Политологи сетуют, что предвыборная кампания на Украине, похоже, лишилась одной из главных интриг. Если еще летом политизированная общественность гадала, кто же во втором туре составит конкуренцию Виктору Януковичу, то результаты осенних социологических опросов развеяли сомнения. Юлия Тимошенко сейчас недосягаема для прочих желающих схлестнуться в решающей схватке с лидером Партии регионов. Однако это не помешало оставшимся кандидатам вступить в предвыборную гонку, даже заведомо не имея шансов выйти во второй тур. И причина не только в том, что многих из них «статус обязывает». Просто кандидаты не перестают надеяться на «обвал рейтингов» соперников-«тяжеловесов», который может произойти ближе ко дню голосования. Кроме того, президентские выборы – неплохая репетиция перед парламентскими. Наконец, успешный результат выборов в первом туре – неплохое основание для торга с кандидатами первого эшелона. Ведь многие кандидаты-статисты играют роль «троянских коней» на поле тяжеловесов – действуя самостоятельно, а возможно, и по предварительной договоренности с кем-то из них. Впрочем, есть среди них и такие, кто сами могут сделать ход конем, серьезно повлияв на исход выборов.
От «темной лошадки» до «троянского коня»
Экс-министр иностранных дел и экс-спикер Верховный Рады Украины Арсений Яценюк, кажется, превратился в экс-перспективного кандидата в президенты. По данным социологического опроса, проведенного Центром Разумкова, в начале ноября лишь около 8 % опрошенных были готовы отдать свой голос лидеру «Фронта перемен», в то время как еще в июле таковых было более 13 %. Учитывая, что поддержка его ближайшего конкурента, Юлии Тимошенко, за это время выросла с 17,9 до 20,3 %, вряд ли теперь Яценюк может рассчитывать на выход во второй тур.
Некоторые политологи видят причину превращения «восходящей звезды» в «белого карлика» в слишком расплывчатой позиции кандидата, который так и не сумел использовать карт-бланш, который ему, как «темной лошадке» и «новому человеку» готовы были предоставить некоторые украинские граждане. Однако очень вероятно, что не последнюю роль в столь быстром падении популярности Яценюка сыграл… Дмитрий Медведев. Точнее, обмен посланиями между Медведевым и Ющенко в августе этого года. Тогда два президента обменялись дежурными, в общем-то, обвинениями в недружелюбной политике и взаимных провокациях. А Арсений Яценюк солидаризовался со многими заявлениями Медведева. Комментируя заявления российского президента, он заявил, что «президент Украины Виктор Ющенко дал очень много поводов для того, чтобы считать его политику антироссийской», не поддерживает «действий Президента Грузии Михаила Саакашвили», а также что «никто в одностороннем порядке не имеет права пересматривать ставки аренды и уплаты за пребывание Черноморского флота на территории Украины».
Это тем более удивительно, что, по данным социологов из того же Центра Разумкова, наибольшую поддержку Яценюк имел именно на Западе Украины, где, мягко говоря, не жалуют российских руководителей – в июле он оставался лидером по уровню поддержки в этом регионе, пользуясь благосклонностью 21 % опрошенных. Видимо, делая подобные заявления, Яценюк хотел расширить свою электоральную базу. Однако уже тогда можно было понять, что такая политика слишком рискованна и лидер «Фронта перемен» может потерять сторонников на Западе страны. В итоге, так и вышло. Если верить социологам, популярность Яценюка стала таять и в центре страны. Одновременно в СМИ стала просачиваться информация о якобы имеющих место переговорах между соратниками Виктора Януковича и Арсением Яценюком о согласовании действий и возможной поддержки руководителя Партия регионов со стороны лидера «Фронта перемен» во втором туре. Некоторые называют одним из связующих звеньев между двумя штабами Дмитрия Фирташа, соучредителя компании RosUkrEnergo, долгое время выступавшей посредником между «Газпромом» и украинскими потребителями российского газа. Фирташ считается одним из спонсоров и предвыборной кампании Яценюка, и Партии регионов (функционеры последней, впрочем, это отрицают), а также давним раздражителем для Юлии Тимошенко. А некоторые политологи (например, руководитель Центра социальных исследований «Пента» Владимир Фесенко) считают, что Яценюк во втором туре поддержит именно Януковича. Если верить этой информации, карьера Яценюка сделала стремительный разворот – от перспективной «темной лошадки» до технического «троянского коня».
Между тем есть информация и о новых переговорах между окружением Януковича и Виктором Ющенко. Так, лидер Компартии Украины Петр Симоненко, выступая в конце октября на митинге в Херсоне, публично заявил, что штаб Партии регионов напрямую работает с Виктором Ющенко. Конечно, слова Симоненко, что Ющенко «тянут во второй тур», выглядят неправдоподобно (учитывая, сколь низка поддержка действующего президента в стране). Однако Ющенко действительно играет на одном поле с Юлией Тимошенко, забирая у нее голоса. А в последние месяцы его поддержка, если верить социологам, действительно подросла. И кстати, то самое августовское послание Дмитрия Медведева, на котором «поскользнулся» Арсений Яценюк, сыграло на руку Ющенко – ведь он фактически был объявлен главным источником российско-украинского противостояния, вернув себе значение в глазах ряда украинских националистов. В частности, депутат Верховной Рады Украины Ксения Ляпина уже заявляла, что в Ивано-Франковской, Тернопольской, Львовской областях в предвыборных штабах Ющенко готовы работать активисты «Народного Руха».
Кто купает «красного коня»?
Между тем самого Петра Симоненко обвиняют в работе «троянским конем» – но уже не на Януковича, а на Тимошенко. Дело в том, что украинские левые (по крайней мере, претендующие на это звание) этим летом решили образовать предвыборный Блок левых и левоцентристских сил. Изначально предполагалось, что ядром блока станет КПУ, самая сильная из всех участвующих в блоке партий, и к ней примкнут Социал-демократическая партия Украины (объединенная), Соцпартия (Александра Мороза), а также организации, в разное время отколовшиеся от социалистов – Прогрессивная соцпартия Натальи Витренко, «Справедливость» Станислава Николаенко (некогда работавшего в правительстве Януковича и только в марте этого года исключенного из СПУ) и «Союз левых сил» Василия Волги. Собственно, Симоненко в поддержке таких союзников не очень нуждался. Понятно, что значительная часть сторонников СПУ за лидера коммунистов вряд ли проголосует. Н. Витренко, как выяснилось позже, не смогла пойти на выборы самостоятельно, а многие ее сторонники, если и пойдут на выборы, то скорее поддержат Симоненко. Что касается остальных союзников, то их возможности настолько невелики, что вряд ли заметно повлияют на ход кампании. Участники переговоров о создании Блока левых… должны были это понимать. Поэтому, не считая Александра Мороза, который пытался настоять на выдвижении от блока некоего «авторитетного нового лица», они сосредоточились на переговорах на будущее – о принципах формирования предвыборных списков блока на парламентских выборах, которые могут состояться уже очень скоро.
Впрочем, даже этот фактор не помог представителям нескольких партий договориться. Витренко объяснила свой отказ от участия в блоке претензиями к проекту его декларации – в ней, например, не был прописан отказ от продажи земель сельхозназначения, положение о полновластии советов или переход Украины к федеративному устройству. С другой стороны, претензии Витренко к тому, что в декларации блока не было формулировки о признании русского языка вторым государственным, выглядят уже не так обоснованно – там все-таки говорится, что статус русского языка должен быть «повышен до государственного наряду с укреплением статуса украинского». От участия в блоке отказался и Александр Мороз со своими соратниками, которому показались слишком расплывчатыми формулировки о распределении квот в гипотетическом списке КПУ на основе Блока левых… на парламентских выборах.
Кроме того, Мороз обвинил представителей Компартии Украины в работе на Юлию Тимошенко и желании в том или ином виде оказать ей поддержку перед вторым туром выборов. Ко всему прочему, Мороз напомнил, что Социал-демократическую партию Украины, которая ныне присоединилась к блоку, традиционно связывают с Виктором Медведчуком – главой Администрации президента Украины в последние годы правления Леонида Кучмы (Медведчука в свое время даже называли вероятным преемником Леонида Даниловича). И хотя Медведчук еще летом 2007 года оставил пост председателя СДПУ(о) – партию не перестают связывать с его именем. Он же считается посредником между Юлией Тимошенко и российскими властями, а также автором идеи о внесении изменений в конституцию страны, позволяющих выбирать президента на заседании Верховной рады, а не на всенародном голосовании. По крайней мере, на контакты Медведчука с Юлией Тимошенко намекал в свое время его соратник по партии, экс-президент Леонид Кравчук (впрочем, представители Партии регионов опровергали это заявления, заявляя, что если Медведчук и может с кем-то работать, то скорее именно с ними). Как бы то ни было, контакты в окружении Тимошенко Медведчука и правда есть. Например, Богдан Губский, один из главных спонсоров Блока Юлии Тимошенко, в свое время принадлежал к так называемой киевской семерке – группе бизнес-партнеров, куда входили Медведчук и его близкие соратники братья Суркисы. Кандидат в президенты Инна Богословская, кстати, тоже объявила, что декларация о создании Блока левых… – это следствие соглашения между Тимошенко, Симоненко и Медведчуком.
Как бы то ни было, Александр Мороз, который жестко объявил, что ни при каких обстоятельствах не поддержит во втором туре Юлию Тимошенко, видимо, будет работать против нее. И хотя после провала его партии на прошлых выборах в Верховную раду его авторитет заметно подорван, может иметь значение уже сам факт выступления этого «политического старожила» против бывшей соратницы по борьбе против режима Кучмы.
Что касается КПУ, многие действительно напоминают, что ее представители довольно уютно чувствуют себя в правительстве Тимошенко – например, они и близкие к ним лица получили посты главы Госкомлесхоза, главы Госархива, заместителя министра здравоохранения, заместителя министра внутренних дел. В то же время это вполне понятно, поскольку КПУ в Верховной раде обладает одной из «золотых акций», позволяющей влиять на судьбу правительства в ситуации, характерной для украинской политики «невыносимой неустойчивости».
Ход конем
Рассматривая обвинения украинских кандидатов в президенты в работе «троянскими конями», которые они бросают друг другу, а политологи пытаются анализировать, стоит сделать уточнение. Поляризация политических симпатий в обществе слишком велика, чтобы выбор избирателей зависел от настроения «вождей». Ющенко, который призывает поддержать Януковича или Симоненко, призывающий поддержать Тимошенко – это, конечно, сон теоретиков, далекий от правды. Однако кандидаты второго эшелона могут сделать кое-что другое – например, призвать своих сторонников игнорировать выборы или голосовать против всех.
Но есть и те, кто вполне может именно призвать своих сторонников поддержать любого из кандидатов и при этом не потерять политическое лицо. Одним из таких людей является Сергей Тигипко. Интересно, что, кроме фаворитов (Януковича и Тимошенко), он – один из немногих кандидатов, чья поддержка за последние месяцы выросла. По данным некоторых социологических опросов, его уже сейчас поддерживает до 5 % опрошенных. Учитывая большое количество кандидатов и жесткую борьбу, которая предстоит перед фаворитами выборов во втором туре, – это немалый ресурс, если он правда будет реализован. У Тигипко есть еще одно немалое преимущество: он известен как политик, бывший глава Нацбанка Украины и начальник штаба Януковича на выборах 2004 года, и в то же время отошел от политики на четыре года нестабильности после Майдана. В этом смысле он вполне перспективная фигура для тех, кто захочет поддержать относительно нового и при этом серьезного кандидата.
В Партии регионов Тигипко называют агентом Юлии Тимошенко, а сама Юлия Владимировна пространно намекала, что бывший глава Нацбанка может действовать в интересах «регионалов». Во всяком случае, до лета этого года Тигипко работал советником именно у Тимошенко. К тому же в ее окружении есть люди, с которыми он очень давно знаком (например, второй человек в БЮТ, Александр Турчинов, с которым они знакомы по Днепропетровскому обкому комсомола), да и с самой Юлией Владмировной Тигипко уже работал в команде скандально известного премьера Павла Лазаренко. Кроме того, Тигипко действительно действует на поле, близком Партии регионов. Большую часть предвыборных поездок по стране он совершает именно в юго-восточной ее части. Неоднократно заявлял, что видит русский язык «языком межнационального общения» и не против признания его официальным языком на уровне некоторых областей. Заявлял в Крыму, что если это выгодно Украине, можно и оставить Черноморскому флоту право на базирование. Выступает за нейтральный статус Украины и не раз критически отзывался о ЕС («Украина – Европа, но не Евросоюз»). Выступает за «многовекторную внешнюю политику», конструктивное сотрудничество с Россией и даже приватизацию газотранспортной системы страны с участием представителей ЕС и России. Впрочем, Тигипко достаточно осторожен: выступая во Львове, например, подчеркнул, что детей надо приучать к украинскому языку еще с детского сада, напомнив, что сам в свое время посчитал для себя обязательным выучить украинский. По сути, его позиция чем-то напоминает программу Соцпартии Украины, позволявшей находить сторонников и в Центре, на Востоке страны. Правда, за исключением социальных вопросов. Хотя Тигипко и называет себя «новым лейбористом», лейборизм он понимает специфически – как подход к распределению мандатов в своей гипотетической партии на выборах в парламент. В экономических вопросах он остается скорее либералом, выступая, например, за закрытие части угольных шахт на Востоке Украины.
Возможно, Тигипко еще найдет новых сторонников к выборам, а его выбор кандидата во втором туре может стать тем самым «ходом конем». Пока, по крайней мере, он заявлял, что не исключает поддержки любого из фаворитов.
Между тем предвыборная кампания приближается к самой горячей своей стадии. Социологи утверждают, что во втором туре Юлия Тимошенко проигрывает Виктору Януковичу. Однако мы помним, что Тимошенко и ее блок в итоге очень часто поддерживало гораздо больше избирателей, чем следовало из опросов. К тому же, по мнению социологов, явка в восточных областях страны, вотчине Партии регионов, на этот раз будет ниже. Борьба во втором туре предстоит серьезная, и позиция кандидатов «второго эшелона» будет очень важна. Видимо, кто-то из них (или те, кто за ним стоят) и сделает «ход конем», который решит исход этих выборов.