Уходящий год заканчивается патовой ситуацией в молдавской политике. 7 декабря 2009 года провалилась вторая попытка парламента страны избрать президента республики. Согласно Конституции страны, это предполагает роспуск парламента и проведение в следующем году новых парламентских выборов, которые в таком случае окажутся уже третьими с апреля 2009 года. Таким образом, Партия коммунистов республики Молдова, несмотря на прогнозы некоторых экспертов, не отступила под давлением заинтересованных сторон и сумела сорвать президентские выборы, при этом (несмотря на уход из партии четырех депутатов) избежав серьезного раскола. Теперь Основной Закон позволяет ПКРМ надеяться на реванш в ходе новых выборов. Вот только когда состоятся эти выборы, останется ли к тому времени прежней действующая конституция и даже будет ли до них допущена ПКРМ, до сих пор остается неизвестным.
Кому выгодно?
У очередного провала выборов президента Молдавии есть несколько главных итогов. Во-первых, ПКРМ все-таки не пошла на соглашение с «Альянсом за европейскую интеграцию» и отказалась от поддержки их кандидата, лидера Демпартии и бывшего члена ПКРМ Мариана Лупу. Ход вполне логичный – учитывая, что такой шаг усилил бы позиции Лупу, претендующего на часть избирателей ПКРМ. Однако давление на ПКРМ явно оказывалось. Так, представители ряда молдавских СМИ неоднократно заявляли о возможности уголовного преследования функционеров ПКРМ. А некоторые эксперты заявляли, что Партию коммунистов могут и вовсе не допустить до следующих парламентских выборах. Такие заявления иначе как прозрачный намек понять трудно. Кроме того, в избрании кандидата «Альянса за европейскую интеграцию» явно могли быть заинтересованы и внешние силы. Судя по всему, в качестве одной из возможных кандидатуру Лупу рассматривали и в Москве, где молдавский кандидат в президенты в ходе своего визита общался с видными функционерами «Единой России». Возможно, уход Владимира Воронина с поста президента Молдовы не обошелся без такого давления. Ведь конституция Молдавии предполагает, что прежний президент, даже если срок его полномочий истек, продолжает занимать свой пост вплоть до вступления в должность нового. То есть Воронин вовсе не был обязан оставлять свой пост и вполне мог бы занимать его до сих пор. Аргументы некоторых экспертов, считавших, что в условиях, когда центр политической борьбы перенесся в парламент, лидер ПКРМ должен был находиться там, не выдерживает критики. Чтобы руководить действиями фракции, лидеру партии вовсе не обязательно присутствовать на заседаниях парламента лично. А вот Воронин в президентском кресле очень пригодился бы ПКРМ…
Во-вторых, раскол в ПКРМ, который так долго ожидали их оппоненты, оказался далеко не таким масштабным. В середине декабря фракцию действительно покинули Цуркан, Степанюк, Гузнак и Бельченкова. Таким образом, численность фракции коммунистов сократилась с 48 до 44 депутатов. Это приближает «линию фронта» в парламенте к возможности избрания президента. Ведь хотя четверка экс-коммунистов и не присоединилась официально к «Альянсу за европейскую интеграцию», теперь у противников ПКРМ насчитывается в общей сложности 57 мандатов в 101-местном парламенте, а для избрания президента требуется 61 голос. Однако версия о скором распаде ПКРМ и выходе из нее не менее десятка депутатов или хотя бы таких авторитетных лиц, как Иван Калин (одного из старейших депутатов парламента, бывшего заместителя председателя Верховного Совета СССР), все же не подтвердилась.
Так кому оказался выгоден провал президентских выборов? Как ни странно – всем ведущим политическим силам. ПКРМ таким образом добилась проведения (хотя и в неопределенном будущем) новых парламентских выборов и возможности взять реванш. Спикер парламента и исполняющий обязанности президента Михай Гимпу получил возможность и дальше занимать президентское кресло. Судя по всему, как минимум до лета 2010 года, а может быть, и дольше. Премьер Владимир Филат может сохранять положение правительства как одного из последних полностью легитимных центров силы в республике. Не в накладе даже так и не ставший президентом Мариан Лупу. Судя по опросам общественного мнения, у его партии пока есть все шансы улучшить результат на новых парламентских выборов. А учитывая, что, по данным тех же опросов, в новый парламент уже не попадет еще один участник нынешней правящей коалиции, Альянс «Наша Молдова», более удачливые соратники АНМ смогут получить в парламенте и дополнительные мандаты.
Битва вокруг конституции
Перспективы молдавской политики были бы яснее, если бы в стране конкретизировали дату парламентских выборов. Между тем согласия между ведущими политиками по этому поводу нет. Функционеры ПКРМ считают, что сразу после провала президентских выборов 7 декабря парламент потерял легитимность и должен быть распущен. С этим первоначально согласился даже один из их оппонентов, премьер Филат. Однако затем последовало заявление Михая Гимпу, что точные сроки роспуска парламента в конституции не определены и что он, как и.о. президента, может назначить новые выборы хоть несколько лет. Но даже если юридически выборы должны быть назначены на следующий год (возможно, на лето), до этого может быть изменена процедура избрания самого президента.
Мариан Лупу еще в конце ноября призвал внести изменения в конституцию и избирать президента всенародным голосованием. Учитывая, что если верить данным ряда соцопросов, Лупу пользуется сегодня наибольшим доверием среди политиков Молдавии, его расчеты понятны. Правда, вряд ли на такой вариант согласятся его соратники по коалиции – ведь в этом случае президент станет слишком независим от других членов альянса, к тому же всенародное избрание придаст ему дополнительный вес. Скорее всего, другие члены правящей коалиции будут настаивать на том, чтобы при изменении конституции парламенту дали право избирать президента абсолютным, а не квалифицированным большинством голосов – а для этого у «Альянса за европейскую интеграцию» голосов хватит.
Вот только представители ПКРМ уже приводят ряд аргументов, которые должны охладить пыл их противников. Прежде всего, вносить изменения в конституцию парламент может только большинством в две трети голосов депутатов – а такого большинства у правящей коалиции нет. Что же касается референдума, то он не может менять процедуру избрания президента. К тому же даже если изменения в конституцию пройдут, они никак не распространятся на действующий парламент – ведь закон не имеет обратной силы, а значит, роспуск парламента неминуем.
Спор между политиками должен решить Конституционный суд. И скоро мы увидим, что для его судей окажется важнее – факт назначения многих из них при ПКРМ или давление новых властей.
Заложники времени
Пока же каждый из участников конфликта надеется, что время будет работать на него. Коммунисты – что правящая коалиция потеряет сторонников из-за непопулярных мер в экономике, на которые она вынуждена будет пойти (продолжение девальвации лея, введение новых налогов, сокращение социальных расходов). А оппонент ПКРМ Мариан Лупу, ко всему прочему, может потерять часть сторонников, которым не понравится его сотрудничество с прорумынски настроенными Гимпу и Филатом. К тому же сами участники правящей коалиции могут перессориться между собой.
Представители «Альянса за европейскую интеграцию», в свою очередь, ждут новых отколов от ПКРМ, переставшей быть правящей партией. Кроме того, новая правящая коалиция надеется обжиться в коридорах власти, произвести кадровые перестановки в силовых структурах и выиграть битву за информационное пространство Молдовы, приобретая контроль над чужими СМИ и расширяя возможности своих.
А пока ситуация в Молдавии очень напоминает период с 1998 по 2001 год. Тогда у ПКРМ была крупнейшая фракция в парламенте, но не было большинства. А их оппоненты так активно продолжали ссориться друг с другом, что в итоге довели дело до внеочередных парламентских выборов, после которых ПКРМ и пришла к власти. Так что то, что Молдову еще долго будет ждать политическая нестабильность, вряд ли кто-то поставит под сомнение. Но вот что эта нестабильность породит в итоге и кто из молдавских политиков из заложников времени возьмет время в союзники, так и не ясно.