rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
71

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

145

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

231

Европа: радикальные левые против своего империализма

424

XX век прошёл

Главная Рубрики Дебаты 2009 Февраль Бремя белого человека

Бремя белого человека

Рабкор.ру публикует ответ Михаила Нейжмакова на статью Елены Шварц «Закат европеоида».

Статья Елены Шварц «Закат европеоида или Подведение итогов "эры белого человека"» – одна из многих на эту модную ныне апокалиптическую тему. Однако если какое-то мнение очень распространено, это еще не значит, что оно не является спорным. Появление данной статьи – хороший повод поговорить об этом.

Начнем с деталей, но именно в них, если верить пословице, скрывается лукавый. Уже в названии статьи говорится о закате «европеоида». Судя по всему, Елена понимает под этим термином только представителей «титульных» наций Европы (возможно, даже исключительно западной ее части). Между тем в «большую» европеоидную расу традиционно включают также арабов, персов, курдов, пуштунов, таджиков, осетин, индусов и т.д., не говоря уже о русских. Значительная часть населения Латинской Америки – также европеоиды, и подавляющая часть – потомки европейских мигрантов, правда, с примесью крови местного индейского (монголоидного) и пришлого африканского (негроидного) населения. Но даже без латиноамериканцев численность европеоидов оказывается очень большой, а их доля в населении Земли – значительно больше, чем в данных, приведенных Еленой. На ум приходят заявления некоторых моих знакомых, что «кавказцы портят нашу расу», – им приходится напоминать, что белая, европеоидная раса в научных трудах конца XIX – начала XX века как раз и называлась «кавказской».

От Елены Шварц досталось и бедному Фридриху Ницше: «Свободолюбивые европейцы… в "прогрессивном" XX веке, начитавшись певца индивидуализма и свободы Ницше, построили страшный тоталитарный режим в самом центре Европы». Собственно, Елена нанесла этому философу не первый удар, объявив его предтечей фашизма, но пощечина эта вряд ли заслуженна. Ницше не был немецким националистом – он говорил, что негоже «метать бисер перед немцами», и неоднократно подчеркивал свои польские корни. Он не был расистом и не был сторонником усиления государства до уровня тоталитарной системы. «Сверхчеловек» у Ницше – это подчеркнуто штучный экземпляр, ставший им благодаря личным качествам, а не целая раса «сверхлюдей», являющихся таковыми благодаря происхождению по крови. Да, Гитлер был знаком с работами Ницше, но тогда практически не остается мыслителей, которых нельзя было бы обвинить в том, что они стали предтечей фашизма. Обвинить в этом можно даже Будду Гаутаму – ведь нацистские делегации ездили в Тибет к тем, кто считает себя его последователями.

Елена сетует, что «в Европе процвела омерзительная порноиндустрия». Но почему она вспоминает только о Европе? Может быть, потому, что как раз резкое осуждение порноиндустрии – черта культур, развивавшихся под сильным влиянием авраамических религий, в том числе – постхристианской Европы. Между тем изображение подробностей половых актов без особой цензуры, скажем, в Индии, исторически осуждением не пользовалось. А каких размеров и порноидустрия, и распространение проституции (в том числе детской) достигли во многих странах Азии и Латинской Америки, и напоминать не стоит. Эти страны явно дадут Европе сто очков вперед. Сравнивать «порочную» родину с высоконравственными далекими землями – как раз европейская черта, проявлявшаяся еще в античности. Но если посмотреть на вещи спокойно, Европа явно не выглядит единственным бастионом порока, этакой «вавилонской блудницей».

Впрочем, это лишь детали. Насколько можно понять из статьи, Елена говорит о закате не «европеоида», а «европейца». Точнее, европейской культуры в самом широком смысле – демократии, этики, европейской науки, европейского искусства и т.д.. Причем закат этот, по мнению Елены Шварц, произойдет именно в результате вымирания европейцев – как единственных носителей данной культуры, данных ценностей, данных достижений: «Европейская культура с ее индивидуализмом и отработанной процедурной демократией, с ее свободой и правами человека, – пусть столь часто дурно реализуемыми – наконец, с ее дерзким "вольнодумством" в течение следующего столетия запросто может исчезнуть».

Что ж, обсудим эту идею. Ее можно разделить на несколько составляющих. Во-первых, что «видовые признаки» культуры связаны с определенной расой или народом. Получается, что пока существуют биологические потомки создателей культуры – культура гарантированно сохраняется, если нет – умирает. Между тем история свидетельствует об обратном. Подавляющая часть населения итальянской области Тоскана – потомки этрусков, заселявших эту область в древности. У них тот же антропологический тип, тот же баланс групп крови, многие гробницы, созданные еще древними этрусскими аристократами, использовались для захоронения тел их потомков даже в Новое время. Однако уже к 1 веку до нашей эры практически они забыли родной язык, народные традиции и многие достижения своей культуры. Сегодня мы знаем об этрусках только из археологических исследований и обрывочных сведений древних авторов, но никак не из данных, сохраненных их потомками.

Другой пример – современная Греция. Сегодня ее жители гордятся своей славной историей и гордо называют себя «эллинами». Но мало кто помнит, что в XIX веке обретшая независимость Греция была вовсе не такой. Ее жители называли себя «ромеями» (то есть римлянами, как и подданные Византийской империи), а эллинами именовали отрицательных персонажей собственных сказок – злых и тупых великанов, живущих в скалах. Эллинская культура была восстановлена силами британских и французских романтиков, некогда сражавшихся за независимость Греции. Лишь позже к ним присоединились энтузиасты из числа греков.

Этот пример демонстрирует и другое: носители культуры как раз необязательно являются генетическими потомками ее предыдущих носителей. Еще яснее это видно на примере религии (а ведь это тоже целый культурный комплекс). Христианство, зародившееся в Иудее, и буддизм, появившийся в Индии, не нашли своих последователей на родине, но принесли очень многие элементы «родительских» культур туда, где они распространились.

То, что этническое происхождение является для культуры второстепенным, показывает пример Индии и Пакистана: в обеих странах доминируют представители одного и того же народа, в социальной иерархии Пакистана даже сохранились искаженные пережитки кастовой системы. Но насколько различны эти государства по культуре, политической системе и образу жизни населения!

Во-вторых, из статьи Елены можно понять, что свободомыслие, демократия и целый ряд других атрибутов европейской культуры являются исключительно европейскими. Между тем это спорное утверждение.

Демократия? Но задолго до того, как появились полисные республики античной Греции, еще во II – начале I тысячелетия до нашей эры, существовали «конституционные монархии» (где власть царя была ограничена городским Советом) и олигархические республики в городах Финикии (современный Ливан) и колониях в Северной Африке, Сицилии и Испании. В некоторых из них даже действовали народные собрания, хотя они и не играли большой роли. Подобные режимы в финикийских городах и колониях продолжили существовать и много веков спустя, в том числе в эпоху эллинизма (в 4-1 веках до нашей эры), когда демократические элементы в самих эллинских государствах оказались уже серьезно ограниченными.

Примерно то же можно сказать и о городе Ашшур (откуда вышло знаменитое Ассирийское царство) в 20-16 веках до нашей эры. Власть наследственного правителя города (титул которого в строительных надписях звучит как «ишшиакум», а на найденных печатях – как «ваклум») ограничивались жреческими обязанностями и председательством на заседаниях городского Совета, без санкции которого он не мог предпринимать сколько-нибудь серьезных шагов.

Конечно, все это были олигархические республики, где властью обладала знать, либо более обеспеченные слои. Однако и в Древней Греции афинская демократия, где к управлению государством оказались причастны все граждане мужского пола, независимо от имущественного положения, – это скорее исключение из правил.

Отметим также, что достижения классической античности в области политической демократии были уничтожены еще в поздней античности – и без всяких варваров. Уже поздняя Римская империя (эпохи домината) превратилась в жесткий режим с богоподобным императором, окруженным пышным двором (включая такой классический элемент восточного антуража, как евнухи на дворцовых должностях), огромной бюрократической системой и характеризовалась кризисом городов, прикреплением к земле крестьян и т.п.

Что касается демократии современной, представительной, то и она укоренилась в Европе не так уж давно. Лишь несколько веков назад – в Британии и Голландии, около 200 лет назад – во Франции (а установилась окончательно еще позже). В XX веке десятки лет держались у власти тоталитарные режимы в Испании, Португалии и Италии, длительное время находилась у власти диктатура в Греции. Не говоря уже о Центральной Европе, где режимы разной степени авторитарности сменились фашистскими диктатурами и затем – авторитарными социалистическими режимами.

А если говорить о всеобщем избирательном праве для всех взрослых граждан, без ограничений по имущественному, половому или расовому признаку (как в случае с сегрегацией в США), то оно по историческим меркам и вовсе находится в «грудничковом» возрасте – ему всего несколько десятков лет. Вспомним, что в прогрессивной Франции даже в 1970-х годах внесение в законодательство положений о «равенстве мужчины и женщины» вызывало яростный протест в обществе. А по предоставлению всеобщего избирательного права многие европейские державы опередили «не совсем европейская» советская Россия и «почти не европейская» кемалистская Турция.

Культура и наука? Но средневековая Европа училась всему этому у арабского и персидского Востока. Кстати, училась и тем античным знаниям и достижениям, которые европейцы потеряли, а арабы и персы сохранили – это к вопросу о том, могут ли те же арабы стать носителями «европейских» достижений вместо европейцев.

Более того, вспомним, почему именно Эллада первой оказалась у истоков европейской культуры, а, например, не древняя Италия? Не потому ли, что оказалась географически ближе к высокоразвитым цивилизациям Ближнего Востока и Египта? Недаром даже во времена классической античности легенды рассказывали о путешествиях великих философов Греции к мудрецам Египта, Вавилона или даже Индии, у которых они черпали знания.

По достижениям в области технических, естественных и точных наук арабы, персы и Китай все Средневековье опережали Европу. Скажете, отставание науки и техники в странах Востока от Европы уже непреодолимо? Однако взгляните на Японию: это уж точно не «европеоиды», но давно опередили европейцев в области самых передовых технологий. Обратите внимание и на то, что сегодня на первые позиции на школьных международных олимпиадам по естественным наукам выходят подростки из Китая, Сингапура и даже Ирана.

В-третьих, Елена Шварц очень сомневается, что европейские достижения «может вместить» кто-то, кроме европейцев. Данный тезис во многом уже был опровергнут в этой статье. Не только воспринять, но творчески развить достижения одной культуры возможно представителям другой – как это произошло с европейцами, воспринявшими достижения Востока накануне Античности и в средние века, и как это случилось со странами Востока, сохранившими античные достижения и сегодня активно осваивающими научно-технические достижения, а где-то уже и опережающими Европу.

К тому же вестернизация самых разных регионов мира – давний процесс. В большей степени ей, конечно, подвергается элита. Но не только. В рамках этой тенденции, скажем, происходит секуляризация снизу, которая затронула даже теократический Иран. Постепенно расширяются права, возможности и притязания прежде дискриминируемых групп. Так, в том же Иране в ходе прошедших два года назад муниципальных выборов женщины стали депутатами во многих крупных городах, а в некоторых даже составили более трети некоторых городских советов.

Происходит и религиозная экспансия западного мира в страны Востока – в основном силами протестантских церквей. Так, в Южной Корее уже более трети населения принадлежит к различным протестантским общинам.

Данные тенденции касаются и мигрантов, проживающих в Европе. Прежде всего, это касается секуляризации. Так, во Франции лишь 5 % мусульман посещают мечети регулярно, не более трети молятся хотя бы раз в день. Вспомним также, что во время волнений французских мигрантов ими практически не выдвигались исламские лозунги.

Хотелось бы коснуться и «цветного населения в США», доля которого к 2050 может приблизиться к 50 %. Эти прогнозы известны, но значительную часть этих «цветных» составят афроамериканцы – а они уже многие поколения проживают в США, исповедуют христианство (как и белое население), а многие представители этой группы встроены в американскую элиту. Действительно, вряд ли можно назвать Барака Обаму, Колина Пауэла или Кондолизу Райс представителями незападной культуры.

Другая, и даже более быстрорастущая часть «цветного» американского населения – это «латиносы», в основном мигранты из Мексики. Однако по вере и антропологическому типу (что также снижает взаимное неприятие местного населения и приезжих) они близки «белому» населению. Вспомним также, что в первой половине XX века проблемой для США стала новая волна мигрантов, которые, в отличие от протестанских мигрантов из Англии, Нидерландов и протестанской части Германии, представляли католические страны (например, Ирландию и Италию). Они составили костяк малоимущего населения страны и вполне могли стать детонатором для социальной напряженности, но США все же «переварили» эту волну.

Напоследок хотелось бы коснуться еще одной проблемы. В своей статье Елена Шварц сетует, что среди народов Востока в области свободомыслия «отчасти исключением является Индия, но, увы, упрощение ее культуры в последние десятилетия сильно настораживает». Но не настораживает ли нас и упрощение западной культуры в последние пару десятилетий, снижение уровня образования на Западе? Стоит напомнить еще раз: упадок цивилизаций очень часто был связан вовсе не с вторжением диких завоевателей, уничтоживших носителей культуры. Цивилизация даже чаще может прийти в упадок в рамках внутреннего кризиса – как-то произошло с античной культурой. Так что не стоит ли поставить вопрос и по-другому: не только кто сможет нести «бремя белого человека», но и сможет ли он сам нести это бремя? И не будут ли через много десятилетий публицисты из Ирана или Китая рассуждать о том, что вряд ли «этим европейцам» дано освоить новейшие достижения науки и культуры?

Европейцы все-таки – противоречивые люди. С одной стороны, именно они первыми сделали слово «европоцентризм» почти ругательным, а европейские интеллектуалы стали высмеивать его в своих книгах. С другой – многие из них до сих пор сохранили представление о «бремени белого человека» времен Киплинга, несущего «варварам» свет цивилизации. Однако здесь с ними стоит не согласиться. Может быть, «бремя европейца» европеец и нес один, но «бремя цивилизации» он никогда не нес в одиночку, а иногда и вовсе отдыхал от этой тяжести. И если европеец в очередной раз свалится от усталости, наверняка снова найдутся народы с разных концов планеты, которые не дадут упасть этой драгоценной ноше в грязь и, снова творчески развив, на своих плечах понесут ее дальше. Возможно, чтобы снова поделиться с европейцем – этим часто чванливым, иногда эгоистичным, но неплохим, в сущности, парнем.

Михаил Нейжмаков

Фев 2, 2009Рабкор.ру
2-2-2009 ДебатыЕвропа, история, миграция26
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Европейская культура уничтожает сама себяЧто будет с культурой и человечеством?
  См. также  
 
«Евролевые» собрались в Будапеште
 
Неполиткорректный текст про миграцию
 
Михаил Лифшиц и проблема термидора
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру