На фоне кризиса, происходящего в данный момент в КПРФ, всё громче слышны призывы к объединению непарламентских левых партий и движений. Что характерно, призывы, обычно, идут «снизу», от рядовых активистов и беспартийных, а не от лица самих партий. Так, только за последние пару недель вышло несколько статей-призывов к объединению: статья тов. Копылова на «Рабкоре», и статьи тов. Антонова и тов. Комаловой на сайте Объединённой Коммунистической Партии. Вопрос действительно крайне злободневный и актуальный.
Значительная часть коммунистов критикует саму идею такого объединения, повторяя лозунг о «решительном размежевании». Мне не очень понятны мотивы такой критики, учитывая, что наши левые размежёвываются вот уже на протяжении 25 лет с лишним, а объединением как-то даже и не пахнет. Да и очевидно, что «один палец легко сломать, но пять пальцев – это кулак», несмотря на разногласия между партиями и движениями, общего у них всё-таки больше, и работать над общими целями сообща – несомненно, эффективнее, чем делать это поодиночке. Нужно объединение, нужно.
Откинув сложновыполнимые сценарии, вроде полного слияния нескольких партий (это было бы прекрасно, но сами партии, судя по всему, сделают всё, чтобы этого не допустить), можно попробовать представить, как бы могло выглядеть (и работать) такое объединение.
Хорошим шагом могло бы стать создание межпартийного Комитета по взаимодействию, в который вошло бы по ответственному товарищу от каждой партии/движения (в идеале, подобранные из числа общительных и адекватных людей). Это не отняло бы много ресурсов (которых у партий и так немного), но помогло бы наладить диалог. Товарищи в Комитете занимались бы, собственно, взаимодействием между партиями: прорабатывали бы возможность работы по общим направлениям, которых у наших левых довольно много. Это касается и акций, и информационных кампаний, и выработки общих решений по самым разнообразным политическим вопросам (таким, например, как выдвижение общих кандидатов на выборах). Этот Комитет мог бы стать чем-то вроде Форума Левых Сил, только лучше – ведь он был бы постоянно действующим.
Возможно, в такой Комитет стоило бы включить представителей не только партий и движений, но и беспартийных информационных ресурсов (которые, с одной стороны, смогли бы сохранить независимость в плане редакционной политики, с другой – более организованно освещали бы те или иные акции, кампании и т.п.)
Существование такого Комитета могло бы перевести межпартийную конкуренцию в более конструктивное русло – вместо ставшего традиционным заочного поливания друг друга помоями на партийных ресурсах (да, этим грешат не все, но многие), можно было бы, например, заранее договорившись через Комитет, устраивать дебаты между представителями движений (например, в весьма популярном нынче видеоформате). Это, в общем-то, было бы полезно и этим самым партиям по отдельности, учитывая, что опостылевшее всем «перетягивание активистов из партии в партию» превратилось бы в нечто интересное, и даже напоминающее агитацию (ведь дебаты смотрели бы не только члены партий).
В конечном счёте, это принесло бы всем только плюсы. Партии не потеряли бы ни толики своего драгоценного суверенитета и остались бы при своих программных целях, но смогли бы гораздо более эффективно добиваться этих самых целей. Можно ещё добавить сюда репутационный плюс – в глазах обывателей и, особенно, политизированной молодёжи, которая в данный момент, как мне кажется, с некоторым недоумением взирает на десятки отечественных коммунистических и левых партий и движений, которые вразнобой борются за одни и те же цели. По-моему, именно об этом говорит рост популярности внепартийных марксистских кружков – молодежь попросту перестала доверять партиям, и с этим тоже необходимо что-то делать, и делать совместно.
Я не особо разделяю оптимизм авторов некоторых статей на тему объединения: мне кажется несколько наивным полагать, что сейчас произойдёт что-либо подобное (несмотря на то, что момент действительно очень подходящий). Уж очень наши политики «тяжелы на подъем» (любые, не только левые). Но, по крайней мере, меня очень радует, что начались разговоры об объединении и что начал формироваться запрос на это.
Генрих Александров