Греческие власти вчера объявили о возможных арестах немецких активов в качестве компенсации за неуплату репараций по ущербу, нанесенному Греции в ходе немецкой оккупации во Второй мировой войне.
Во вторник, выступая в парламенте, премьер-министр Греции Алексис Ципрас заявил, что он обязан поднять вопрос о репарациях за ущерб, нанесенный нацистской оккупацией в 1940-44 годах, отметив, что Германия с момента объединения в 1990 году, по его мнению, применяет тактику замалчивания, юридических ухищрений и затягивания.
Премьер-министр Алексис Ципрас заявил, что в последнее время в Европе воцарился морализаторский тон, но Германии не следует поучать морали других и требовать выполнять обязательства, если сама она не заплатила по своим долгам.
Вчера министр юстиции Греции Никос Параскевопулос заявил, что готов утвердить постановление Верховного суда, которое позволит начать конфискацию немецкого имущества в Германии в качестве компенсациям по невыплаченным репарациям родственникам подстрадавших от нацистской оккупации Греции во Второй мировой войне.
Заявления главы Минюста Греции касаются решений, вынесенных Верховным судом страны. Одним из подобных решений является одобрение выплаты компенсаций выжившим при резне гражданского населения и разрушении греческого села Дистомо в 1944 г. Это постановление позволяло провести конфискацию собственности Германии на территории Греции в качестве компенсации. Решение было принято Верховным судом Греции еще в 2000 г., однако до сих пор не вступило в силу: дело “похоронили” в международных судебных инстанциях в последующие годы.
Заявления греческой стороны вызвали болезненную реакцию в Германии, которой теперь, помимо споров о греческом долге, предложили внести в повестку переговоров и вопрос о репарациях. Требования военных репараций со стороны новых властей Греции, а также их возможный размер уже превратились в одну из наиболее острых тем в немецких СМИ. Различные немецкие издания (в частности, Bild) уже привели оценки возможных требований репараций, назвав суммы от 162 млрд до 332 млрд евро.
Однако Берлин настаивает на том, что вопрос о компенсации был решен в 1990 году – еще до объединения двух Германий. Представитель канцлера Ангелы Меркель Штеффен Зиберт заявил в среду, что Германия твердо уверена в том, что вопрос о репарациях был решен с юридической и политической точек зрения.
Греция оказалась среди наиболее пострадавших от нацизма стран. По оценкам специалистов, за инфраструктуру Германия должна заплатить 108 миллиардов евро без процентов в нынешних ценах, а вывезенное и не возвращенное золото и деньги Банка Греции сейчас стоили бы 54 миллиарда евро. С процентами называются суммы до 500 миллиардов евро.