Документалисты из стран Европы проехали через всю Россию, снимая кино
Кинопоезд, придуманный в начале 1930-х годов советским режиссером Александром Медведкиным, был одним из интереснейших явлений мирового кино. Молодой режиссер, бывший офицер Первой конной армии Буденного, по сути создал первую автономную фильмопроизводящую единицу, первую киностудию на колесах, где полный цикл производства происходил в четырех специально оборудованных железнодорожных вагонах.
Тогда, в условиях отсутствия масс-медиа, кинематограф выполнял львиную долю функций, которые позже взяло на себя телевидение: оперативное информирование о событиях, которые происходили в огромной стране, пытавшейся перестроиться на индустриальные рельсы, агитация и пропаганда социализма, просвещение рабочих и крестьян в отдаленных регионах молодого Советского Союза.
«Сегодня снимаем – завтра показываем», – таков был девиз медведкинского кинопоезда.Фильмы, снимаемые командой Медведкина, не всегда предназначались для массовой аудитории (поэтому многие из них не сохранились до наших дней) – гуманитарная функция кинопоезда заключалась не просто в том, чтобы привезти и показать диковинные «движущиеся картинки», но снять и показать людям самих себя, их быт и окружение со стороны. По воспоминаниям самого Медведкина, воспитательный эффект был потрясающим. Только спустя десятилетия становится ясно, насколько прогрессивным было тогда это явление.
В условиях торжествующей цифровой революции, удешевления видеооборудования и упрощения фильмопроизводства появилось «мобильное кино». С другой стороны, следствием технологического переворота в области медиа-носителей стал если не ярко выраженный кризис, то некая девальвация кинофестивалей, которые из редких, но ярких событий в календаре культурной жизни превращаются в непрекращающиеся светские будни, и подчас один кинофорум мало отличается от другого как концептуально, так и программой фильмов.
Исходя из этих двух тенденций и создавалась первая международная кинолаборатория на колесах, которую создатели проекта, отдавая дань Медведкину, назвали «Кинопоездом».
Молодые кинематографисты из объединения MOVIEMENT совместно со студией дебютных проектов «Мирумир» и европейской молодежной киносетью NISI MASA искали не просто новые формы и темы кино, но и новые способы международной копродукции, сотрудничества кинематографистов из разных стран, новые черты фестивального движения. Наконец, был опробован доселе не практиковавшийся в России метод практикума для молодых специалистов кино – за короткий срок надо было снять и смонтировать фильмы.
Мастер-класс проходил в поезде, следовавшем от Москвы до Владивостока через всю – именно в пути и в городах на Транссибе надо было снимать кино, монтировать на переносных монтажных станциях в поезде и на остановках. На все производство отводилось две недели.
Если опыт поезда «Союзкинохроники» был оставлен без должного внимания современниками, историками кино и прессой, а последователи Медведкина появлялись лишь в Европе (в России – лишь после распада СССР), то сегодня не только медиа-сфера – мир вообще радикально изменился, стал более открытым, но в то же время не изжил многие стереотипы и предрассудки прошлого, не преодолел ангажированности и предвзятости. А потому возможность приехать и увидеть Россию своими глазами, снять мобильное, актуальное кино, «кино прямого действия», вызывала большой интерес у кинематографической молодежи разных стран. Организаторы отобрали организаторами 18 участников из более чем 130 заявок из разных стран Европы, затем участники были распределены по шести автономным киносъемочным группам.
Польша, Великобритания, Греция, Португалия, Нидерланды, Германия, Франция, Венгрия, Румыния, Болгария, Россия – представители этих стран, вооруженные видеокамерами за две недели преодолели 9288 км Транссиба. Кроме Москвы, съемки Кинопоезда проходили в Екатеринбурге, Слюдянке (Байкал), Улан-Удэ, Благовещенске. Премьера документального фильма, состоящего из шести короткометражных новелл, состоялась во Владивостоке на международном кинофестивале «Меридианы Тихого» уже через три дня после прибытия Кинопоезда.
В поисках границы Европы – такой подзаголовок и вместе тем ключевую тему киноэкспедиции заявили организаторы, имея в виду, разумеется, не только границы политические (таковых, как известно, нет, если едешь по Транссибу), но духовные, ментальные, цивилизационные. Предполагалось, что шесть короткометражек будут авторскими интерпретациями того, где заканчивается Европа. Участники Кинопоезда пошли дальше: так, режиссер Ирис Олссон исследует грань между сном и реальностью – в короткометражке «Между снами» среди спящих попутчиков, свисающих рук и ног, пассажиры ночного экспресса вспоминают, часто ли в их жизни ночные кошмары становились явью.
Для Андрея Танасе и Фло Креббса граница Европы – место, где заканчивается глобализация, где всемирно известные пищевые бренды, такие как «Макдоналдс», вынуждены отступить перед местными малоизвестными компаниям. Европа в новелле «МакРоссия» – это тотальное потребление, глобальный капитализм, но, доезжая до ее границы, упираешься всего лишь в капитализм локальный, то же потребление, но с местным колоритом.
Режиссер из Португалии Моника Баптиста, напротив, подошла к теме границы буквально, найдя среди своих попутчиков в вагоне ярых антагонистов – демобилизовавшегося пограничника, служившего на границе с Чечней, и пожилого чеченца, утверждающего, что границ в современном мире нет, они не нужны. Герои едут в одном вагоне, в соседних купе, молча курят в одном тамбуре, но обсуждать «национальный вопрос» решаются только с иностранным режиссером.
Пафос этого роуд-муви, снятого за несколько дней в поезде, отсылает нас к фильму П. Костомарова «Мирная жизнь» – в очередной раз тандем иностранных и российских документалистов констатирует, насколько болезненным и актуальным для российского общества остается «чеченский фактор».
Российская лепта в этой плеяде роуд-муви – короткометражка «Код Ленина» режиссера Никиты Сутырина, который старался не искать границы, а, напротив, подчеркивать безграничное евразийское единство. При этом, по его словам, режиссер замахивался не только на Россию, но и на постсоветское пространство. Критерием исторической, духовной или идейной общности он предлагает памятник Ленину как неотъемлемый атрибут для любого даже самого маленького города в России или бывшем Союзе. Спрашивая у пассажиров-попутчиков о том, кто такой Ленин, а по сути копаясь в советских пропагандистских штампах, мифологемах и идеологемах, режиссер параллельно пытается доказывать сюрреалистическую гипотезу о том, что все монументы вождю объединены в единую схему, образуют некий код, уникальное послание.
Премьера фильмов состоялось во Владивостоке, после этого результат киноэкспедиции увидели москвичи. Полное отсутствие проката документального кино кое-как компенсируется периодическими показами в небольших киноклубах, камерных театрах и арт-кафе – так некоммерческое, короткометражное и студенческое кино все-таки доходит до зрителя. После премьеры в московском Доме кино Кинопоезд уже завил о себе в программах некоторых российских фестивалях.
Что же до явления международного Кинопоезда европейцам, то организаторы проекта сейчас договариваются о европейской премьере фильмов на одном из крупных фестивалей Старого света. Кстати, именно в том направлении в 2009 году отправится следующий Кинопоезд – за новым молодым «мобильным кино», «кино прямого действия».
Александр Матросов