Соколова З. И. Вся правда о Фиделе Кастро и его команде. М.: Астрель, 2009.
Кастро Ф. Размышления команданте. М.: Альпина нон-фикшн, 2009.
Кастро Ф., Рамоне И. Моя жизнь. Биография на два голоса. М. РИПОЛ классик, 2009.
Фиделю Кастро недавно исполнилось 83. Чуть больше, чем год назад он, как цитировали все без исключения мировые СМИ, «снял с себя все полномочия по управлению Кубой». Однако можно ли одним махом, по собственному желанию, сбросить с себя славу революционного лидера, настоящего народного вождя, кумира миллионов? Большинство политиков, некогда даже весьма известных, к подобному жизненному рубежу, а то и гораздо ранее, успевают навсегда раствориться в небытии. Иное дело – Фидель.
Хотя маятник борьбы за свободу и независимость на Кубе качнулся задолго до рождения будущего легендарного команданте Кастро (например, в основу возглавленного Фиделем M-26-J, «Движения 26 июля», легли незыблемые для всего жаждущего освобождения от тирании кубинского народа идеи «апостола независимости» Хосе Марти), именно Фиделю было суждено стать не просто символом кубинской революции, но и главным строителем новой жизни в свободной стране.
По сути, Фидель являет собой чистый и абсолютно реализованный феномен харизматического лидера, сумевшего и донести до народных масс политическую суть герильи, и вдохновить романтикой революции, при этом твердо убедив осознанно взять в руки оружие как самых темных и неграмотных обитателей кубинской Сьерры-Маэстры, так и образованных, интеллектуально искушенных личностей: ярчайший пример – еще одна легенда кубинской революции, Эрнесто Гевара. Несколько часов беседы, с Фиделем в Мексике перевернули сознание молодого врача из Аргентины, навсегда сделав его символом свободы, el Guerrillero Heroico, Героическим Партизаном.
Поэтому теперь, когда от штурма казарм Монкады и кубинских событий 1959 года нас отделяют добрые полвека, особенно поражает и в то же время радостно обнадеживает неподдельный интерес, который продолжает вызывать личность Фиделя Кастро у людей во всем мире, включая, как ни парадоксально, Соединенные Штаты. Издается масса новых книг о кубинском лидере – в России, пожалуй, даже больше, чем в годы существования Советского государства. Кроме того, сам Фидель не только опубликовал свои мемуары, но и написал книгу размышлений о самых «свежих» событиях глобальной политики. Сегодня, когда Карибский кризис уже позади, а вражеский десант в Заливе Свиней нейтрализован, команданте Кастро может позволить себе открыто поразмышлять о Бараке Обаме, Дмитрии Медведеве, Русской православной церкви и других проблемах и явлениях мирового пространства. Как и всегда, мысли Фиделя кристально ясны, политическая позиция четко выдержана, и от этого взгляды на мировые проблемы кубинского лидера, которого просто язык не поворачивается назвать бывшим, находят массу откликов в сердцах, казалось бы, совершенно разных людей.
Писатель Захар Прилепин, известный не только своим творчеством, но и политическими убеждениями, написал предисловие к одной из совсем недавно вышедших книг о Фиделе, американский режиссер Стивен Содерберг создал постисторическую версию Кубинской революции в своей нашумевшей дилогии «Че». Конечно, ни «подогревают» интерес современного поколения к фигуре Фиделя и освободительным идеям. Правда, что касается ленты Содерберга, то уловить взгляды автора, его отношение к идеям героев или хотя бы хронологически-биографическую канву человеку непосвященному будет весьма и весьма нелегко – всё это режиссер предпочел принести в жертву визуализации, видимо, личных внутренних и субъективных представлений. Хотя, с другой стороны, понятно, почему фильм снят именно так (с использованием, к примеру, восходящего к авангарду метода коллажирования псевдодокументальных кадров): чтобы избежать участи очередной голливудской поделки с неуместным акцентом на романтико-мелодраматическом (как, например, в фильме о Я. Кёртисе «Контроль»), если уж не признания Че «своих ошибок» в кинобиографии 69-го года с Омаром Шарифом. Объективную картину происходящего могут дать только первоисточники.
Для подавляющего большинства постсоветско-глобализированных тинейджеров Кубинская революция – разве что рекламные баннеры и майки с Че Геварой, термин «барбудос» и обозначаемого им главного бородача Фиделя они могут спутать с Карабасом-Барабасом: что поделать, ведь слушают они Tokio Hotel, а не «рок с бородой», и вряд ли слышали песни «Куба, любовь моя» в исполнении Кобзона и Магомаева. Но для продвинутого меньшинства, слушающего Rage Against The Machine, да с не совсем осознанным азартом (своего рода тоской по героическому), внимающего творениям Содерберга и Стоуна и деяниям Чавеса и Маркоса, книги о Фиделе и его соратниках, их пути, идеях и, не побоюсь этого слова, подвиге, сегодня очень нужны – это литература не только для тех, кто вспоминает о прошлом, но и для тех, кто ищет грядущего.