На сцене Центра имени Мейерхольда режиссер Алексей Жеребцов представил историческую пьесу Саши Денисовой «Сфорца». Действие этой симпатичной и качественной (а значит, не обошедшейся без ноток трагизма) комедии разворачивается во вступающей в высокий Ренессанс Италии — стране, которая, пожалуй, является одной из лучших локаций для комедии в принципе.
Миланский замок на осадном положении, его обитатели привычно отрезаны от мира и заняты кто чем: подозрительный герцог Висконти разгадывает сны и пытается обезопасить себя от предсказанной ему «гибели от камня», его своенравная дщерь Бьянка неохотно готовится к помолвке с нелюбимым Никколо, придворный врач (и по совместительству маг) Доктор Дечембрио на досуге вызывает духов и корпит над изобретением «философской воды» (чтобы не досаждать герцогу излишними упоминаниями о камнях), а придворный ученый и художник Бонифаччо совершенствует свои изобретения, которыми никто не интересуется, и пишет портреты. На фоне геометрично-минималистичных декораций разворачивается история, в которой задействован ряд весьма узнаваемых (по классическим пьесам) персонажей: герцог-тиран, его строптивая дочь, ее бестолковый и влюбленный жених, охочая до мужчин бойкая служанка, священник-лицемер, героический юноша и т.д.
В замке в ходу «традиционные ломбардские ценности», в том числе — католическая вера, пламенным рупором которой является брат Джироламо, периодически бурно призывающий паству «зажечь свой огонь». Это хотя и не вполне комфортное, однако привычное для жителей замка существование нарушается победой и вторжением в город армии во главе с кондотьером-наемником Франческо Сфорца. Этот поклонник модных ренессансных идей («человек есть мера всех вещей» и прочая, с традиционной точки зрения, «ересь») внесет разлад и смуту в замкнутый мирок, похитит сердце герцогской дочки и повернет течение ломбардской истории в новое русло.
Денисовская Италия эпохи кватроченто, конечно, не совсем и не вполне Италия, а герои, у которых вроде бы есть реальные исторические прототипы, как бы не вполне итальянцы…
При ближайшем рассмотрении, естественно, оказывается, что замок с его «традиционными миланскими ценностями» — отсылка к знакомой нам по ежедневному опыту действительности: так, речь герцога, обращенная к народу, собравшемуся на «пьяцце», пропитана едкой авторской иронией и дает внимательному зрителю много актуальной пищи для улыбок; чего стоит одна сказанная проникновенно и с придыханием фраза «мы словно стыдимся слова миланец, ломбардец». Более того, в видениях, вызванных эликсиром доктора Дечембрио, героям является странный город будущего с красной крепостью и выложенной брусчаткой площадью посередине, который «все время что-то празднует». Так что точечных уколов «на злобу дня» в тексте оказывается предостаточно, и большинство зрителей живо и благосклонно на них реагирует.
Пространство спектакля наполнено музыкой, которая читается то как ироничный, то как лиричный подстрочник к происходящему. Большая часть саундтрека — классические рок-н-ролльные композиции, до странности гармонично вписывающиеся в атмосферу условного сценического замка в условной ренессансной Италии.
Как одну из удач постановки хочется отметить работу художника по костюмам Марии Чернышевой: благодаря ей герои одеты в стилизованные под эпоху наряды, которые местами «разбавлены» остроумными деталями (вроде кожаного ретро-шлема пилота или высокого дамского головного убора с внутренней подсветкой).
Режиссер все время облегчает юмором или же насыщает огромным чувством и без того легкий и сентиментальный текст Денисовой, что порой вызывает легкую тревогу, однако постановке все-таки удается удержаться на опасной грани и не скатиться в излишний пафос или слезливость. Подобное «перенасыщение» эмоциями происходит, видимо, исключительно потому, что режиссер по-хорошему увлечен текстом. То же самое можно сказать и об актерах: каждый исполнитель по-своему убедителен, всем им удались их слегка гротесковые роли, каждый влюблен в своего персонажа и в причудливый мир пьесы Денисовой.
Действительно, этот симпатичный текст хочется если не любить, то отчаянно ему сочувствовать — тонкий, смешной, щемящий, смешавший шекспировские аллюзии с отсылками к современности, искрящий милым обаятельным юмором — он вызывает весьма трепетные и нежные чувства.
В отличие от многих современных постановок и пьес, заигрывающих с проблематикой современной отечественной действительности, работа Денисовой лишена мрачной тяжеловесности, в ней есть заряд света и надежды. Ирония автора где-то грустная, где-то колкая, но, в общем, не злая: драматург снисходительно и с пониманием относится к слабостям персонажей и причудам времени.
Авторы спектакля красиво и с юмором обустраивают смену мизансцен, а также волнообразную смену настроений: комические эпизоды обрамляются лирическими (впрочем, не лишенными комизма), государственная и политическая проблематика перемежается с любовной. В глубокой эмоциональности, можно даже сказать «ранимости» и душевной хрупкости спектакля есть какая-то ностальгия по «старым добрым» чувствам, по «легковесной глубине» и кажущейся простоте старинных комедий.
Источником красивых образов, апеллирующих и к зрению, и к слуху, становится важная для пьесы мистическая тема: леденящее дыхание потусторонних сил зрителям удается ощутить благодаря яркому и к месту использованному видеоряду, шумам и, опять же, костюмам.
Несмотря на изящество формы, постановка, как и ожидалось, насыщена проблематикой. Драматург сталкивает и вынуждает к противоборству носителей противоречащих ценностей: традиционных, «домашнего производства», не подвергающихся анализу и критике (равносильным святотатству) и новых, «искусственно» рожденных интеллектом, незнакомых и «чужих». Традиционное общество консервативно и предсказуемо отвергает пугающих и грозящих переменами «пришельцев», навешивая на них ярлыки преступников и еретиков. Однако процесс брожения умов внутри замка уже запущен, даже до прихода туда вольнодумца Сфорца: доктор Дечембрио и Бонифаччо в привычной тайне проделывают опасные эксперименты, Бьянка по ночам с фонариком читает умные книги, да и сам герцог не гнушается модной алхимической магии и предсказаний будущего при помощи интересной новинки — карт Таро.
Ни для кого, пожалуй, не секрет, что в ренессансной Италии побеждает, в итоге, Ренессанс. А вот судьба загадочного города будущего остается весьма туманной: видения героев, вызванные парами мистического эликсира, развеиваются, и все тонет в загадочной неизвестности.