19 июня исполнилось сто дней, как Верховная Рада 11 марта утвердила коалиционное правительство Николая Азарова. Именно эту дату, а не 25 февраля – день инаугурации Виктора Януковича и логично брать за точку отсчета новой украинской власти. 11 марта наконец завершился "тихий" переворот, начатый Партией регионов 14 февраля – в День влюбленных, по версии католической церкви, или в Прощеное воскресенье, в версии церкви православной. 14 февраля ударная группа депутатов-регионалов и их сторонников заняла здание Центральной избирательной комиссии и вынудила ее объявить Януковича президентом. Высший Административный суд 19 февраля хотя и принял к рассмотрению иск Юлии Тимошенко о фальсификации выборов, но отказался проверять факты и проводить пересчет голосов. Стало очевидно – суд превращается в фарс и Тимошенко во второй день заседаний иск отозвала, заявив, что не намерена участвовать в балагане.
Так Янукович стал президентом, но одно это еще не позволяло регионалам установить монополию на государственную власть. Для этого им предстояло совершить невозможное – создать большинство в парламенте и на его основе утвердить правительство. В рамках конституции был только один путь – коалиция с "Нашей Украиной" (НУ) Ющенко. Там это знали и готовились к торгу, прикидывая, не потребовать ли для экс-президента место премьера. "Синие" регионалы и "оранжевые" нашеукраинцы сотрудничали давно, а на выборах выступили единым фронтом против "бело-красной" Тимошенко.
Подыгрывая регионалам, Ющенко мгновенно подписал предложенную ими правку к закону о выборах, позволявшую менять состав избиркомов, а для кворума в них стало достаточно председателя и секретаря. Подписал не безвозмездно.После своего провала Ющенко также вдруг вспомнил, что 19 октября минувшего года наступило 60 лет со дня смерти Степана Бандеры, и присвоил ему звание Героя Украины, чем взбодрил перед вторым туром электорат Януковича. Вопрос: герой Бандера или как, – разросся до вселенской проблемы №1, а "Наша Украина" призвала голосовать "против всех".
Янукович не остался в долгу и призывал правящий класс ввиду кризиса и возможных социальных протестов консолидироваться, независимо от языковых и исторических симпатий. Открытое братание и коалиция с "фашистами" из НУ на равных была бы для регионалов не только потерей политического лица, но и тяжким бременем из-за неуемных аппетитов нашеукраинцев и их умения бесконечно торговаться. К тому же, регионалы хотели быть в коалиции главными, а не послушно кивать головами в такт речей Ющенко, что он истинный носитель украинской идеи, как они это делали в 2006-2007гг., подписав "Универсал".
Создать без НУ в конституционном порядке свое правительство регионалы не могли, а потому были обречены идти на досрочные парламентские выборы или ждать регулярных выборов 2012г. в надежде свалить правительство Тимошенко. Время работало против них и все три варианта однозначно грозили им крахом, а потому пришлось идти на переворот, хотя и без стрельбы.
Но даже для создания нового большинства 27 депутатов компартии и 20 от купленного оптом Блока Литвина не хватало, а потому регионалы использовали шантаж и поштучную скупку депутатов из НУ и БЮТ, из-за чего СМИ окрестили перебежчиков "тушками" и "тушканчиками". Коалицию "тушек" собрали к 9 марта, но она была нелегитимной, а потому требовалось разрешение на переворот от глобальных игроков. С этой целью 10 марта Янукович экстренно пригласил на 11:30 послов Большой Восьмерки и заявил, что пойдет на переворот и нарушение конституции. Послы США, Канады, России и Японии сразу согласились, послы Франции, Италии и Германии протестовали, особенно активно посол Великобритании, но в итоге обещали не вмешиваться, при условии сохранения приличий.
На следующий день спикер Верховной Рады Владимир Литвин объявил о роспуске коалиции "Национальное развитие, стабильность и порядок" из БЮТ, "Нашей Украины" и Блока Литвина и провозгласил новую коалицию "Стабильность и реформы" из блока имени себя, коммунистов и регионалов. "Тушки" отправили Тимошенко в отставку, утвердили правительство Азарова, и регионалы получили монополию на огромный объем власти. В их распоряжении оказалась не только машина государственного управления, но и властный ресурс крупного капитала, принадлежащего членам их партии. В силу этого отсчет дней новой власти и логично вести с 11 марта, когда переворот был завершен – время до этой даты занял ее захват.
НУ и БЮТ указали Евросоюзу и Конституционному суду на факт переворота. В ЕС отделались нечетким бормотанием, а 11 судей из 18 признали новую коалицию законной. Главный суд Украины оказался в нелепом положении, так как в сентябре 2008г. вынес прямо противоположное решение, запретив формировать коалиции "тушками" отдельных депутатов. Ничего другого от людей, в 2004г. назвавших два президентских срока Кучмы одним, и не ждали.
Институт Горшенина тогда провел опрос и с удивлением выяснил – 75,4% украинцев не признают коалицию легитимной. Ожидалось, что цифра будет меньше. Несмотря на это, БЮТ и НУ к акциям протеста в защиту конституции не призвали. Причина была не только в деморализации их руководства, но и в оценке глобальными игроками Януковича, для которых он на данном этапе оказался вполне приемлемым партнером.
"Перезагрузка" отношений между Белым домом и Кремлем, инициированная Бараком Обамой в 2009г., де-факто предполагает некое соглашение о разделе сфер влияния и отказ от прежней политики США по созданию Балто-Черноморского союза как противовеса Евросоюзу и России. Угрозы, звучавшие из Белого дома во время второго вторжения в Ирак, что политика Европы скоро будет определяться в Мадриде и Варшаве, а не в Париже и Берлине, отошли в прошлое. В США осознали – противопоставить новых членов ЕС старым эффективно в ближайшее время не удастся и теперь они рассматривают Россию как союзника и противовес Евросоюзу и Китаю – старая имперская политика – дружить надо со слабым.
Итог "перезагрузки" – Белый дом признал Украину сферой ответственности Кремля и подкинул ее в качестве возможного яблока раздора между ним и Брюсселем. Конфликт интересов между ними заложен в обещании Януковичем еще в ходе избирательной компании полной приватизации госсобственности, в том числе и таких стратегических отраслей, как энергетика, что было запрещено законом, а также продажи земли. Мы не найдем этих обещаний в предвыборной программе Виктора Федоровича, но делегация от регионалов, посетившая зимой Лондон, обещала там сдачу земель Украины в аренду на 40-50 лет, и британские фирмы остались довольны. Теперь эти тайные обещания постепенно становятся явными. "Основы внешней и внутренней политики" – поданные Януковичем на свои 100 дней в Верховную Раду и утвержденные ею, несмотря на погасший свет от попадания молнии в шпиль здания, официально выставляют Украину на закрытый аукцион. Азаров второй месяц интригует между МВФ, Кремлем и Брюсселем на тему у кого занять денег – торги начаты!
Российский капитал стремится обрести металлургию Украины и ее газопровод, по поводу которого слегка нервничает ЕС, а в правительстве плетут интригу, прикидывая варианты откатов для себя, и собирая средства на взятки политикам и депутатам. Второе пришествие печально известного дерибана 1990-ых годов началось. Судя по оживлению застарелого конфликта вокруг свалки металлургических отходов под Запорожьем в балке Средняя – этот процесс коснется также средних и даже мелких предприятий. Глядишь – Янукович еще вернет Владимиру Жириновскому мебельный заводик в Костополе на Волыни, коим его дед владел до 1917 г.
Сам Белый дом приобретение собственности в Украине, похоже, не сильно интересует по причине его особенности ведения бизнеса. Четыре ТНК с пропиской в США давно контролируют 99% табачного рынка Украины, "Пепси-Кола" и "Кока-Кола" достигли соглашения о разделе ее рынка, "Макдональдс" тоже уверенно шествует по стране. Этим, кажется, интерес солидных корпораций США к Украине и ограничился. Сам Белый дом волновали лишь высокие технологии обогащения урана, и тут Янукович лично заверил в сохранении паритета интересов США и России, а также в отсутствии "забытых" единиц ядерного оружия в Украине.
В НАТО Украина вроде бы не вступит, но от обязательств перед ним не отрекается, как следует из преамбулы указа Януковича N 614/2010 от 12 мая о совместных маневрах. Как и раньше в Крыму пройдут военно-морские учения "Си Бриз" с участие США и еще 10 стран, в том числе Грузии и Азербайджана. С США состоятся маневры "Барьер – 2010" и "Репид Трайдент ¬- 2010", а большие учения "Казацкая Степь – 2010" пройдут без них. "Кленовая Арка" – участницы Канада, Польша и Литва, а также "Светлая Лавина" для военных Венгрии, Румынии и Словакии пройдут без украинцев. Похоже, министерство обороны решило делать деньги, сдавая полигоны в аренду, а президент озадачил Азарова найти способ завлечь на них и россиян. Пройдут и двусторонние маневры с Беларусью, Румынией и Словакией.
Еще в декабре Белый дом обещал будущему правительству Украины крупный заказ танков для армии Ирака, который обязался оплатить. Судьба этого заказа пока не ясна, но он – слишком жирная приманка, чтобы от нее отказались в правительстве Азарова. Так что ссориться с США ему не стоит.
Возрожденная Януковичем "многовекторность" Кучмы во внешней политике диктуется частично внутренней неустойчивостью режима, чем повторяет политику экс-президента Киргизии Бакиева. Отдавая Украину на приватизацию иностранным корпорациям, Янукович надеется, что в случае социальных потрясений армия НАТО придет защищать собственность западных корпораций, а армия России, как и в Киргизии, – собственность и жизнь российских граждан, а заодно защитят и его. Но обе армии вряд ли явятся из-за разгрома "Макдональдса" или заправки "Лукойла", а потому иностранцы должны обрести в Украине собственность, достойную прибытия армии для ее защиты.
Такова внешнеполитическая составляющая распродажи, начинаемой в Украине, но есть и внутренняя логика. Если перефразировать Наполеона, то плох тот чиновник и политик, который не мечтает о миллионных активах. Приватизация страны – удобная возможность ими обзавестись. Парламентские "тушканчики" и судьи первыми продемонстрировали, как делать состояние на политической конъюнктуре – речь шла о миллионе и выше долларов в одни руки. Разумеется, без уплаты подоходного налога.
Регистратор бумаг на права собственности будет последним, кому упадут крохи от этого процесса. Должность в госаппарате стала активом, приносящим деньги. Большие деньги. Скандал с новым министром экологии показал, что должность начальника экологической службы области стоит 200 тыс. долларов. За какое время окупается такое вложение капитала сказать сложно, но, учитывая согласования, проходящие через него, надо полагать, что уже к концу года.
Поэтому не удивительна масштабная ротация в госаппарате. Ющенко, придя к власти, сменил, по утверждению регионалов, 18 тыс. чиновников. Сами они уже явно превзошли президента, руки которого "ничего не крали". Законные компенсации уволенным при Ющенко превысили по некоторым подсчетам 4,5 млн. гривен, взятых из бюджета. Тогда регионалы называли те увольнения политическими репрессиям. Сейчас они заняты тем же в духе ленинского пожелания разбить враждебную государственную машину, афоризма Сталина "Кадры решают все" и старой как все империи и христианство практики торговли должностями.
Появившийся во время выборов анекдот: два бомжа, собирая в Киеве бутылки, жалуются – вот придут донецкие и отберут наш бизнес, – становится реальностью. Под увольнения уже попадают и технические служащие госаппарата, должности которых не приносят барышей, но обеспечены стабильным окладом. Их места отдают членам партии регионов, выстраивая систему клиентелы. С 2004г. клиентела превращает Донбасс в украинскую Вандею, увы, левые продолжают игнорировать этот фактор, хотя роль его сейчас возрастет. Азаров готовит приватизацию шахт Донбасса, чтобы избавить бюджет от дотаций на них – для увольняемых партбилет от регионалов станет спасительным кругом. Есть также информация, что Ахметов отдал распоряжение не принимать на строительство угольного терминала в Севастополе лиц с пропиской в Западной Украине.
Более впечатляет официальное заявление Блока Литвина от 3 июня, в котором партия спикера жалуется на своих партнеров по коалиции, что они на местах заставляют его членов под угрозой увольнения с занимаемых должностей вступать в партию регионов. За всем этим вырисовывается 6 статья конституции СССР о КПСС как руководящей и направляющей силе, со всеми вытекающими последствиями. Терминология документов коалиции, частые рукоплескания во время выступления Януковича на своих ста днях, и памятник Сталину, появившийся в Запорожье с соответствующей информационной компанией к 9 мая, оставляют впечатление странного возврата в СССР середины ХХ века. Из того же круга и новый закон о референдумах, прошедший первое чтение и готовящий старт для брежневских кампаний всенародного чтения и одобрения конституции. Он может пригодиться для возврата от партийной к мажоритарной системе на местных выборах. Если мажоритарка пройдет, то денежные мешки вновь будут рассказывать, как они облагодетельствуют избирателя. Сами эти выборы в нарушение конституции отложены на неопределенный срок, а Азаров уже предупредил бизнесменов родного для Тимошенко Днепропетровска, чтобы не вздумали на них финансировать тех, на кого не будет "добро" от регионалов.
Все это не удивляет, если учесть, что кадры частью еще те, а творческая импотенция всех правящих элит мира хорошо известна – не случайно они нуждаются в "социальных лифтах", чтобы полностью не деградировать.
Но есть и современные европейские веяния – новый кодекс законов о труде, второй год одиноко критикуемый мелкими левыми группами, закон об ограничении демонстраций и митингов, о запрете пить пиво на улицах в угоду владельцам баров, запрете деятельности экстрасенсов, знахарей, астрологов и всех прорицателей будущего, запрете порнографии, под которую подводится все, кроме происходящего в Верховной Раде, о конфискации без суда квартир и имущества за долги банкам и ЖЭКам, о невыезде за границу без их покрытия, о штрафе в 40 долларов за брошенный окурок, о 3 до 5 лет тюрьмы за хранение археологических черепков и прочие изыски, свойственные евробюрократии. До установления законом допустимой длины и кривизны огурцов, как в Европе, украинские законодатели еще не дошли, но кое в чем своих коллег все же превзошли.
Наибольшей критике подвергается закон о труде, вводящий 10-часовой рабочий день, видеонаблюдение и полный произвол работодателя, а также собственная инициатива Януковича о повышении пенсионного возраста женщинам до 60 лет, а в перспективе мужчинам до 65 лет. Это сугубо европейское влияние, как и отказ от солидарной системы пенсий, платная медицина и Болонский процесс в образовании. Так что Украина по-прежнему движется в Евросоюз, вводя его нормы в свое законодательство. На критику этих законов население реагирует вяло, поскольку 10-часовой рабочий день и многое другое существуют в ряде случаев де-факто в силу экономических реалий. А потому, узаконят их или нет многим почти безразлично – они уже живут по этим законам. Если точнее – то в зоне беззакония. Милицейский произвол еще не обрел российских размахов, но уже ощущается.
В целом, новая власть за свои сто дней однозначно продемонстрировала, что имеет твердое намерение вести Украину европейским путем свертывания гражданских свобод и социально-экономических прав под ностальгическое бормотание о великом Советском Союзе и твердой руке товарища Сталина, поддерживающей порядок. Образно говоря, в недалекой перспективе перед Украиной маячит Сталин, но в коалиции с помещиками и капиталистами. Это не собственный путь Украины, а лишь ее специфические зигзаги в русле глобальной тенденции, наступающей после 11 сентября 2001г. мировой реакции. На примере Украины сейчас можно отслеживать первые шаги и становление именно того красно-коричневого режима, которым в 1990-е так любила пугать российская пресса.
Установлению этого полуфашистского режима содействовали и люди, называющие себя в Украине левыми и антифашистами, чей съезд в Одессе недавно открывал Сергей Кивалов, печально известный по фальсификациям 2004г. Это касается не только одиозной компартии Петра Симоненко, но и так называемого Союза левых сил, глава которого странно олицетворяет собой все левые силы, а также и более мелких групп, бездумно увлекшихся лозунгом "голосуй против всех", и в итоге оказавшихся в одной компании с "оранжевыми фашистами" Ющенко. Тем проще, они до сих пор торгуются с "синими фашистами", а левые группы в результате своих непродуманных действий утратили и те крохи доверия, которые у них были. Никакая антикоммунистическая пропаганда не насела большего вреда левому движению, чем эти люди. Скорее всего, теперь оформление действительно левого движения на Украине вынуждено будет перейти к иному самоназванию и терминологии, избавив себя от регулярных нудных объяснений своего негативного отношения к Сталину, Симоненко и прочему. Похоже, таки нет худа без добра.