Визит в Москву индийского премьер-министра Манмохана Сингха, начавшийся 6 декабря 2009 года, может напомнить о временах советско-индийской дружбы. Правда, масштаб отношений пока не вернулся на уровень советских лет, а вот степень их сложности, пожалуй, только возросла. В борьбе за внимание Индии России приходится конкурировать с США. К тому же Москва вполне может рассматривать Индию как противовес влиянию Китая в Средней Азии. Вот только рассматривает ли на деле? И насколько ревниво на подобные планы может отреагировать Пекин, составляющий третью сторону этого геополитического треугольника?
Между Обамой и Хиллари
Как известно, в Южной Азии США традиционно ориентировались на Пакистан, а СССР – на Индию. Тем не менее, в последние годы отношения между США и Индией заметно потеплели. Причем начался этот процесс вовсе не при объявившем о поиске новых союзников для США Обаме, а при его предшественнике – Джордже Буше-младшем. В 2005 году представители США пообещали снять эмбарго на сотрудничество между странами в ядерной сфере, установленное еще в 1974 году, когда Индия провела первые ядерные испытания. В декабре 2006 года это соглашение было ратифицировано Конгрессом США. Позднее индийская сторона одобрила закон о гражданском использовании ядерной энергии, ставший еще одной гарантией для американских инвестиций в индийскую ядерную отрасль. По отдельным прогнозам, в течение ближайшего десятилетия их объем может достигнуть 100 миллиардов долларов.
Сближение двух стран должен был подчеркнуть и визит в Индию госсекретаря США Хиллари Клинтон в июле. Тогда США договорились о поставках оружия в Индию в обмен на «соглашение по мониторингу конечного назначения», которое позволяет Вашингтону осуществлять проверки, не происходит ли утечки военных технологий в третьи страны. Кроме того, для американских компаний было зарезервировано две площадки под строительство ядерных реакторов. Так что недаром незадолго до своего визита в Москву Манмохан Сингх в конце ноября посетил Вашингтон.
Естественно, подобное сближение не могло не пугать Москву: ведь ранее Россия выступала главным партнером Индии по военно-техническому сотрудничеству, и около 70 % вооружений индийской армии было российского производства. К тому же партнерство России и Индии осложняла ситуация вокруг авианесущего крейсера «Викрамадитья», ранееносившего название«Адмирал Горшков». Как известно, российская сторона постоянно переносила сроки окончания его модернизации. В этом смысле соглашения в ядерной сфере и урегулирование споров по поводу «Адмирала Горшкова» должны были успокоить Москву.
Впрочем, и у Дели, несмотря на потепление отношений с США, остается не меньше оснований для сохранения дружбы с Россией. Так, Индии вряд ли могут понравиться реверансы США в сторону Китая. На этот раз раздражителем могут стать слова Барака Обамы, для остального мира играющего роль миротворца. Так, президент США уже заявил, что именно в КНР видит посредника, который сможет наладить диалог между странами Южной Азии, в том числе между Индией и Пакистаном. Логику американского лидера понять можно: ведь у Китая традиционно установились партнерские отношения с Пакистаном, да с Индией они сегодня все же лучше, чем в эпоху «холодной войны». Но соперничество между двумя странами продолжается, и вряд ли Индии понравится, что ее соперника ставят так высоко, передавая ему разрешение региональных конфликтов. Кроме того, в ходе визита в Токио Обама, говоря о ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ни разу не упомянул Индию. А между тем Индия стремиться вступить в АТЭС и подчеркивает свою роль в этой части мира. По сути, шаги Обамы в Индии могут понять в том смысле, что он считает эту страну вовсе не мировой, а лишь региональной державой, – что вполне может обидеть официальный Дели с его амбициями. Наконец, на фоне все большего охлаждения отношений с Пакистаном Индии вряд ли понравится возрастающая поддержка Исламабада со стороны Вашингтона. Отношения между Исламабадом и Дели, и далеко не лучшие, после прошлогодних терактов в Мумбаи, с которыми связывают террористические группы, действующие в Пакистане, стали еще более напряженными. Недаром, находясь в Вашингтоне, Манмохан Сингх весьма резко отозвался о своих пакистанских соседях. Да и взгляды США на афганское урегулирование в Индии оценивали весьма скептически.
В этом смысле заявления Дмитрия Медведева, что Россия будет способствовать вступлению Индии в АТЭС и видит, как велико ее значение в деле афганского урегулирования, можно понять и как своеобразный намек: смотрите, мы понимаем вас так, как не могут понять США. Да и поддержка идеи включения Индии в число постоянных членов Совбеза ООН со стороны Москвы явно должна показать, что Россия видит в Индии державу именно мирового уровня. К тому же, соглашаясь на ядерное сотрудничество с Дели, американцы в свое время потребовали от группы ядерных поставщиков ввести ограничения на поставки ядерных материалов для Индии, но именно Россия воспротивилась этому требованию.
Манмохан Сингх явно принял к сведению заявления российского президента и пошел на ответный реверанс, высоко оценив новую инициативу Дмитрия Медведева – Договор об общеевропейской безопасности.
Но есть еще одна причина сближения России и Индии. Заинтересованная в иранских углеводородных ресурсах, Индия лоббирует строительство трубопровода Иран–Пакистан–Индия. Это вряд ли может понравиться США, зато вполне подойдет Москве – тем более что в осуществлении проекта намерен активно участвовать «Газпром». Почти одновременно с московским визитом индийского премьера в Тегеране проходили консультации между представителями Ирана, Пакистана и российского «Газпрома».
Индийский гость и «китайское предупреждение»
Идя на сотрудничество с Индией, в Москве прекрасно понимают, что далеко не все шаги в этом направлении могут понравиться Китаю. КНР, например, выступает против предоставления Индии статуса постоянного члена Совбеза ООН: активно поддерживает Пакистан; борется за влияние с Индией в соседних странах – например, выделяя средства на разработку медного рудника в Афганистане или строя новый морской порт Хамбантота на Шри-Ланке. Индия и КНР являются конкурентами и в борьбе за доступ к природным ресурсам стран Африки – недаром в прошлом году Дели пообещал предоставить 5 миллиардов долларов в виде кредитов для поддержки ряда стран «Черного континента».
Несмотря на то что в 2006 году между двумя странами было достигнуто соглашение о совместных действиях в борьбе за источники энергии, соперничество двух сил так и не прекратилось. Это вполне понятно: две растущие экономики по-прежнему нуждаются в ресурсах.
Одной из полей таких конкурентных сражений между державами вполне может стать Средняя Азия. Индия исторически тесно связана с этим регионом, поэтому и ее стремление увеличить свое влияние является закономерным. Индийскую сторону интересуют природные ресурсы данной территории. Отсюда, например, интерес индийских компаний к разработке месторождений в Казахстане. Вспомним более чем семилетнюю историю переговоров индийской корпорации ONGC Videsh Limited (OVL) с казахстанской Национальной нефтяной компанией «КазМунайГаз» (KMГ) по подготовке соглашения о разведке и добыче нефти на Прикаспийском нефтяном блоке. Или переговоры индийской стороны с представителями Казахстана и Узбекистана о сотрудничестве в сфере добычи урановых руд на территории этих стран. Сегодня Россия и Китай являются союзниками по противостоянию США в регионе. К тому же опыт последних лет показывает, что российское руководство рассчитывает на китайские инвестиции на Дальнем Востоке, даже несмотря на то что такой шаг может чересчур повысить влияние Пекина на российский регион.
В дальнейшем более явной будет становиться конкуренция между Москвой и Пекином в борьбе за Среднюю Азию. И здесь союзником Москвы может выступить Дели. Прямо подобные планы Москвой не озвучиваются. Но недаром Дмитрий Медведев подчеркнул, что Россия «высоко оценивает» факт все возрастающего внимания индийской стороны к работе Шанхайской организации сотрудничества, где традиционно велико влияние Китая.
У Москвы еще немало стимулов для сотрудничества с Дели. Стоит напомнить, например, что к началу текущего года банковская система Индии оказалась одной из наименее пострадавших в результате мирового финансового кризиса – благодаря принципиальной позиции Яга Венугопала Редди, управляющего Центрального банка Индии в 2003–2008 годах. В свое время Редди настоял на большей степени государственного регулирования финансовых рынков и контроля над банковской системой страны, в результате чего лишь около 1 миллиард долларов США (при общем размере банковских активов Индии, достигавших к концу 2008 года около 500 миллиардов долларов) было потрачено на «токсичные активы».
Правда, России придется потратить немало усилий, чтобы соответствовать своим старым партнерам, чей статус «младших» партнеров сверхдержавы, кажется, остается в далеком прошлом.