В том, что экономический кризис бьет население не только увольнениями и снижением доходов, но и, подобно школьному хулигану, книгой, убедила своих гостей ежегодная выставка-ярмарка «Книги России», проходившая в Москве на территории ВВЦ с 11 по 16 марта 2009 года. И хотя оптимисты считают, что к сентябрю, когда Всероссийский выставочный центр будет принимать Международную книжную ярмарку, ситуация на книжном рынке стабилизируется, «Книги России» наводят скорее на грустные мысли.
Весенняя ярмарка «Книги России» традиционно воспринималась как скромная «младшая сестра» традиционно проходящей с размахом Международной книжной ярмарки. Она всегда занимала один павильон, а не два, здесь (по понятным причинам) было меньше иностранных гостей, да и ожидать каких-то знаковых событий и нашествия vip-персон было больше принято от осенней выставки.
И, тем не менее, «Книги России-2009» разительно отличались от аналогичной ярмарки в прошлом году. Прежде всего, гораздо меньшим количеством представленных издательств. Второй этаж павильона № 57 на этот раз не был занят вовсе – чтобы как-то заполнить пустоту, там была открыта площадка для дискуссий о будущем чтения под названием «Книгобайт». Однако и на первом этаже павильона пустовало около четверти площадей – в последние несколько лет этого нельзя было себе представить. Действительно, участников ярмарки в этом году было около 500 против примерно 900 в прошлом.
На выставке отсутствовало немало региональных издательств. Это понятно: кризис всегда бьет по более слабым игрокам рынка. Однако от участия в ярмарке отказались и весьма успешные и раскрученные структуры, например «Дрофа», «Просвещение», «Высшая школа», «Росмэн», «Центрполиграф», «Молодая гвардия», «Олма Медиа Групп», «София», «Альпина Бизнес Букс», «Вершина», «КноРус», «Махаон», «АСТ-Пресс», «Ось-89». В свою очередь, представленные на выставке книжные гиганты «Эксмо» и «АСТ» на этот раз значительно сократили площади экспозиций.
Некоторые специалисты по книжному рынку все же считают, что ситуация на весенней ярмарке не отражает всей ситуации в отрасли. Они обращают внимание на то, что для крупных московских и петербургских издательств ярмарка «Книги России» не очень интересна – серьезные контракты (ведь выставка проводится для этого, а не только для продажи книг) на ней, как правило, не заключают, а в раскрутке книжные гиганты уже не нуждаются, Поэтому им проще сосредоточить усилия на более масштабной Московской Международной книжной ярмарке. К тому же пока книгоиздателей пугает неопределенность кризиса. Однако к осени ситуация прояснится, и тогда издательства, «подсчитав потери и сдвинув ряды», вновь пойдут в наступление для занятия новых высот.
Впрочем, эти аргументы не особенно убеждают: ведь преимущества осенней ярмарки перед весенней существовали и раньше, но на «Книги России» все равно приезжало значительно больше участников, чем сейчас. А кроме того, к осени ситуация, конечно, прояснится, но если кризис будет углубляться, он наверняка потопит часть издательств и приведет к новому удорожанию книг. Вдобавок уже сейчас ходят слухи, что арендная плата за помещения на осенней книжной ярмарке тоже должна серьезно вырасти, так что в сентябре мы рискуем увидеть примерно ту же унылую картину, что и в марте.
Однако до осени надо еще дожить, а пока стоит присмотреться к тому, какие издательства и какую литературу предлагали на ярмарке? Кому пришлось серьезно урезать свое присутствие по сравнению с прошлым годом, а кто все равно чувствовал себя в своей тарелке? Конечно, это пока что не отражает спрос на книги разных жанров, но, по крайней мере, показывает, как чувствуют себя издательства и какие проекты они считают перспективными в условиях кризиса. Кроме того, их деятельность все равно должна быть связана со спросом.
Первый же взгляд на экспозицию не позволяет остаться сомнениям, что кризис не обошел стороной практически никого. Ужаться пришлось практически всем.
Среди книг, представленных на ярмарке, было заметно меньше произведений гламурного стиля (про Куршавель, Рублевку и поиск мужа-миллионера за 48 часов), что вполне сочетается с прогнозами ряда экспертов о кризисе этого жанра. Как ни странно, как-то менее заметны стали популярные психологические издания – впрочем, многие утверждают, что кризисная встряска заставила многих забыть о реальных или надуманных психологических проблемах. Неожиданно отошли в тень и издания, ориентированные на офисных работников – о карьерном росте, выстраивании корпоративного духа и т.п. Не так уж много было пока и литературы о кризисе. А вот гораздо меньшее присутствие на ярмарке дорогих подарочных изданий вполне объяснимо.
Зато никуда не исчезли детективы и легкое развлекательное чтиво. Кажется, кризис почти не затронул издателей эзотерической литературы – возможно, это наглядно показывает, что заменит психологическую литературу пострадавшим от кризиса.
Из идеологических изданий по-прежнему уверенно чувствуют себя книги с национал-патриотическим уклоном. Из представленных на выставке партий на этот раз была заметна только неизменная ЛДПР.
Интересно, также, что исламская литература (не исламоведческая, а именно исламская) была представлена на весенней выставке 2009 года гораздо скромнее, чем на осенней 2008-го.
Радует, что значительную часть книг составляли серьезные публицистические и научные издания. Причем, судя по всему, на них был велик и спрос: уже утром в субботу, когда пик активных продаж на выставке обычно только начинается, на стендах оставались последние экземпляры таких книг. Доля серьезной литературы действительно была выше обычной уже на осенней книжной ярмарке. Пожалуй, это вполне сочетается с прогнозом экспертов Института глобализации и социальных движений, что кризис изменит баланс на книжном рынке в сторону более серьезной литературы.
Впрочем, дело в данном случае, кажется, не в том, что читателей такой литературы становится больше. Тем более что кризисные 1990-е как привели как раз к обратному результату: серьезная литература почти погибла. Просто на такие книги ориентирована устойчивая группа людей, которые не перестанут читать их в любом случае – на них почти не влияет смена моды и настроений в обществе. Что касается экономической конъюнктуры, то вспомним, что значительную часть посетителей книжных ярмарок составляли люди далеко не богатые. Год назад журналисты ряда крупных изданий с высокомерно писали о «людях в старых очках, в потертых плащах и с тележками», которые обычно так заметны на таких ярмарках. Между тем эти люди действительно готовы пожертвовать частью материальных благ, чтобы купить нужную им книгу – хотя и их упорство по противостоянию кризису небезгранично. К тому же у таких читателей гораздо меньше требований к оформлению книги – гораздо важнее ее содержание, так что издателям есть на чем в крайнем случае сэкономить. Правда, чем серьезнее издание, тем хуже оно окупается, и, сохранив читателя, издательствам придется сохранить еще и себя.
Кстати, не так много было представлено на выставке и новых наименований: судя по всему, издательства просто бояться рисковать, и в ближайшее время будут ориентированы либо на реализацию уже подготовленных тиражей (а в некоторых сегментах рынка, например, среди детской и образовательной литературы, ряд экспертов отмечает кризис перепроизводства), либо на издание уже известных авторов, что вновь создаст проблемы для творцов начинающих.
Между тем, по данным Росстата, оглашенным на проходивших в рамках ярмарки круглых столах для специалистов, в январе этого года производство книг и брошюр в России упало на 42 % по сравнению с январем прошлого и на 20,7 % по сравнению с декабрем 2008 года. Книготорговые сети отмечают, что им приходится закрывать свои магазины в регионах, а значительная часть книжной продукции остается нереализованной. Популярная сеть книжных магазинов «Букбери» и вовсе объявила о банкротстве. По наиболее пессимистичным оценкам, в стране из-за кризиса может закрыться до половины книжных магазинов. Издатели жалуются на дороговизну услуг типографий в России, чьи запросы и в докризисные времена подчас превышали требования их коллег из Восточной Европы.
Кризис действительно не обошел стороной и книжный рынок за рубежом – так, специалисты отмечают, что уже прошедшие в этом году международные книжные ярмарки оказались заметно беднее прошлогодних. Впрочем, за границей можно найти и примеры поддержки книжной отрасли. Причем для этого не надо отправляться в дальнее зарубежье. Наша соседка Украина уже успела снизить налог на прибыль и НДС для отрасли до нуля. Российские издатели просят их снижения хотя бы до 8 %.
Однако власть пока безмолвствует, и, судя по всему, издателям и распространителям книг вновь придется уподобиться барону Мюнхгаузену и вытаскивать себя из кризисного болота самим. Досадно и другое: за все «тучные годы» стабильности, когда что только не поддерживалось и не пропагандировалось на государственные деньги, в стране так и не выросла достойная смена тем самым «людям в старых очках и потертых плащах» – последним представителям советской интеллигенции, читателям прежнего поколения, ориентированным на серьезные книги. А без Читателя с большой буквы могут быть типографии, издательства, книготорговые сети, но вот Книги со столь же большой буквы быть не может. И это обидно.
Михаил Нейжмаков