Dessa. «A Badly Broken Code». Doomtree Records, 2010.
Умная и красивая девушка Маргрет Уондер из Миннеаполиса, больше известная под сценическим псевдонимом Десса Дарлинг (или просто Десса), выпустила наконец-то полноценный сольный альбом. Около пяти лет назад у нее уже выходил пятнадцатиминутный EP «False Hopes», который оставил самые благоприятные впечатления: едва ли не идеальное для хип-хопа сочетание музыки и текста и ударные речитативы, в которых социальная доминанта органично дополнялась самым искренним лиризмом. Во всех треках присутствовало ощущение какой-то новизны, что в хип-хопе случается не так и часто. Десса обращала на себя внимание буквально сразу, как начинала чеканить своим волевым голосом безжалостные рэп-стихи, положенные на ритмизованную, чащу мрачную музыку. В Миннеаполисе альбом попал в список самых топовых дисков года. «A Badly Broken Code» продолжает прежние начинания Дессы, в значительной мере совершенствуя их и существенно расширяя диапазон.
Что известно о Дессе? В принципе, не так много. Родилась в Миннеаполисе, в городе не самом маленьком, но и не слишком, по нынешним меркам, большом, в региональном центре, как сказали бы у нас. Изучала философию сначала в Колумбийском университете в Нью-Йорке, затем – в университете Миннесоты. Работала техническим писателем в крупной медицинской компании. Примерно тогда же стала интересоваться рэп-поэзией (spoken word poetry) и даже сумела приобрести некоторую известность. Однако, ее первый хип-хоп проект – Medida – особого успеха не имел. По-настоящему известной Дессу сделало участие в легендарном коллективе Doomtree, куда ее пригласил известный рэппер P.O.S. (Stefon Alexander), прославившийся своими политически несдержанными, в духе Public Enemy, текстами.
О Doomtree стоит рассказать отдельно. Это группа во многом уникальная и аналогов, как принято говорить, не имеющая. Весьма многочисленный коллектив Doomtree состоит из профессиональных MC и продюсеров, каждый из которых имеет свои сольные проекты, широко известные далеко за пределами Миннеаполиса. Группа, вероятно, лучше всего представляет знаменитую миннеаполисскую школу хип-хопа, главная особенность которой – повышенная внимание к социальным, политическим и экономическим проблемам. Если придерживаться официально принятой терминологии, то Doomtree играют то, что принято называть альтернативным или андерграундным хип-хопом. Все присущие черты налицо: радикализм, протест, неприятие существующего политического строя, нежелание закрывать глаза на острые социальные проблемы. В каком-то смысле – это самая настоящая гражданская лирика. С другой стороны, Doomtree (как и другие проекты участников коллектива) представляют интерес и в музыкальном плане, так как любят смешивать самые разные стили и жанры (тот же P.O.S., например, начинал как панк-музыкант, что не прошло даром). О Doomtree можно сказать, что это своего рода содружество самых разных музыкантов, которые в рамках этого проекта стремятся реализовать какие-то, иногда наиболее радикальные свои идеи и задумки. Doomtree заметно оживляют и вносят разнообразие в современную хип-хоп-сцену, которая в последнее время становится все более вялой и форматной. Они существует будто бы наперекор современным тенденциям, всем своим творчеством напоминая, что хип-хоп имеет социальные корни, что основными темами рэп-исполнителей всегда были острые социальные или политические проблемы. Ведь даже такое брутальное явление как «гангстерский рэп» 90-х нельзя осмысливать иначе, чем через социальную призму.
Десса – одна из самых деятельных и активных участников Doomtree. Ее запоминающийся голос можно услышать на многих композициях – причем очень часто он звучит куда внушительнее агрессивных мужских вокалов. Подобно своим коллегам по Doomtree, Десса много экспериментирует с музыкой и в сольном творчестве.
Последний альбом получился очень пестрым, но в то же время на удивление целостным. «A Badly Broken Code» – это 15 песен, разных по настроению и тематике, которые, тем не менее, словно составляют текст одной большой поэмы. Социальная тематика вновь доминирует, но и лирических отступлений стало больше, более того, присутствуют даже вполне себе веселые (опять же при сильной социальной составляющей) песни с весьма умело вмонтированными элементами того, что принято называть r’n’b. Десса проявляет себя очень изобретательным музыкантом – на некоторых композициях присутствуют даже струнные, которые звучат всегда пронзительно. Получается, что это очень продвинутый хип-хоп, крайне ловко ассимилирующий самые разные музыкальные стили. Чем-то он родствен тому, что делает, например, другой незаурядный рэппер – Buck 65 из Канады. Интересно и то, что хип-хоп, который, вероятно, является одним из самых «мужских» направлений современной музыки, существенно выигрывает, когда его исполняет девушка. Кажется, Дессе удалось найти золотую середину между жестким безжалостным пафосом, которым всегда отличался социально-ориентированный хип-хоп, и лирической составляющей, делающей общую картину не такой уж беспросветной. Особенно удачными получились, например, композиции «Mineshaft II», «Chaconne» или r’n’b песенка «Dixon’s Girl».