в наших широтах автоматически приводит к ровно обратному результату: надо вставать и выходить на работу во тьме, следовательно, по утрам в квартирах и офисах нужно жечь электричество. Ясное дело, в масштабах страны зимние потери, как и летняя экономия, будут грошовыми, но если уж так заботятся об экономии, то неплохо бы подсчитать и убытки. Экономическая абсурдность принятого решения проявляется в том, что теперь даже те немногие выгоды, которые гипотетически давал переход на летнее время, будут гарантировано сводиться на нет симметричными зимними потерями!
Единственное объяснение, которое пока что удалось услышать, состоит в том, что так будет удобнее коровам. Они, оказывается, не понимают, почему доярки с конца октября по конец апреля приходят к ним на час позже. Каким образом нашим высшим должностным лицам удалось узнать мнение коров, остается для меня загадкой. Точно такой же новостью для меня было то, что наши коровы, оказывается, способны столь внимательно следить за временем. В конце октября весь коровник приходит в недоумение. Где доярки? Почему опаздывают? Что случилось? Нервозность и раздражение коров передается курам и свиньям. Среди животных может возникнуть недовольство! В хлеву назревает угроза социального взрыва! Почувствовав это, власти приняли срочные меры. Пусть уж лучше страдают доярки. С их стороны возмущения точно не предвидится.
Мы живем в сказочной стране, где правители способны устанавливать телепатическую связь с коровами и передвигать время.
Все это происходит не во сне, не на страницах повести, написанной в жанре фэнтези, все это происходит наяву. Нет смысла дергать себя за ухо и надеяться на пробуждение. Тем более, что в обществе, где большинство людей зимой хронически не могут выспаться, разница между явью и сном все равно постепенно стирается.
Но кроме шуток, я в самом деле готов расчувствоваться, размышляя о том, как трогательно заботятся наши власти об интересах и правах животных. Только жаль, что такого же интереса и внимания не проявляют к людям. Их, в отличие от коров, не опросили, с ними не посоветовались, о них даже не вспомнили. 140 миллионов человек становятся заложниками, которым придется приноравливаться к любому, даже самому нелепому капризу, возникающему у нескольких обитателей высоких кабинетов.
Правда, некоторую заботу о людях все же проявили, но очень своеобразную. Сначала выяснилось, что жителям Камчатки стало очень плохо из-за смены часовых поясов, которую тоже произвели, не посоветовавшись с теми, кому в этих злосчастных поясах приходится жить. Затем осознав, что в Петропавловске слишком рано темнеет, решили… нет, не вернуться к исчислению времени, более или менее приближенному к астрономическому, а, наоборот, передвинуть часы для москвичей. Правильно! Не одним же гражданам Дальнего Востока страдать! Пусть теперь избалованные жители столиц почувствуют на себе, что такое государственная мудрость.
Ладно, я готов смириться с мыслью, что это расплата москвичей и петербуржцев за их привилегии. Но жители Тулы или Твери, они-то в чем виноваты? Им же тоже часы передвинули! А зарплату не прибавили…
Те, кто передвигают стрелки, видимо, не знают, каково ранним утром собираться на работу, одновременно выпроваживая капризничающих детей в школу и детский сад. Государственным мужам все эти переживания и заботы неведомы. Они не работают, а руководят.
Про то, как все эти игры со временем отразятся на личной жизни россиян, лучше просто пока помолчать. С рождаемостью у нас и без того неважно. Зато хоть по мужской смертности мы занимаем одно из лидирующих мест в Европе. И не только, кстати, в Европе.
Так получилось, что пока я размышлял на эти грустные темы, кто-то подсунул мне листовку, призывающую к участию в очередном Дне гнева. На сей раз манифестация будет для разнообразия легальной, но по-прежнему под непременным лозунгом «Пора менять власть!»
А мне кажется, что уже поздно. Власть поздно менять, ее уже надо лечить…