Kashiwa Daisuke. «5 Dec.». Noble, 2009.
Музыку последних лет отличает бурное смешение стилей (порой прямо противоположных) и упрямое нежелание оставаться в каких-либо рамках – музыка в классическом понимании, похоже, исчезает навсегда. Впрочем, это верно и для литературы – и вообще для любого другого вида искусства. Причин можно найти сколько угодно: от обнищания музыкального языка, занятого бесконечным самокопированием и пережевыванием прошлого, до масштабных процессов глобализации, которые, похоже, кардинально меняют культурную карту планеты. Тотальное смешение культур, подведение под общий знаменатель самых разных канонов и традиций влечет за собой целую череду менее значительных процессов – кажущаяся эклектика на деле служит эффективным инструментов стирания всяких границ, что в итоге приводит к возникновению нового стандарта, на сей раз единого для всех.
Сегодня во всем мире пишут одинаковые книги, снимают одинаковые фильмы, создают одинаковую музыку – по существу, больше не важно, откуда родом автор. Бесполая, андрогинная культура побуждает создавать произведения, которые были бы понятны во всем мире, которые бы совершенно идентично воспринимались в Европе, в Азии или в США. Как оказалось, дружный единый мир, в котором отменены географические и культурные границы, не терпит слишком ярких отличий.
Тем отраднее, что еще встречаются исполнители, творчество которых, несмотря на явную «мультикультурность», сумело сохранить национальный колорит.
Kashiwa Daisuke – молодой музыкант из Японии, «5 Dec.» – его третий альбом. Богатой биографией похвастаться он не может: родился в Хиросиме, по-настоящему увлекся музыкой еще в школе, играл в никому не известной рок-группе, ушел из нее, начал сольную карьеру, участвовал в туре в поддержку экспериментального немецкого лейбла, на котором и вышел его первый альбом. Вот, пожалуй, и всё – никаких скандалов, никакого эпатажа. Только музыка.
Вообще само слово «музыка» – ключевое для понимания творчества музыканта. Музыка для Kashiwa Daisuke – это абсолютная мера вещей. Язык, на котором он общается с миром. Призма, через которую он его воспринимает. Порой даже кажется, что Kashiwa Daisuke думает музыкой – modus vivendi и modus operandi в одном флаконе.
В немногочисленных критических разборах и статьях, а также на сайтах интернет-магазинов Kashiwa Daisuke проходит обычно под размытым тегом «пост-рок». Но это чисто формально – хотя бы потому, что от европейских/американских представителей этого направления этот музыкант выгодно отличается чисто японским эклектизмом и электронной доминантой. Пост-рок – лишь один из многочисленных приемов, которыми он пользуется при написании своей удивительной «тотальной» музыки – музыки обо всем.
В каком-то смысле творчество Kashiwa Daisuke очень типично для современной Японии. Япония была одной из первых стран, испытавших на себе сильное американо-европейское влияние – можно даже сказать, что на Японии была опробована экспериментальная модель будущих процессов глобализации. Другое дело, что испытания эти завершились скорее неудачей. Япония осталась Японией, превратившись при этом в один из мировых центров. Влияния, пришедшие извне, не просто смешались с вековыми традициями, но стали их частью, образовав причудливый гибрид – современную японскую культуру. И музыка Kashiwa Daisuke не исключение – штучный японский товар в блестящей европейской упаковке.
Kashiwa Daisuke в совершенстве владеет техникой построения музыкальной композиции – его умение пользоваться самыми разными музыкальными стилями и приемами, чередовать их, смешивать, накладывать друг на друга достойно восхищения. Кажется, что молодой японский музыкант освоил едва ли не весь арсенал мировой (читай: европейской) музыки. Мало того, иногда кажется, что его музыка гораздо более «европейская», чем у самих европейцев! Но вот подход к музыке, ее восприятие и содержание – типично японские. В сущности, это все тот же синтоизм – Kashiwa Daisuke искренне убежден, что музыка окружает нас повсюду, присутствует в каждом явлении, в каждом событии, в каждом живом существе, в каждом атоме. Его музыка – это музыка о музыке, которой проникнут наш мир.
На последнем альбоме музыканта «5 Dec.» присутствует настолько широкий стилевой диапазон, что диву даешься – легкое немецкое техно, глитч, грубый, сырой нойз, рваные ритмы брейкора, приятный эмбиент, вполне себе минималистские саундскейпы. Kashiwa Daisuke не устает демонстрировать высокий профессионализм исполнения, не забывая при этом о содержании. Композиция может быть вызвана к жизни просмотренным аниме, а может – и событием политического характера. Принципиальной разницы нет. Kashiwa Daisuke не просто обнаруживает взаимосвязь между казалось бы далекими друг от друга событиями, но связывает, скрепляет их при помощи музыки.
Название альбома также очень характерно: пятое декабря. Один день. Один день из жизни. За него может произойти очень многое. Один день – это целая вселенная, наполненная музыкой.
На своем последнем альбоме Kashiwa Daisuke обнаруживает глобальную связь вещей и явлений, а музыка выступает здесь как своего рода философия, мировоззрение – то, что оправдывает существование этого мира, со всем его абсурдом, ложью, жестокостью и все той же глобализацией…