rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
59

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

143

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

226

Европа: радикальные левые против своего империализма

417

XX век прошёл

Главная Рубрики Авторские колонки 2011 Март Так закалялась психоистория

Так закалялась психоистория

Как известно, задача литературы состоит в том, чтобы развлекая поучать. Впрочем, многие из нынешних авторов снисходительно поплевывают на эту вторую функцию литературного искусства. У некоторых же других поучения принимают совершенно плоскую или невнятную форму. И лишь очень немногие книги могут продемонстрировать поистине визионерский тип творчества, рассказать нечто новое и актуальное о нашем настоящем и будущем. К числу таких книг, несомненно, относится знаменитый цикл Айзека Азимова об истории галактических Академий.

Кому-то это может показаться странным, но Азимов, умерший еще в 1992 году, сумел создать эпопею, в которой под видом далекого будущего с большой степенью точности описывается нынешняя мировая ситуация. Помните? Великолепная галактическая империя со столицей на блистательной планете Трентор, объединившая двадцать пять миллионов обитаемых миров. Невообразимо могущественное и неуязвимое супер-государство – и невозможно было представить такой силы, которая не то что низвергла, а хотя бы пошатнула Империю. Только избранные смогли предвидеть, что дни Империи сочтены, а незримые бактерии разложения уже вовсю пируют на ее умирающем теле…

Собственно, обитатели сегодняшнего мира могли бы применить данное описание к разным ситуациям. Бывшие жители Советского Союза, успевшие застать его в сознательном возрасте, несомненно вспомнили бы тут эпоху брежневизма, когда СССР тоже казался несокрушимым, и мало кто догадывался, что ему осталось совсем немного. Про сегодняшнюю РФ и говорить нечего, поскольку заклинаниям власти о некой «стабильности» и тем более о «модернизации» мало кто верит, а многочисленные Кассандры из левого и правого лагерей предсказывают близкую катастрофу.Наконец, можно спроецировать созданую Азимовым модель на весь современный миропорядок, который трещит по швам, а эксперты «обнадеживают» нас, что дальше будет только хуже.

В этом случае описанного Азимовым императора Клеона I, «благонамеренного, но не слишком умного правителя», можно было бы сравнить как с тем же Брежневым, так и с Путиным. Или с Биллом Клинтоном – последним из американских президентов, при котором жизнь в США казалась стабильной и исполненной всеобщего благополучия. Именно при подобных вождях «начала эпохи упадка» жизненные процессы обнаруживают склонность к прекращению, реальное развитие останавливается, торжествует деградация.

Как в описанном Азимовым, так и в нашем современном мире это знаменуется, в первую очередь, серьезнейшим замедлением технического прогресса, когда ученые и технологи уходят в бесконечное усовершенствование разных малополезных «финтифлюшек», но давно уже не демонстрируют по-настоящему серьезных прорывов. «Научный прогресс замедлился, ни о какой скорости в развитии техники говорить не приходится. Какая там скорость! Прогресс не движется, а ползет черепашьими темпами. В отдельных областях так и просто застой», – сетует азимовский герой. И мы его прекрасно понимаем, мы, так и не дождавшиеся обещанных нам с 60-х городов на Луне и Марсе, подводных поселений, межпланетных кораблей и автономных источников энергии в каждый дом.

Впрочем, даже на уровне повседневной жизни распад начинает проявляться слишком уж явно. Главный герой эпопеи Гэри Селдон сетует, глядя на окружающие безобразия: «Когда я впервые попал на Трентор, о таком никто и помыслить не мог! За освещением все время следили. Город , а теперь все разваливается из-за таких вот мелочей, а что меня больше всего возмущает, так это то, что никому нет никакого дела до неисправностей». Но ведь то же самое могли бы воскликнуть и мы, вынужденные жить в условиях распада коммунальных служб, блуждающие по грязным, неосвещенным улицам, уворачиваясь от падающих сосулек…

Замедление прогресса сопровождается процессами децентрализации, всплесками национализма, регионализма, когда корыстные лидеры стремятся рассорить народы и развести их по разным «квартирам». Это то, что уже пережили жители СССР, и что, возможно, предстоит пережить обитателям США, Европы, да и РФ тоже.

Причем сепаратизм регионов зачастую сталкивается со встречным стремлением центра от этих самых регионов избавиться. Один из апологетов такого подхода у Азимова говорит: «На что нам сдались миллионы миров, далеких миров, которые для нас ровным счетом ничего не значат, которые тянут из нас силы, оттягивают их на невообразимые расстояния; из-за них только неразбериха, сплошные скандалы, разбираться в которых – попусту тратить время. Наша планета, наш громадный город – вот та галактика, которой нам хватит за глаза. У нас есть все, чтобы безбедно существовать. А остальная Галактика пускай распадается. Пусть каждый милитарист-марионетка получает свой жирный кусок. И биться за куски не придется. На всех хватит».

И снова, как это знакомо для бывших граждан СССР! Ведь Союз прекратил свое существование главным образом потому, что сам центр пожелал избавиться от окраин. Когда-то писатель Валентин Распутин во время первого Съезда народных депутатов СССР не удержался и крикнул в ответ каким-то националистам: «А, так вы хотите от нас отделиться? Да вы ведь нас объедаете, да мы сами от вас отделимся!» Тогда же огромным успехом пользовалась брошюра Солженицына «Как нам обустроить Россию». В ней он рассуждал, что вот стоит отделить от себя Среднюю Азию и Кавказ – и Россия заживет! Эта брошюра в один день вышла двухмиллионным тиражом, а потом еще «Комсомольская правда» допечатывала дополнительный тираж. Многие тогда верили подобным «пророкам». Ельцин, за которого голосовала масса народу, был в свое время верным проводником этих умонастроений в жизнь – когда одна часть населения СССР возжелалала избавиться от другой путем «сброса окраин». Дескать, хорошо бы оказаться поближе к «трубе» и не подпустить к ней всех остальных… Впрочем, прямо об этом тогда все же говорили не так часто, предпочитая прятаться за благими лозунгами. Типа таких: «Позвольте мне дать свободу всей Галактике, чтобы каждая планета пошла собственной дорогой, в соответствии со своими обычаями и культурой. И тогда Галактика оживет за счет торговли, туризма, культурных связей, и над ней перестанет маячить призрак угрозы разрыва, до которого ее обязательно доведет нынешнее правительство. Амбиции у меня самые скромные: один мир вместо миллионов, мир вместо войны, свобода вместо рабства». Азимовские «прагматики» доказывают: «Империя все равно не в состоянии существовать дальше в таком виде. Она слишком велика. Так пусть Внешние Миры катятся куда подальше – легче будет с Внутренними управиться. Пусть пограничные провинции перестанут принадлежать нам политически, экономически они все равно останутся нашими». Как узнаваемо это все звучит! И никто не хочет слушать немногих трезвомыслящих: «Если пограничные провинции обретут независимость, они первым делом попытаются усилить свою власть и влияние за счет ближайших соседей. Начнется война, вспыхнут конфликты, каждый Губернатор примется мечтать стать Императором. Все станет так, как во времена до создания Тренторианского Королевства – мрачные века, тянувшиеся тысячи лет»,

Вообще, нынешний мир представляет собой своеобразный «слоеный пирог», в котором соседствуют самые разные уклады – от сверх-технологичного до совершенно примитивного, а относительно культурные системы жизненного цикла соседствуют с самой дикой эксплуатацией. Разумеется, все это до крайности разъединяет человечество, мешает ему определиться с общими целями и интересами – чем и пользуются проходимцы всех мастей.

В одном из романов цикла – «На пути к Академии» – есть у Азимова очень любопытные страницы, описывающие возникновение на предкризисном Тренторе тамошнего движения «несогласных». Все очень похоже, вплоть до того, что фамилия одного из предводителей движения была Каспалов (напомню, роман писался в начале 90-х!). Вожди этих самых «несогласных», называвших себя джоранумитами по имени своего вождя Джо-Джо Джоранума, стремились максимально демонизировать и свергнуть всемогущего премьер-министра Эдо Демерзеля, исполнявшего обязанности правителя при Клеоне I, этого, по их мнению, «отравителя всех населенных людьми планет». И вновь налицо аналогия с современными российскими «несогласными», считающими, что корень всех зол заключается во Владимире Путине. Характерно, что у Азимова джоранумиты тоже начинали со сравнительно мирных акций протеста, демонстраций, митингов и флеш-мобов. Сам Джоранум, хотя стремился в первую очередь к личной власти, активно использовал популистские лозунги типа «правительство – это народ!», пропагандировал «социальную справедливость, более активное участие народных масс в политической жизни». Стремясь навязать массам выгодную ему точку зрения, он говаривал: «Дело не столько в том, что есть на самом деле, а в том, чем это люди». Но после того, как властям удалось дискредитировать Джоранума и отправить его в дальнюю и безвозвратную ссылку, недовольные резко радикализовались. Они ушли в подполье, занялись диверсиями и подготовкой вооруженного переворота.

В конце концов Демерзель уходит в отставку, а позже и сам Клеон I становится жертвой убийцы. Империя окончательно вступает в период нестабильности, предшествующий началу ее дробления. К власти временно приходит военная хунта, но ее члены, истребляя и заменяя друг друга, словно в калейдоскопе, не в силах восстановить стабильность. Ждет ли подобное в недалеком будущем и РФ?

Интересно, что одним из признаков надвигающегося упадка Азимов называет налоговую неразбериху:«Проходит время, и положение с налогами становится все более и более сложным, поскольку различные миры, разные секторы внутри каждого из миров, требуют к себе дифференцированного подхода. В результате аппарат налоговой инспекции в правительстве раздувается и выходит из под контроля. Среднестатистический гражданин перестает понимать, за что с него берут налоги, каков механизм сбора, что он может не платить, а чего не может. Да и само правительство и налоговая инспекция зачастую имеют весьма туманное представление на этот счет. Более того, как бы велика ни была сумма собранных налогов, беспредельно раздутые штаты налоговой инспекции тем более не в силах все эти деньги учесть, уследить за правильностью их уплаты, и в итоге суммы, которые могли бы быть истрачены на нужные и полезные дела, снижаются, несмотря на все старания». Со знанием дела написано!

А что потом? Азимовская империя в конце концов погибает, а составлявшие ее территории срываются в пучину грубого дикарства. Резкий технический откат, возвращение к феодальному способу производства, расцвет самых диких культов. На месте бывших дворцов Трентора из стекла и стали раскинулись шатры козопасов. Кто может поручиться, что такая же участь не уготована и нашему миру? История, как известно, имеет обыкновение двигаться по спирали. В свое время на смену блистательной Римской империи (послужившей, кстати, Азимову в качестве прототипа), пришло тысячелетнее средневековое варварство. Эдакая аналогия постсоветских 90-х, лишь чудовищно растянутая во времени – со своими «олигархами»-феодалами, «братками»-рыцарями и «быдлом»-крестьянами. Неужели такое не может повториться на новом витке исторической спирали, ведь и ученые говорят, что в последние десятилетия человечество в целом деградирует, теряя былой общеобразовательный и культурный уровень?

Вопрос состоит в том, на какой срок может затянуться период нео-варварства. У Азимова Вселенная могла бы на тридцать тысяч лет погрузиться в хаос. Именно такой период был нужен, чтобы восстановить всю базу знаний, накопленную человечеством и разветвленные социально-политические структуры. Так могло бы быть, если б не гениальный математик Гэри Селдон, посвятивший свою жизнь применению математических методов для исследования происходящих в обществе процессов и созданию возможности благодаря ним предсказывать будущее с высокой степенью точности. Психоистория, как он сам назвал эту новую науку. Она уподобила общественные явления процессам, служащим предметом изучения молекулярной физики и химии. Например, в молекулярно-кинетической теории газов невозможно предугадать движение одной молекулы, но можно с высокой степенью точности предсказать процессы, происходящие с большим количеством молекул. Так же и психоистория, неспособная точно определить будущие действия одного человека, смогла предугадать изменения, касающиеся общества в целом. Кстати, специалисты давно подметили, что подход, примененный вымышленным Гэри Селдоном, близок к пониманию исторических процессов Карлом Марксом и марксистами. А уже в наше время американский ученый Петр Турчин предложил свой аналог психоистории – клиодинамику. Также говорят, что у Селдона появился и непрошенный последователь по имени Усама бен Ладен, близко к сердцу воспринявший селдоновскую идею о воздействии на ход истории путем организации «управляемых кризисов». И разве не сходная идея лежит в основе геостратегии США, организующих «оранжевые революции» в самых разных странах мира?

С помощью психоистории Селдон предсказал грядущий упадок Галактической империи. Благодаря ей же он нашел путь относительно скорого выхода из кризиса – всего за тысячу лет вместо тридцати. Этого удалось достигнуть за счет создания на периферии гибнущей империи двух Академий, которые должны были пронести сквозь темную эпоху все накопленные человечеством знания и послужить основанием для создания нового галактического сверх-государства – более эффективного, совершенного и справедливого, чем старое. Примечательно, что если одна из Академий стала средоточием «традиционных» технических и научных знаний, то вторая – засекреченная – приняла под свои своды сверхлюдей, вооруженных способностями к телепатическому восприятию и воздействию (привет Стругацким с их люденами!). Именно они стали хранителями «плана Селдона», продуманного на тысячелетие вперед, призванными уберечь его от каких-то невероятных случайностей. Вроде появления мутанта по кличке Мул, также вооруженного «телепатическим оружием» и в короткий срок захватившего первую Академию с изрядным куском Галактики впридачу. В образе Мула явно просматриваются образы диктаторов-харизматиков вроде Гитлера, прошлых и будущих. Есть мнение, что эпоха затяжного кризиса, в которую уже не первый год сползает наш мир, является благодатной почвой для появления такого рода диктаторов.

Многотомная эпопея Азимова заканчивается благополучно: благодаря психоистории, плану Селдона и Академиям Вселенная благополучно преодолевает варварскую эпоху, чтобы в итоге стать шире и лучше. А какова будет судьба нашего мира? Дождемся ли мы появления нашего собственного Гэри Селдона? Кто знает… Быть может, в эту самую минуту в одном из высоких кабинетов начинается примерно такой диалог: «Подавив зевок, Клеон проговорил: "Скажи, Демерзель, ты случайно не слыхал о человеке по имени Гэри Селдон?"»

Мар 3, 2011Владимир Веретенников
3-3-2011 Авторские колонкикризис, общество8
Фото аватара
Владимир Веретенников

Рабочий корреспондент.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Инженера хочуТолстый слой девяностых…
  См. также  
 
Как высокие цены на еду повышают благосостояние богатых
 
Российский обыватель и вопрос о власти
 
Свободу Борису Кагарлицкому. The Nation присоединяется к международной борьбе за его освобождение
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру