rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
99

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

165

Европа: радикальные левые против своего империализма

370

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Культура ТВ 2010 Апрель Повелитель стакана бурь

Повелитель стакана бурь

Показ фильм «Повелитель бури» анонсировался «Первым каналом» еще до трагедии в московском метро. Тем не менее, будучи показан вечером 2 апреля, он частично попал в русло российской реальности – с бомбами, саперами и исламистским подпольем. Когда фильм Кэтрин Бигелоу сумел победить «Аватара» в борьбе за премию «Оскар», у многих журналистов появился соблазн уложить эту ситуацию в простую схему: красивый, благодаря новым технологиям, но поверхностный фильм побежден глубоким фильмом о войне. На деле же все, кажется, проще. «Аватар», в котором многие почувствовали антипатриотический душок, благодаря Американской киноакадемии побежден незамысловатой и предсказуемой апологией американского патриотизма.

Что нужно для пропагандистского кино о военных, действующих на чужой земле? Так, чтобы эта пропаганда была действенной, но при этом не вызывала аллергию у целевой аудитории? Для начала – герои, простые парни, обязательно не святые (иначе сюжет будет казаться слишком фантастичным), но в то же время такие, на кого в действительно трудный момент можно положиться. «В драке не поможем – в войне победим». Вот и в «Повелителе бури» американские военные из одного подразделения буквально убить друг друга могут, но к концу картины показывают, что и умереть друг за друга готовы. Сценарист фильма Марк Боал не святых американских военных уже описывал – например, в сценарии для фильма «В долине Эла». Но все же в «Повелителе бурь» образы американских солдат куда как более лакированы – возможно, именно поэтому он и получил «Оскара».

Также нужен персонаж второго плана из местных, сотрудничающий с военными, а потом трагически погибающий. Лучше даже несколько. Во-первых, это позволяет продемонстрировать политкорректность – «мы и не утверждаем, что все местные – «плохие парни», некоторые вполне себе нормальные люди». Во-вторых, это позволяет показать, что военные пришли не приземленные задачи «реал-политик» в стране решать, а наоборот – спасти ее от «плохих парней», держащих народ в заложниках. В «Повелителе бури» таких персонажей минимум два и оба смотрятся весьма выигрышно. Один – маленький мальчик, торгующий с солдатами дивиди и за любовь к футболу, прозванный американцами «Бэкхемом». Ребенок должен вызвать у зрителей умиление. Другой – вообще персонаж-символ: местный житель, которого террористы насильно заминировали и послали к блокпосту американцев. Просто символ целой страны, которую также насильно «заминировали повстанцы».

Сомнения главных героев в том, «что мы здесь делаем» (ради реалистичности) и ответ самим себе – «пусть мы и сами не знаем, но все равно будем здесь, потому что так надо». Аргумент практически беспроигрышный, так как апеллирует не к разуму, а к чувствам, то есть его нельзя опровергнуть. В него можно только не верить, но не допустить такого отношения зрителя – уже задача режиссера.

Наконец, о том, как затягивает человека война (от чего после нее и трудно вернуться к мирной жизни) написано и снято уже столько, что хватило бы на Ленинскую библиотеку и Собрание Госфильмофонда вместе взятые. Однако главный герой «Повелителя бури» так говорит о том, что у него в жизни осталось только «одно любимое дело», что зрителю трудно не поверить – это не зависимость, это призвание.

Ну, а тот факт, что герои фильма – саперы, вообще делает его выигрышным в квадрате. Они же практически гуманитарную миссию выполняют – разминируют некогда мирный город. Теперь это кино и в международный прокат отправлять можно. Собственно, «Повелитель бури» в международном прокате и собрал больше 10 миллионов долларов. Несопоставимо с «Аватаром» конечно, зато вполне сопоставимо со сборами в США.

В общем, технология проще граненого стакана. Но даже у некоторых неамериканских зрителей в душе после такого должна подняться буря эмоций и желание, вскочив с кресел, запеть «Америка, Америка…». Есть, правда, пару «но». Фильм стилизован под документальный, и то ли поэтому, то ли из-за излишней затянутости может показаться нудным. А кроме того, в его содержании, если присмотреться, можно увидеть и нечто, что вряд ли одобрили бы в Пентагоне. Например, беспомощность героев-американцев. Они очень много говорят о том, как обязательно всех спасут, иногда совершают очень смелые поступки, вот только в реальности никого (включая заминированного местного) им спасти не удается. А благодарные жители Ирака (в заключительных кадрах) в лице группы мальчишек забрасывают камнями удаляющихся с чувством выполненного долга в родные канзасы героев-саперов. Однако американского патриотического пафоса в фильме все же больше. Так что «метод граненого стакана», описанный выше, и на этот раз не дал сбоя, подняв уже бурю восклицаний кинокритиков про «глубокий фильм о войне». Пусть и восклицания эти по сути – буря в том самом граненом стакане.

Апр 4, 2010Рабкор.ру
4-4-2010 ТВБлижний Восток, политика, США4
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Евсюков, «ангел в погонах»Гордон Афроамериканец идет на Кремль
  См. также  
 
Ситуационный отчёт из Рожавы
 
О возвышенном ортодоксе и об опущенных леваках, о клоунаде последних дней и о решительной позиции новгородских метамарксистов
 
Конец Демократической партии
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру