В воскресенье, 5 апреля 2009 года, в Молдове прошли парламентские выборы. Парламент должен избрать президента тремя пятыми голосов. Конституция запрещает занимать пост президента одному человеку более двух раз подряд. Правящая Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), находящаяся у власти с 2001 года, набрала, по официальным данным, более 50 % голосов, что дает ей техническую возможность избрать президентом своего кандидата без образования коалиций с другими прошедшими в парламент партиями. При этом уходящий с поста президента Владимир Воронин, управлявший страной с 2001 года, заявил, что собирается остаться в большой политике.
Первые часы после окончания голосования не принесли неожиданностей. ОБСЕ заявила, что выборы прошли в соответствии с международными стандартами. Центральная избирательная комиссия огласила результаты подсчета 98 % бюллетеней, подтвердив данные экзит-поллов, также показавших значительный перевес голосов в пользу коммунистов. Однако набранное ПКРМ количество голосов было ровно таким, которое позволяло ей выбрать своего кандидата в президенты (не больше и не меньше), и это дало повод для оппозиционных партий выразить свое недовольство результатами выборов.
Политические организации «Наша Молдова», Либеральные демократы и Либеральная партия добиваются, по их словам, справедливого подсчета голосов.На практике это означает, что они хотят получить хотя бы немного больше, чтобы заблокировать голосование в парламенте, что приведет, после трех неудачных попыток избрать президента, к роспуску законодательного органа и новым выборам.
Для оказания давления на правительство Владимира Воронина оппозиционные организации вывели в понедельник своих сторонников на митинг, который кончился мирно. Но во вторник события стали развиваться по иному сценарию: демонстранты численностью до 10 тысяч человек пошли на штурм правительственных объектов, выкрикивая антикоммунистические лозунги и призывая к объединению с Румынией. Очень быстро протестующие ввязались в столкновения с отрядами полиции, охранявшими администрацию президента и здание парламента. Правоохранители не получили приказа на применение огнестрельного оружия, а водометов и слезоточивого газа оказалось недостаточно для разгона митингующих, которые оттеснили полицию и заняли парламент и администрацию президента. Через некоторое время из окон парламента повалил дым, а люди стали вытаскивать мебель и оргтехнику.
Владимир Воронин, полномочия которого истекли 7 апреля, заявил, что акции гражданского неповиновения были спланированы заранее, так как оппозиция заявила о непринятии итогов выборов еще за месяц до их проведения. Тем не менее, к вечеру вторника стало известно, что правительство и оппозиция договорились о проведении пересчета голосов. При этом представители оппозиции заявили, что события в столице вышли из-под их контроля и они не несут ответственности за погромы в центре города.
В вечернем телеобращении Воронин обвинил оппозиционные партии в попытке государственного переворота. Он также напомнил, что во время беспорядков 1989 года, когда националисты также требовали присоединения к Румынии, а Воронин был министром внутренних дел МССР, он не отдал приказа стрелять по демонстрантам – и не сделает этого и сейчас. Одновременно Воронин попросил помощи в поддержании порядка у европейских структур. Представители оппозиции пообещали в среду продолжение протестов, для участия в которых из других городов Молдовы на автобусах будут переброшены активисты.
Политический кризис в Молдавии развивается по знакомому сценарию «цветных» революций в странах СНГ. Радикальные националисты, которые приняли живейшее участие в акциях протеста в столице, вывесили на здании парламента румынский флаг и флаг ЕС и кричали «Мы – румыны», а оппозиция призывает к евроинтеграции и возможному присоединению к Румынии. Очевидно, что события в Кишиневе являются элементом большой геополитической игры в Восточной Европе.
Любопытна первая международная реакция на происходящие события. Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана немедленно выступил с осуждением беспорядков и призвал к политическому диалогу, показав, что ЕС не заинтересован в политическом кризисе в республике, граничащей с восточными рубежами сообщества. Соответственно, можно сделать вывод, что страны «старой Европы» не собираются включать в сферу своих интересов бедную Молдову. Скорее карта присоединения к ЕС разыгрывается националистами, которые надеются найти опору в самой Румынии. Но стоит отметить, что попытка «цветной» революции в Молдове может окончиться безрезультатно, так как ни западноевропейским странам, ни Румынии в настоящее время не до вопросов ассимиляции новых территорий. Запад пытается выжить в тисках мирового экономического кризиса, сбрасывая за борт уже экономически подчиненные и интегрированные восточноевропейские страны, а Румыния едва держится на плаву, теряя одну за другой производства, открытые на ее территории западноевропейскими и глобальными монополиями, которые привлекла дешевая рабочая сила. Молдова входит в программу ЕС «Восточное партнерство», которая направлена на поступление дешевой рабочей силы нескольких бывших союзных республик на европейский рынок, однако политическая нестабильность может лишь помешать дальнейшему вовлечению Молдовы в этот процесс, в котором и в «старой Европе» сейчас почти никто не заинтересован.
Очень легко усмотреть в происходящих событиях и руку Госдепа США. Считается, что он был инициатором всех подобных революций на территории СНГ и последовательно выводил из-под российского влияния целые регионы. Казалось бы, новая администрация, заявившая о «перезагрузке» в российско-американских отношениях, не заинтересована в эскалации напряженности, но вполне вероятно, что реализуемый план был утвержден еще при предыдущей администрации (как это было в 1961 году с вторжением в Плайя-Хирон на Кубе, когда Кеннеди не стал препятствовать осуществлению плана свержения Фиделя Кастро, разработанному при Эйзенхауэре). Следовательно, вполне резонно предположить, что мы наблюдаем любопытное переплетение борьбы за влияние в Восточное Европе между Россией, поддерживающей «умеренных» коммунистов, и США, фактически выступившими на стороне молдавских националистов. Дестабилизация ситуации в регионе объективно ослабляет позиции российских властей, хотя и неясно, какой будет политика Молдовы в случае прихода к власти ориентированных на Запад оппозиционеров.
Молдавские коммунисты все восемь лет у власти лавировали между ориентацией на Россию и ЕС, понимая, что без российских энергоносителей экономика страны исчезнет, и в то же время отдавали дань националистической ориентации части политических элит, которые настроены на дальнейшее сближение с Румынией. За годы своего президентства Владимир Воронин не смог разрешить проблему Приднестровья, которое так и осталось квазинезависимым государственным образованием. Во время избирательной кампании 2005 года Воронин обвинил Россию в затягивании урегулирования приднестровского конфликта и обещал ориентироваться на Европу. Но в последние месяцы своего пребывания у власти ему удалось наладить неплохие отношения с Дмитрием Медведевым, который решил, что Россия должна играть большую роль в урегулировании конфликта в регионе. Медведев уже успел поздравить Воронина с победой ПКРМ на парламентских выборах, а теперь призывает к переговорам и восстановлению порядка в столице.
Проблемы в Молдавии обострились после отделения Косова, когда все непризнанные страны стали настаивать на формализации своего статуса. Политика коммунистов Молдовы становилась все более непоследовательной. С одной стороны, им хотелось «построить европейскую Молдову», с другой – сохранить территориальную целостность страны. Возможность для маневра была удивительно узка, что и привело к тому, что никакого последовательного политического курса партия не проводила.
Утром в среду полиция взяла под свой контроль захваченные административные здания и готовится к новой волне протестов, запланированных оппозиционными организациями. Дорожной полиции был дан приказ не пропускать автобусы с активистами в Кишинев, но оппозиционеры обещали в случае остановки автобусов двинуться пешком. Смогут ли коммунисты взять ситуацию в свои руки и проявить политическую волю, конвертировав полученное на выборах большинство голосов в реальные меры по подержанию стабильности в стране, покажут дни или даже часы.