Прошедший «Марш несогласных» в буквальном смысле прошел мимо протестной волны, накатившей на Приморье и ряд других регионов в конце ноября и только набирающей силу.
В рамках якобы антикризисных мер тихо, без лишнего шума, было решено поднять пошлины на иномарки старше трех лет, а в 2010 году вообще запретить ввоз праворуких автомобилей. Особенно сильно повышение коснулось машин старше пяти лет. Не оглашалось это решение потому, что даже людям, которые совершенно не разбираются в экономических процессах, а в качестве антикризисной меры закупают доллары и макароны, было бы очевидно, что это всего лишь способ выкачать из населения побольше средств до того, как всё обрушится. Слышались, конечно, робкие замечания насчет помощи отечественному автопрому, но об этом говорить громко еще стыднее – даже поговорка о припарках мертвому недостаточно отражает состояние отечественной автомобильной промышленности. А из-за непомерно высоких цен на его продукцию выбор потребителя – того самого «среднего класса», который власти клянутся спасать – все равно падет на подержанные иномарки (пусть еще дороже).
Конечно, власти ожидали реакции народа – в виде тихого возмущения, а затем смирения.Тем более что запуганным гражданам есть о чем беспокоиться. Не учли только одного: такой регион, как Приморье из-за повышения пошлин и последующего запрета праворульных автомобилей просто-напросто лишается средств к существованию. Поскольку разработка ресурсов практически полностью находится в руках администрации и лояльного ей крупного бизнеса (то есть бандитов, самых настоящих, родом из 90-х), а количество рабочих мест ограничено, значительная часть жителей того же Владивостока живет именно перегонкой японских машин и их дальнейшим обслуживанием. А в других регионах люди, для которых три-четыре тысячи долларов не лишние, будут вынуждены их платить, чтобы ездить на безопасных надежных автомобилях. И в результате в этот раз получилось по-другому.
Протесты начались 23 ноября 2008 года и охватили около десяти городов. Причем лозунги тех, кто ехал в колоннах, перекрывал улицы и выходил с транспарантами, довольно быстро стали политическими: «Вчера отняли выборы, сегодня право выбора. Что завтра???!!!», «Автопром не “нацпроект”! Денег не давать!», «”Поднятие пошлин – удар по среднему классу!”».
По сообщениям участников протестов, официальным СМИ было дано указание акцию не освещать – видимо, в надежде, что, выплеснув злость, автомобилисты успокоятся. Вместо этого начались разговоры о перекрытии Транссибирской магистрали и отделении Дальневосточной республики – раз уж центр демонстрирует такое циничное отношение к региону.
Разговорами, однако, дело не кончилось.
13 декабря 2008 года в Новосибирске тысяча автомобилей перекрыла центральную площадь. Одновременно во Владивостоке на улицы выехала колонна в 5 тысяч машин, растянувшаяся на много километров. Участники протестов потребовали объяснений от мэра и дали ему неделю на решение вопроса с пошлинами. Не удовлетворившись разговором, они направились к аэропорту и продержали его блокаду до позднего вечера. Туда же были стянуты милиция и ОМОН, но никаких действий они не предприняли. (Разумеется, и милиция и ОМОНовцы в Приморье тоже ездят на праворульных машинах, и приказ к жесткому подавлению протестующих мог быть ими воспринят неоднозначно.) Акции поддержки прошли в Белгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Улан-Удэ, Калининграде и еще нескольких регионах.
Характерно полное молчание СМИ, которое было нарушено только к вечеру – и то одним радиоканалом, одним телевизионным и рядом информационных агентств в ннтернете. Пройди информация раньше, акции были бы еще более массовыми – но «российской Греции» власть, само собой, не хочет. Тем более что именно ее, власти, нерациональные действия столкнули снежный ком, остановить который теперь будет проблематично.
Иллюстрирует это акция в Москве, в которой участвовало примерно 150 человек (милиции было не меньше). Для участия в протесте приехали люди из регионов, была налажена прямая связь с автоколонной во Владивостоке. Многие участники сокрушались по поводу нехватки информации и координации: некоторые узнали об акции случайно, некоторые просто присоединились, заметив с шоссе Энтузиастов проходящий пикет и антипошлинные транспаранты.
После примерно часовой акции – раздачи желтых ленточек – было решено двигаться колонной по Садовому кольцу. Часть протестующих, уехавших раньше, смогла это сделать, но далеко не все. Доблестная дорожно-постовая служба показала, зачем они в таком количестве «поддерживали порядок». Выезды были мгновенно перегорожены эвакуаторами и спецмашинами, автомобили участников просто увозили без объяснения причин или под незначительными предлогами. Машины организаторов и их водительские документы были изъяты первыми. Мятеж был, так сказать, подавлен.
Но механизм опять не сработал. Уже намечена следующая акция, причем под лозунгом «Власти, запретите себе что-нибудь!».
А теперь об участниках и реакции. В пикете не участвовала ни одна политическая организация, были замечены лишь флаги Федерации автомобилистов России. Логично спросить, а почему? Вроде бы идет волна протестов, причем тема самая что ни на есть социальная, люди самоорганизуются – причем именно на основании защиты интересов, без имущественного ценза. А «левые» молчат, причем мало того что молчат, так еще и не понимают этих протестов. Легко понять почему. Ответ заключается в вопросах, которые нам задавали, когда мы собирались на акцию: «А зачем? Это же мелкобуржуазные собственники!». Так, мол, им и надо. А если люди будут нищенствовать – тем лучше для левых, перестанут они доверять власти и сразу пойдут строить социализм. А сейчас это люди с деньгами: ишь, иномарки покупают и еще жалуются! Рабочий класс надо спасать и другой революционный авангард.
И это несмотря на то, что в Приморье и тем более в других регионах люди на праворульных и других подержанных иномарках не «капусту рубят», а выживают. Это, несмотря на то, что как раз те самые рабочие (которые, к слову, изрядно изменились со времен написания «Капитала» и уже давно не авангард), и стремятся приобрести надежную и относительно недорогую подержанную иномарку. Надо понимать, что несмотря на одинаковую стоимость новых российских «жигулей» и подержанной «японки», японская машина дешевле, она не ломается каждый месяц, к тому же намного безопаснее (протестующие выступали, в том числе, под лозунгами: «Мы не настолько богаты, чтобы ездить на ВАЗе»).
Именно их такой возможности лишают. Грабят. Люди уже перестали доверять власти – вышли на улицы и выдвигают четкие требования. А те, кто якобы стремится защищать интересы народа, опять останутся в стороне – ждать формирования классового сознания. Смотреть, как маршируют мимо те, кто решил бороться с произволом власти своими методами.
КС
Фотографии из «Живого журнала» matroskin-cat (http://matroskin-cat.livejournal.com/80893.html)