Статья перепечатывается из номера 337 Information Ouvrières (4 февраля 2015г.), новостного еженедельника Независимой рабочей партии Франции (POI). Основано на сообщениях корреспондентов из Греции и комментариях международной прессы.
3 февраля, вскоре после формирования правительства Ципраса, произошедшего следом за соглашением между СИРИЗА (Коалицией радикальных левых) и Независимыми греками (небольшой популистской партией правого крыла), некоторые министры озвучили первые шаги, которые они собираются сделать. Греческая газета Efimerida Ton Syntakton (номер 29 января) перечислила планируемые меры:
«Сектор общественных услуг: уволенные в результате принятия Меморандумов будут восстановлены в должностях. Энергетика: DEI, греческая электрическая корпорация, останется в общественной собственности. Порты: все сокращения будут заморожены, возобновятся переговоры с COSCO 1. Аэропорты: обращения к частным инвесторам будут заморожены, будут пересматриваться соглашения по поводу периферийных аэропортов. Трудовые соглашения: минимальная заработная плата будет повышена до 751 евро; не будет повышения пенсионного возраста и сокращения размера пенсий. Здравоохранение: медицина для всех, без исключения. Отмена налога на госпитализацию (5 евро), отмена соплатежа в 1 евро за каждый выписанный рецепт. Снижение стоимости медикаментов».
Министр финансов Янис Варуфакис был встречен аплодисментами после того, как объявил о повторном найме на работу уволенных уборщиц, устроивших протестный лагерь 2. Правительство объявило о восстановлении в должностях 3500 служащих, уволенных в рамках выполнения плана по сокращению 15 тыс. человек, предусмотренного Меморандумом Тройки (Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ). Имели ли все эти действия «контролируемый» характер? Маловероятно.
Вечером 27 января Фондовая биржа Афин «обвалилась» на 9% после озвучивания плана этих мер. Это заставило заместителя премьер-министра Янниса Драгасакиса напомнить министрам о важности молчания и о необходимости ожидания речи самого премьер-министра Алексиса Ципраса 7 февраля.
Уже на следующий день на заседании Совета министров Ципрас, согласно французскому ежедневнику Libération (номер 28 января) «высказывал противоречивые взгляды, подтверждая, что он хотел бы избежать взаимно невыгодного раскола» с партнерами Греции, в то же время настаивая на том, что он хотел бы положить конец «политике подчинения», проводимой в отношении его страны.
Также 28 января американское агентство Standard and Poor’s обозначило кредитный рейтинг Греции как «потенциально снижающийся» (watch for a downgrade), констатируя, что объявленные новым правительством меры «несовместимы с политической ситуацией, созданной работой предыдущего правительства и его кредитной политикой».
В то же время объявленные меры приветствовались широкими слоями рабочего класса, т.к. означали частичное удовлетворение требований, выдвигаемых на бесчисленном множестве забастовок и акций протеста, происходивших в стране в последние годы. Выполнения этих требований рабочим не удавалось добиться из-за множества препятствий, выставляемых лидерами конфедераций профсоюзов и левых политических партий.
«Мои коллеги приветствовали первые объявленные меры, — говорит учитель из Аргоса, являющийся членом местного профсоюза ELME. — Утром 26 января учащиеся скандировали «Ципрас! Ципрас!» во дворе, приветствуя в частности отмену несправедливой выборочной экзаменации, проводимой между 10 и 11 классами».
Темис Коцифакис, председатель Федерации работников среднего образования (OLME), сообщил о схожих настроениях среди членов этой организации, добавив, что «учителя ожидают выполнения объявленных мер, а также возлагают большие надежды на предстоящую речь премьер–министра перед парламентом» 3. В больничном секторе, где проводимые по указке Тройки меры нанесли серьезный ущерб, профсоюзы настаивают на неадекватности мер по отмене налогов в 1 и 5 евро, в то время как «организации здравоохранения каждый день испытывают все более острую нехватку докторов, медсестер, оборудования и медикаментов».
Реагируя на заявление министра энергетики Панайотиса Лафазаниса (лидера «Левой платформы» в СИРИЗА) о том, что приватизация Греческой энергетической корпорации (DEI) будет остановлена, Никос Фотопулос, бывший председатель влиятельного профсоюза электриков (GENOP-DEI) и нынешний представитель работников в правлении компании, приветствовал «прогрессивное содержание новых мер по энергетике». (Половина DEI была приватизирована и роздана независимым подрядчикам). Фотопулос утверждает, что заявления правительства были «результатом тяжелой борьбы рабочих DEI за защиту государственной собственности в корпорации». Он настаивает на том, что рабочие долго сражались «за общественную DEI на службе греческого народа». Это, конечно, показывает необходимость восстановления в должностях всех служащих, потерявших работу в результате приватизации, как и показывает, собственно, необходимость повторной национализации DEI.
Но как эти законные требования рабочих могут быть выполнены, когда финансовые институты рассматривают их как «несовместимые» с действиями предыдущей власти, оттесненной выборами 25 января?
Для миллионов тех, кто 25 января вышвырнул на помойку «партию Меморандумов», главный вопрос звучит так, как его сформулировал один из активистов вскоре после выборов:
«Уже было очень много переговоров по греческому долгу. В принципе неразумно отказываться от переговоров. Но о чем сейчас переговариваться? Если мы продолжим выплачивать долги, где мы возьмем деньги на здравоохранение, поддержку жилого фонда, на образование? Мы должны выбирать между выплатой зарплат и выплатой долга, или между обогревом школ и выплатой долга? Разве не за лучшую долю для людей мы боролись на улицах и у кабинок для голосования, против Меморандумов?»
Серия визитов в Афины: размахивание кнутом и пряником
С того момента, как сформировалось правительство Ципраса, Афины посетило немало видных деятелей, некоторые с пряниками, а другие с кнутами. Что касается пряников, «социалистический» президент так называемого Европейского парламента Мартин Шульц приехал убеждать Ципраса быть «прагматичным» в отношении кредиторов в предстоящих переговорах по долгу Греции.
Но, как это сформулировал министр финансов Янис Варуфакис, «пожалуй, нынешнее правительство обладает наименьшими ресурсами времени и пространства для маневра, начиная со Второй мировой». В самом деле, Греция зажата в тиски между надеждами миллионов собственных жителей и требованиями могущественных «кредиторов» (ЕС, МВФ и т.п.).
Выступая чуть ли не как пресс-секретарь немецкого канцлера Ангелы Меркель, не допускающей пересмотра греческого долга, Шульц заявил по возвращении домой: «Если греческое правительство больше не желает эффективно сотрудничать со своими кредиторами на нынешних условиях, это очень безответственно». (Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung).
В противоречие с этими наполненными угрозой словами вступает сообщение агентства France–Press (2 февраля), сообщающего о «неожиданной поддержке» — подразумевая интервью президента США Барака Обамы, сказавшего CNN: «Мы не можем продолжать выдавливать все соки из стран, находящихся в глубокой депрессии». Настаивая, тем не менее, на «чудовищной необходимости реформ» в Греции, Обама добавил: «Что нам нужно, так это стратегия роста для Греции, которая позволила бы ей расплатиться с долгами».
Министр финансов Великобритании Джордж Осборн после встречи со своим греческим коллегой высказал опасения, что конфронтация вокруг долга Греции может составлять «величайшую угрозу мировой экономике».
Осборн добавил: «Еврозона должна предложить лучший выход для улучшения ситуации с занятостью и ростом экономики», таким образом «вторя взглядам, высказанным новым греческим правительством». (France 24).
Настаивая на «необходимости» проведения контрреформ, нацеленных на понижение стоимости труда повсюду, обамы, осборны и другие деятели подобного толка четко осознают одну вещь: «Большая часть греческого долга принадлежит другим государствам ЕС. Именно их правительства понесут ущерб в случае дефолта в Греции или ее выхода из еврозоны». (Редакторская колонка Financial Times, 3 февраля).
Для них весь «мировой порядок» и его институты (МВФ, ЕЦБ, ЕС, евро), стоящие на службе диктатуры «финансовых рынков», находятся под угрозой. Вот почему необходимо сделать некоторые уступки в отношении греческого правительства — просто надо убедиться, что смертельные «реформы» там будут продолжаться.
Пик цинизма был достигнут, когда глава Банка Франции призвал к разработке «плана ускоренного роста… который будет достигнут в результате хороших реформ»” — имея в виду контрреформы. Согласно этому джентльмену, «Греция не находится в депрессии; она переживает период роста!». Эти слова были произнесены в тот самый момент, когда Британский медицинский журнал BMJ Open опубликовал результаты исследования, утверждающего о «значительном увеличении количества самоубийств, последовавшем за событиями, связанными с политикой жесткой экономии в Греции».
Так что теперь всех просят занять место за спиной у Обамы и пополнить армию единогласно призывающих к достижению «соглашения». И под «всеми» тут понимаются буквально все, включая и ярых сторонников СИРИЗА по всему миру. Редакторы L’Humanité, газеты Французской коммунистической партии (3 февраля), задаются вопросом:
«Но к чему же призывает демократически избранное правительство? Просто взять еще несколько недель отсрочки до принятия «соглашения», которое вернет ситуацию в прежнее русло, привязав выплаты к росту экономики».
L’Humanité затем отмечает, что во время переговоров с греческим премьером 4 февраля президент Франции Франсуа Олланд должен ориентироваться на Обаму. Вот как можно «помочь грекам», по мнению L’Humanité, объединившись с «решением» Обамы… но уж точно не путем организации классовой борьбы с собственным правительством, подчиненным диктату Европейского союза, в каждой из наших стран.
Доминик Феррэ
- COSCO – это китайская компания, в чьих интересах был частично приватизирован Пирейский порт. Передача порта COSCO обсуждалась в 2008 году Паносом Каменносом – нынешним министром обороны (и лидером ANEL). ↩
- Тот же министр финансов заявил 3 февраля, что правительство не будет пересматривать результаты уже случившейся приватизации. ↩
- Премьер-министр Ципрас, как ожидается, объявит о новой политике правительства в своем обращении к парламенту 7 февраля, после чего будет обсуждение принимаемых мер, и 9 февраля последует голосование. ↩