Skunk Anansie. Smashes & Trashes. Carosello, 2009.
Известная и скандальная в прошлом британская рок-группа Skunk Anansie объявила о своем воссоединении. Чтобы подкрепить слова делом, ребята выпустили диск, представляющий собой тщательную выжимку из всех трех альбомов, плюс долгожданный бонус – несколько абсолютно новых песен.Последний их альбом – «Post Orgasmic Chill» – вышел ровно 10 лет назад, в 1999 году. Диск отличался изобретательностью, целой кучей модных (на тот момент) электронных эффектов и примочек, смесью самых разных стилей и фирменным агрессивным драйвом. Короче, альбом стал настоящим событием, заняв в не слишком обширной дискографии лондонской команды важное (если не центральное) место.
После «Post Orgasmic Chill» от Skunk Anansie ждали и вовсе чего-то заоблачного. Редко когда, в общем-то, форматная, вполне пригодная для ротации на популярных радиостанциях и телеканалах, вроде MTV, музыка добивается подобных результатов. Диск производил сильное впечатление – и вовсе не из-за того, что туда было много чего понапихано. Он оставлял ощущение новизны и свежести, остросоциальные тексты в сочетании с агрессивной музыкой если и не западали в душу, то оставались в памяти надолго. Но Skunk Anansie тогда удивили совсем другим. Проведя в поддержку альбома мировой тур, участники коллектива объявили о своем распаде. (Следует отметить, что это была своего рода тенденция: на рубеже тысячелетий распались многие популярные группы. Точно такая же тенденция и воссоединение: за последние несколько лет дали о себе знать люди не только из 90-х годов, но из 80-х и даже 70-х!)
Чем же так запоминались Skunk Anansie? Что их выделяло на общем – крайне пестром и разнообразном – фоне музыкальной сцены 90-х? В конце концов, в то время свой расцвет переживали такие неординарные команды, как Rage Against the Machine, Marilyn Manson, Rammstein, Nine Inch Nails и др. Но и на их фоне Skunk Anansie выделялись как совершенно оригинальная команда, играющая свою, ни на кого не похожую музыку. Ну, и конечно же, Skunk Anansie запоминались и выделялись прежде всего, благодаря голосу и облику вокалистки коллектива Деборы Энн Даер, больше известной, как Скин (Skin). Ее агрессивный, временами откровенно истеричный вокал, перекрывавший даже гитарный рев, обращал на себя внимание сразу. Не менее вызывающим был и ее внешний вид (в 90-е на такие вещи еще обращали внимание). Первая же выпущенная Sunk Anansie песня – Little Baby Swastikkka – вызвала настоящий скандал. Группу даже обвинили – ни много, ни мало – в фашизме, что было вообще-то странно, особенно учитываят, что Skin не уставала повторять, что ее кумиром является Анджела Дэвис и никогда не скрывала своих радикальных феминистских взглядов. (Интересно, что творчество Skunk Anansie, Skin, не изменяя своим феминистским взглядам, причисляет к жанру с красноречивым названием «Clit Rock».)
Реакция общества, обвинившего Skunk Anansie в пропаганде фашизма, лишь укрепила музыкантов в том, что они движутся в верном направлении. Дело ведь, скорее всего, было не в экстравагантном внешнем облике вокалистки, не в ее творческом псевдониме и не в названии некоторых песен, а в политизированных и агрессивных текстах. Для форматной музыки это было что-то совершенно новое, социальная критика вряд ли когда входила в поле зрения поп-музыкантов. А злые, «неполиткорректные» по выражению некоторых тогдашних рецензентов, песни Skunk Anansie раздавались из радиоприемников и телевизоров, пользовались популярностью у ди-джеев и подолгу задерживались во всевозможных топах и хит-парадах. Можно сказать, что свою маленькую революцию Skunk Anansie все же совершили.
О чем же говорилось в их песнях? В принципе ничего нового: продажность политиков, лживость религии и идеологии, недовольство действиями властей, призывы к свободе… Более того, в одной из своих песен Skunk Anansie даже стали «катить бочки» на английскую полицию, чуть ли не призывая к прямому неповиновению. Какие-нибудь хиппи, конечно, тоже призывали в своих песнях – но Skunk Anansie делали это с экранов телевизоров. И это было круто. (Родившаяся в Брикстоне – своего рода лондонском гетто – Skin была не понаслышке знакома с полицейскими нравами и просто высказала вслух все, что она думает о стражах правопорядка.)
В каком-то смысле группы вроде Skunk Anansie не хватало все эти 10 лет. Несомненно, что за это время музыка стала более интересной и разнообразной, но из нее практически исчез протест, исчезла та самая злоба и непримиримость. Сегодняшнее MTV – скучное и унылое зрелище, не то, что в конце 90-х. Поэтому возвращение Skunk Anansie – событие, безусловно, положительное. Тем более, что за прошедшие годы ребята, похоже, нисколько не изменились.
Несколько слов о последнем диске. Даже несмотря на то что «Smashes & Trashes» чуть менее чем полностью состоит из песен со старых альбомов, он производит самое благоприятное впечатление. Более того, некоторые композиции звучат вполне новаторски – например, один из главных хитов группы «Charlie Big Potato», представляющий собой смесь drum’n’bass с жестким гитарным драйвом. Вообще приятно, что Skunk Anansie могут похвастаться не только своим нонконформизмом, но и умением делать качественную оригинальную музыку. В целом диск получился не только ностальгическим – некоторые песни на нем открываешь заново. Спустя более чем десять лет такие скандальные хиты, как «Selling Jesus» или «You’ll Follow me Down», звучат совершенно по-новому. Что, в общем-то, характеризует Skunk Anansie исключительно с лучшей стороны. Хорошая группа. Хорошая музыка. И три новые песни на альбоме – тоже хорошие. Слушаем!