rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
110

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

152

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

244

Европа: радикальные левые против своего империализма

433

XX век прошёл

Главная Культура Книги 2009 Май Мишель Фуко: бесконечные маски власти

Мишель Фуко: бесконечные маски власти

Эрибон Дидье. Мишель Фуко. М.: Молодая гвардия, 2008.

За последнее время в популярной серии «ЖЗЛ» было издано немало полезных для антикапиталистов книг, в том числе биографии Кропоткина и Нестора Махно. Однако особое внимание стоит обратить на жизнеописание французского философа и историка Мишеля Фуко. Среди западных мыслителей второй половины ХХ века, обычно называемых «постмодернистами», он первым удостоился такой чести, и это неудивительно: книги Фуко принципиально важны для всех, кто хочет понять, как устроено современное общество и как функционирует в обществе власть. (Корректнее пользоваться термином «постструктурализм», потому что термин «постмодернизм» на сегодняшний день уже не просто идеологизирован, но превращен в настоящий жупел – его используют для маркировки различных негативных проявлений глобального капитализма как правые, так и левые.)

Фуко, лысый мужчина в очках на крупном носу, больше похож на киноактера, чем на философа. Глядя на фотографии этого красивого, энергичного человека никак не подумаешь, что большую часть своей жизни (а это почти 60 лет) он провел в стенах Национальной библиотеки, копаясь в архивах и создавая новаторские книги.С 1950 по 1954 год Фуко был членом Французской коммунистической партии (он вошел туда под влиянием своего учителя и друга Луи Альтюссера, создавшего структуралистскую версию марксизма), на протяжении всей жизни сохранял политическую активность, принимал непосредственное участие в событиях 68 года, боролся за права эмигрантов и т.д. Покинув ФКП, Фуко начал отходить от марксизма и произнес на одном из сборищ студентов-коммунистов следующую знаменательную фразу: «Марксизм – не философия, но опыт, лежащий на дороге, которая ведет к философии». Как говорит автор биографии Дидье Эрибон, «Фуко был “коммунистом-ницшеанцем”», и если мы внимательно рассмотрим позицию Фуко, то станет очевидно, что не такой уж это и оксюморон. Конечно, если держать в уме, что для Фуко разоблачение вездесущей «воли к власти» было такой же страстью, как для Ницще – воспевание этой воли.

Главная тема Фуко – взаимосвязь между знанием и властью. Из ницшеанской «воли к власти» Фуко вытащил принципиально новое понимание устройства властных отношений: он показал, что власть не всегда привязана к агентам, представляющим класс-гегемон, но распылена подчас по всему телу общества. Власть проникает в мельчайшие поры этого тела и организует взаимодействие людей не только на уровне классовой борьбы и политического соперничества, но и на микроуровне быта и частной жизни. Лечение психических расстройств, «нормальные» и «первертные» сценарии сексуальности, дисциплинарная система (школа, фабрика, тюрьма, армия) пронизаны властными отношениями. У власти есть несколько характерных черт. Она всегда стремится выдать себя за природу и камуфлирует насилие, представляя его как естественный порядок вещей. Власть использует знание в своих целях (типичный фукианский термин – «знание-власть»), именно поэтому Фуко посвятил столько времени изучению истории европейской науки: он стремился показать, что помимо позитивного знания, научные трактаты (например, по медицине и психиатрии) содержат в себе директивы для определенных процедур, связанных с распределением власти в обществе, конкретнее – для нейтрализации неудобных социальных элементов. В рамках науки на всем протяжении классической эпохи разрабатывались сложные практики для определения и изоляции преступников, сумасшедших, гомосексуалистов, «других», инакомыслящих и инакочувствующих. Это обратная сторона и плата за Просвещение, но всегда ли людям придется платить такую цену? В знаменитой книге «История безумия в классическую эпоху» Фуко показывает, что «сумасшествие» представляет собой не заболевание, которое можно диагностировать и излечить, но социальный конструкт. В конце 60-х Фуко сблизился с «антипсихиатрическим» движением (практическая версия франкфуртского фрейдомарксизма) и создал «Группу информации о тюрьмах» – он считал необходимым бороться с любыми проявлениями дисциплинарной власти, стремящейся нивелировать различия между индивидами, вытеснить «инаковость» на периферию общества, поскольку конечная цель любой власти – укрепление и приумножение самой себя. Подобная оптика могла родиться только из последовательного ницшеанства: власть всегда безлична, но не слепа, она тонко дифференцирована и способна находить для себя агентов на всех уровнях общества.

Начинать читать Фуко лучше всего с «Истории безумия», но второстепенных произведений у этого автора нет, даже его статьи и публичные выступления, связанные с текущими политическими событиями, сохраняют актуальность по сей день. Не так давно в издательстве «Праксис» вышел трехтомник «Интеллектуалы и власть», представляющий собой сборник подобного рода небольших текстов, основная тема которых – взаимоотношения интеллектуалов (производителей и трансляторов знания) с властью во всем разнообразии ее обличий. Не менее важны книги «Слова и вещи» и «Археология знания», а также исследования по истории сексуальности и пенитенциарных учреждений («Надзирать и наказывать», «Использование удовольствий»). Переведены на русский и изданы четыре книги лекций Фуко, прочитанных в Коллеж де Франс. В одной из них, озаглавленной «Нужно защищать общество», Фуко прослеживает генезис и формирование националистического дискурса, появившегося не в XIX веке, как можно было бы подумать, но гораздо раньше, в работах по теории военного дела.

Фуко создавал новый дискурс, в рамках которого можно было бы отказаться от множества традиционных метафизических понятий, таких как «бог», «человек», «традиция», «автор» и т.п. С точки зрения многих французских философов того времени теоретический «антигуманизм» являлся фундаментом для гуманизма практического, настоящего и действующего.

Автор книги, Дидье Эрибон, известный историк философии, был лично знаком с Фуко: биография написана «по свежим следам» и отличается внятностью изложения и прекрасным чувством меры – это идеальное «введение в Фуко», которое для кого-то, возможно, заменит и знакомство с его оригинальными текстами. Биография содержит яркое описание интеллектуальной жизни Франции второй половины ХХ века, бурной и насыщенной радикальными идеями.

Май 5, 2009Рабкор.ру
5-5-2009 Книгиидеология, книги, постмодернизм, философия54
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Анархистское движение в современной РоссииУльрика Майнхоф: насилие против насилия
  См. также  
 
Некролог. Фредрик Джеймисон
 
Новый старый «Краткий курс»
 
Либерализм и охранительство: противоречия и единство
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру