rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
71

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

145

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

231

Европа: радикальные левые против своего империализма

424

XX век прошёл

Главная Рубрики Анализ 2009 Май Белорусская АЭС. Вчера. Сегодня. Завтра?

Белорусская АЭС. Вчера. Сегодня. Завтра?

Казалось бы, кто-кто, а белорусы после аварии на Чернобыльской АЭС должны всячески избегать всего, что связано с «мирным атомом». Однако вопрос строительства собственной атомной станции постоянно витает в воздухе и сейчас, возможно, подошел к логической развязке.

Попытки строительства атомной электростанции на территории Беларуси имеют свою долгую историю. В книге И.Н. Смоляра и В.Н. Ермашкевича «Атомная энергетика: аргументы за и против» описаны основные этапы этого непростого процесса.

Началось все в 1960 году, когда академиком Академии Наук БССР избрали А.К. Красина, одного из руководителей и непосредственного участника создания первой в мире АЭС и других разработок атомной техники. В 1965 году в АН БССР был создан Институт ядерной энергетики (ИЯЭ), директором которого становится академик Красин. С тех пор вот уже более 40 лет белорусские ученые ставят вопрос о поиске мест размещения АЭС и ее строительства.

С начала 70-х годов по инициативе специалистов бывшего Института ядерной энергетики (ИЯЭ) началась активная работа по созданию передвижной атомной электростанции «Памир». Испытания АЭС «Памир» проводились под Минском. Местом размещения станции была выбрана площадка в Витебской области. В результате неудовлетворительного исхода работ АЭС «Памир» (работы закрыты в 1988 году по решению межведомственной комиссии с участием ряда министерств), прекращены работы и по строительству вышеуказанных крупных АЭС.

В 1983 году было начато строительство Минской атомной теплоэлектроцентрали (АТЭЦ). Мощная АТЭЦ располагалась на расстоянии 35-40 км от более чем полуторамиллионного города в центре Беларуси. И это несмотря на требование о нецелесообразности строить АЭС ближе 100 км от городов с населением более миллиона человек. Был возведен энергогородок, а также выполнен большой объем строительных работ. Катастрофа на Чернобыльской АЭС остановила эту совершенно неоправданную и опаснейшую стройку.

Планировалось сооружение Белорусской АЭС и в Витебской области. Однако авария на ЧАЭС не позволила приступить к осуществлению и этой «голубой мечты».

После чернобыльской катастрофы разговоры о строительстве АЭС утихли, но совсем не надолго. Уже в 1993 году представителями Беларуси, Канады и России был подписан протокол по использованию в Беларуси канадского реактора «КАНДУ». Всего через пять лет сами канадцы признали этот реактор не соответствующим современным требованиям безопасности. 28 января 1997 года в Национальной Академии Наук состоялся научно-технический семинар «О путях решения энергетических проблем в РБ». Атомщики остались верны себе: вновь, уже в который раз, они протащили решение о целесообразности строительства АЭС в республике.

31 марта 1998 года распоряжением премьер-министра Республики Беларусь наконец-то, спустя 10 месяцев после рекомендаций парламентских слушаний, была создана правительственная комиссия по оценке целесообразности развития в Республике Беларусь атомной энергетики. 30 июня 1998 года представители Архангельской области и члены комиссии подписали протокол о намерениях о создании в Беларуси электростанций на основе судовых атомных реакторов. И сделано это было буквально накануне первого заседания правительственной комиссии, созданной специально для оценки целесообразности развития в Республики Беларусь атомной энергетики. При этом членам комиссии о подписанном протоколе никто не сообщил. Тщательно изучив все материалы по развитию мировой ядерной энергетики, технико-экономические проблемы, связанные со строительством и эксплуатацией АЭС, 29 декабря 1998 года правительственная комиссия пришла к заключению:

– максимально использовать имеющиеся ресурсы для реализации энергосберегающих технологий, использования альтернативных источников энергии, реконструкции и строительства парогазовых установок;

– в течение ближайших 10 лет нецелесообразно начинать строительство атомной электростанции.

Из 34 членов комиссии это заключение поддержало 24 специалиста, и лишь атомщики остались при своем мнении1. Но даже во время действия моратория ядерное лобби продолжало готовить почву для возможного строительства, И в 2008 году уже без всяких комиссий, было принято окончательное решение о строительстве АЭС. Было выбрано три площадки, находящиеся в разных частях Беларуси. Однако всерьез рассматривается лишь одна – островецкая, расположенная в нескольких десятках километров от озера Нарочь – крупнейшего озера в Беларуси, недалеко от границы с Литвой.

Островец считается сейсмически ненадежным регионом: в 1908 году здесь произошло крупнейшее в истории Беларуси землетрясение силой в 7-8 баллов. В конце 2008 года первый вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко сообщил, что 21 января в Островце начнется строительство первых четырех 9-этажных домов для строителей АЭС, но официальное решение о выборе площадки не принято до сих пор.

Несмотря на отсутствие такого решения, жители Островца уже готовятся к борьбе со строительством атомной станции. Несколько местных активистов заявили о создании группы «Островецкая атомная – это преступление» – и тут же стали объектом пристального внимания со стороны милиции и КГБ. Власти запрещали проводить круглые столы с участием независимых экспертов и информационные пикеты. 6 апреля была отклонена очередная заявка на проведение собрания жителей Островца, а одному из инициаторов собрания – Ивану Круку – угрожали увольнением2. Точно так же запрещаются любые неофициальные мероприятия, хоть как-то затрагивающие эту острую тему. Активисты из анархистской группы «Антиядерное сопротивление» несмотря на предварительную договоренность, так и не смогли провести экологический инфотур по вопросам ядерной индустрии и результатам ее деятельности в Солигорске. Работники музея, в котором должно было пройти это мероприятие, после звонка сверху отказались от сотрудничества3.

Зато для пропаганды АЭС все двери открыты. Во многих вузах республики проводятся занятия, на которых учащимся объясняют возможные преимущества от строительства реактора, официальные СМИ вовсю расхваливают новый проект, а в том же Островце власти провели круглый стол, на который фактически не пустили противников строительства.

26 апреля 1986 года взорвался четвертый блок на Чернобыльской АЭС. В результате было выброшено 63 кг ядерных веществ, что равноценно взрыву примерно 90 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. В наибольшей степени от этой катастрофы пострадала Беларусь. Зараженной оказалось около 23 % территории республики, где проживает более 2 миллионов человек (всего на зараженных территориях Беларуси, Украины и России проживает 7 миллионов человек). В 1994 году первоочередные расходы, связанные с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, достигли в Беларуси 20 % национального бюджета, на Украине – 4 %, в России – 1 %. Согласно расчетам, суммарный социально-экономический ущерб только Беларуси от катастрофы на Чернобыльской АЭС в период 1986-2015 годов составил 235 миллиардов долларов США. Это равно 32 государственным бюджетам Республики доаварийного 1985 года4.

Спустя 22 года, в апреле 2008 года, президент Беларуси Александр Лукашенко назвал противников строительства атомной станции «врагами народа»5. И все же вопрос строительства АЭС нельзя считать до конца решенным. Если мнение собственных граждан власти могут позволить себе проигнорировать, как произошло в поселке Дружный, где, несмотря на протесты жителей, был построен опасный химический завод, то набирающий обороты кризис может, по крайней мере, на время свернуть грандиозные планы правительства. Трата, по разным оценкам, от четверти до половины годового бюджета республики на столь сомнительный с экономической, социальной и экологической точки зрения проект чревата весьма серьезными последствиями. Средства, вложенные в строительство АЭС, начнут давать отдачу в лучшем случае через 12 лет, а заполненные склады, неполная рабочая неделя и низкая зарплата существуют уже сейчас.


1 Смоляр И.Н., Ермашкевич В.Н. Атомная энергетика: аргументы за и против // Приложение к журн. "Право и экономика". Минск, сер. "Ноосфера", 2000. С. 10-12.

2 http://www.ucpb.org/?lang=rus&open=20448

3 http://belarus.indymedia.org/16072

4 Смоляр И.Н. Ермашкевич В.Н. Указ. соч. С. 13.

5 http://21.by/news_?id=289337

Май 5, 2009Рабкор.ру
5-5-2009 АнализБелоруссия, экология4
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Закавказье: Ключ от всех дверейТретий фронт
  См. также  
 
Жан-Мишель Де Ваель: «Существует немало причин для подъема радикальных левых»
 
Беседа: Экологическая устойчивость в плановой экономике будущего
 
Шри-Ланка: крах зеленого эксперимента?
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру