«Вне театра / А что если я не буду» — документальный спектакль в постановке Анастасии Патлай, посвященный актерам, вынужденным на время или насовсем уйти из профессии. Самосознание, переживания, судьба актеров, которые делятся пережитым опытом со зрителем, становятся тканью спектакля. Актеры, играющие самих себя, — Наргис Абдуллаева, Анастасия Денисова, Константин Кожевников, Елена Лемешко, Александр Топурия, Екатерина Строгова, Мария Сурова. В спектакле они поочередно рассказывают эпизоды своих историй, один из партнеров направляет на рассказчика луч света, остальные в это время слушают вместе со зрителями. Иногда кто-то из актеров помогает проиллюстрировать историю, произнося реплики персонажей, о которых идёт речь. Возникает атмосфера общения людей, понимающих друг друга с полуслова, которые имеют много общего и пережили схожие жизненные ситуации.
Сам Театр.doc на своей интернет-странице описывает спектакль как психологический и терапевтический. Сыгран он на высоком профессиональном уровне. При наличии реальной документальной основы это спектакль, в котором актеры все же играют актеров. При этом проблема соотношения жизни и игры, возможность жизни вне игры для актера выступает одним из главных лейтмотивов.
Спектакль, посвященный непростой судьбе актера, не утешает и не обнадеживает. Напротив, он показывает всю трагичность вынужденного ухода из профессии и сложность для актера жизни вне театра (шире — вне творчества). Жизнь, конечно, продолжается, но…
В одном из эпизодов своей истории Елена Лемешко рассказывает, какая у нее была прекрасная, с точки зрения внешнего благополучия, жизнь (машина, квартира, работа). «И было, — сообщает она, — все настолько хорошо, что я позвонила однажды в шесть утра в МЧС и говорю: делайте что хотите, стою на подоконнике, дальше так жить больше не могу». А начинается спектакль рассказом Анастасии Денисовой о времени, проведенном в больнице, в психиатрическом отделении.
Жизнь продолжается, но жизнь вне творчества, вне сцены для актера не является жизнью в полной мере. Как кажется, именно к такому выводу подталкивает спектакль. Не случайно последние звучащие в постановке слова — это слова Елены Лемешко о том, что она живет по-настоящему только тогда, когда выходит на сцену, и чувствует себя при этом так, как будто ей разрешили жить.
В настоящий момент все участники спектакля так или иначе связаны с творчеством (А.Топурия стал сценаристом, Наргис работает в московском кукольном театре, Анастасия Денисова — звезда сериала «Деффчонки» на ТНТ, Елена Лемешко играет в спектаклях МХТ им. Чехова как приглашенная актриса, Мария Сурова с 2013 г. в театре «Практика», Константин Кожевников — в Театре.doc), но все они пережили периоды ухода из профессии (не только из театра). Кто-то работал курьером, кто-то секретарем, кто-то поваром.
В спектакле можно выделить несколько тем, выстроенных драматургом Наной Гринштейн из личных историй семи актеров в единый текст. Одна из важнейших — тема соотношения игры и жизни. Это и отношение к тому, что делаешь в жизни, как к роли, и обостренное ощущение тонкой грани между жизнью и игрой. Иногда даже неспособность полностью погрузиться в переживание жизненной ситуации. Первый раз эта тема возникает в рассказе Елены Лемешко. «Я могу, — говорит она, — какое-то время делать вид, что я тоже человек, я могу делать для себя вид, что я актриса, для своего парня я могу делать вид, что я женщина, несколько дней подряд могу делать вид, что я, там, классная женщина». Екатерина Строгова рассказывает, что устроившись после университета работать в «Магазин на диване», она воспринимала свою работу как роль: «Можно играть роль повара, а можно играть роль продавца». Александр Топурия, рассказывая о своей работе сценариста, говорит: «Я тоже играю сценариста, но только на более высоком уровне. Я за ними подглядел и дома с самим собой это повторяю. Я не понимаю только, как это получается..». И даже переживание гибели отца, по его словам, оказывается несвободным от актерства («Это и есть наши актерские круги внимания»). И это воспринимается как отдельная драма.
Согласно социологическим теориям, жизнь человека в обществе связана с набором ролей. Мужчина, женщина, офицер, священник, отец, мать — все это социальные роли, которые индивид играет в обществе. Чтобы быть мужчиной недостаточно родиться мальчиком, еще необходимо соответствовать принятым представлениям о мужественности. Именно поэтому, согласно теории социальных ролей, человек всегда (осознает он это или нет, чаще — нет) думает о том, какое он производит впечатление и непроизвольно соизмеряет свои слова и действия с ожиданиями окружающих. Как правило, происходит срастание ролью, которую становится сложно отделить от личности.
Если верить спектаклю, актеры — это те люди, которые не могут полностью срастись со своей социальной ролью именно потому, что склонны всегда воспринимать ее только как роль.
Еще одна тема, которая несколько раз возникает, — это противопоставление обыденного и возвышенного, рутины и творчества. Так, в одном из эпизодов все актеры молча две минуты жуют жвачку. Этому предшествует рассказ Елены Лемешко о работе секретарем в театре и о внутренних мучениях, которые она при этом испытывала. Ахматова и Цветаева в ее рассказе противопоставляются обыденности и рутинности обязанностей секретаря, которые особенно трудно исполнять человеку, привыкшему к творческой работе.
Эта тема уже не без иронии обыгрывается еще в одном эпизоде: Наргис читает текст на камеру, сидя при этом спиной к зрителям, которые видят ее лицо на экране. Текст читается нараспев, так, как читают стихи. Манера чтения контрастирует с подчеркнуто обыденным содержанием текста: «Я просыпаюсь и иду на кухню, пока там готовила, я стояла у окна. Мне нравилось стоять у окна и слушать, как ездят машины. Шум. И в этот момент что-то накатывало на меня и я начинала говорить текст какой-нибудь, в памяти который отложился…», дальше зрители слышат про постоянно сгорающую гречку.
Еще один мотив — особая чувствительность и даже, может быть, странность людей актерской профессии. Они могут разговаривать сами с собой детским голосом или уговаривать себя пойти на кастинг, сидя в туалете крупной компании.
В целом же впечатление, что актеры (а точнее было бы сказать, семь актеров и персонажей спектакля «Вне театра / А что если я не буду») — очень милые, необыкновенно ранимые, иногда смешные, иногда немного странные (так ли это, зрители будут решать сами), но исключительно трогательные люди.