публикует реплику Жана-Люка Нанси в полемике об интервенции в Ливию, развернувшейся на страницах французской «Либерасьон». Другими важными участниками этой дискуссии являются Цветан Тодоров и Ален Бадью.
Сегодня арабские народы сообщают нам, что сопротивление и восстание снова рядом и что история выходит за пределы Истории. Они делают это, естественно, со всеми успехами и потерями, свойственными таким начинаниям. По меньшей мере, они подали необратимый сигнал, который, можно надеяться, вызовет некоторые последствия на территории Африки и как-то повлияет на гнусное продолжение драмы на бывшей Ханаанской земле. В одной из тех стран, где восстание казалось совсем невероятным, глава преступной группировки (официально – государства) пытается раздавить его и готов ради этого уничтожить такую долю своего, как считается, народа, какую будет нужно.
Между тем, другие государства наносят довольно сильные удары по собственным повстанцам, иногда прибегая к помощи могущественного арабского соседа. Мятежники из Бенгази просят о помощи: оказать ее непросто, это влечет за собой очевидные риски, как практические, так и политические. Взвесить условия такого рода и безбоязненно на них согласиться – признак политической ответственности. Подходящий ли это момент, чтобы ссылаться вперемешку на сопутствующие риски и подозрения о (более или менее) скрытых интересах, принципы невмешательства и тяжкую вину того «Запада», о котором мы спрашиваем себя, не является ли его частью сама Ливия, Саудовская Аравия или Сирия, не говоря уже о Китае и России?
И в Европе, и в арабских странах прекраснодушным левым и тонким ценителям стратегии – правым легко вздыхать или возражать: надо помнить, в каком мире мы живем. Главное, что мы больше не живем просто в мире надменного, самоуверенного, империалистического Запада. О нет, дело не в том, что он одумался и встал на путь истинный, – он просто растворяется в процессе выплавки нового мира, где не будет ни рассвета, ни заката, где день и ночь будут царить повсюду, одновременно, и где придется придумать новый способ жить вместе, а еще раньше – просто новый способ жить.
Поэтому – да, нужно тщательно контролировать удары, направленные на то, чтобы остановить зловещего убийцу народа; да, нужно бить по нему – конечно, по нему, а не по народу. Мы уже не можем одной рукой расписываться в верности суверенитету, а второй рукой лишать его всякого содержания и легитимности за счет всех – как лучших, так и худших – взаимозависимостей глобализованного мира. А затем уже будет задачей этого народа и всех других, всех наших народов следить за тем, чтобы другие или те же народы не начали снова нефтяные, финансовые игры или игры с оружием, которые привели к власти и удерживали там и эту марионетку, и многих других. Да, это будет делом народов – и конечно, в том числе и наших, народов Европы и Америки.
Держать такой курс непросто. Но речь идет о том, в каком мире и как мы хотим жить, и этот вопрос стоит с такой остротой, к какой мы не привыкли. И об этом тоже сообщают нам сегодня арабские народы.
29 марта
Опубликовано в Libération
Перевод с французского Веры Акуловой
Жан-Люк Нанси