Уничтожение дома Привалова началось ранним утром 16 января. Возле здания на Садовнической улице, 9 — толчея. Здесь собрались градозащитники, журналисты, депутаты Мосгордумы Государственной думы, представители оппозиционных партий и жители окрестных домов. Вход во внутренний двор огорожен забором. За забором — пыль от сносимого второго строения. Возле забора — ОМОН и кордон полиции. Полицейские переговариваются между собой и периодически хихикают. «Москву отнимают у москвичей пришельцы, которым безразлична судьба города», — намекая на иноземность представителей городской власти, говорит перед камерами лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин.
Два депутата партии пытаются прорваться к забору, полицейские берутся за руки и образуют «стену». При этом — то ли от стеснения перед объективами видеокамер, то ли от непонимания из-за чего весь сыр-бор — полицейское хихиканье только усиливается.
«Полиция сейчас улыбается, а завтра разбегается. В 1990-е я видел, как быстро они бегают», — развернувшись к камерам, комментирует неудавшуюся попытку прорыва один из депутатов.
На соседнем здании повис промышленный альпинист, он спешно заматывает кондиционеры изолентой, чтобы уберечь их от пыли. Все это происходит под отдаленный звук работающего экскаватора.
Так в Москве завершился Год Культуры и начался новый 2015 год. Год официально объявленный Годом литературы.
Комплекс зданий на Садовнической был построен в начале XX века по проекту известного архитектора московского модерна Эрнеста-Рихарда Нирнзее для предпринимателей Приваловых и служителей соседнего храма св. Георгия в Ендове. С 1914 по 1916 годы на первом этаже в третьем строении находилась редакция еженедельного журнала «Млечный путь», связанного с именами Сергея Есенина, Всеволода Мережковского, Игоря Северянина.
Как рассказали градозащитники, 16 января вечером они отправились на Петровку 38, где провели переговоры с первым заместителем начальника дежурной части ГУ МВД России по Москве, после чего он принял решение остановить работы. Однако снос возобновился 17 января. «Когда мы снова обратились к московской полиции, мы общались уже с другим сотрудником, — рассказал координатор коалиции «В защиту Москвы», участник движения «Архнадзор» Андрей Новичков. — На этот раз они сказали, что не будут препятствовать сносу, таково распоряжение “сверху”». С какого именно «верху» поступило указание осталось непроясненным.
На следующей неделе градозащитники намерены обратиться в суд, чтобы привлечь компанию-застройщик «Великан-XXI век» к ответственности за снос выявленного объекта культурного наследия, который по закону охраняется государством.
Меду тем, именно вокруг статуса дома возникли манипуляции.
Дом Привалова не внесен в реестр объектов культурного наследия федерального значения, однако с декабря прошлого года является выявленным объектом культурного наследия. 15 декабря в Министерство культуры был отправлен акт государственной историко-культурной экспертизы, составленный архитектором-реставратором высшей категории Татьяной Каменевой, в котором говорилось о ценности комплекса зданий и необходимости включить его в реестр федеральных памятников.
«По закону, зданию автоматически приписывается статус объекта культурного наследия с момента подачи акта экспертизы, и в течение всего времени пока Министерство культуры проверяет заявку, объект находится под государственной охраной, — прокомментировал ситуацию координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
В ответ Министерство культуры отправило сообщение, что не может выдать заключение об отнесении или не отнесении «Ансамбля доходных домов Привалова» в реестр, в связи с тем, что акт оформлен неправильно и в выводах не хватает обоснований, что объект является федеральным памятником. «Но это разъяснение к оформлению документации нельзя считать отказом. Это лишь рекомендации к доработке документа, — продолжает Рустам Рахматуллин. — Документ был доработан, и на момент сноса 15 января уже находился в Минкульте».
То же подтвердили и в пресс-службе ведомства, отметив, что это разъяснение нельзя трактовать как отказ признать здания архитектурными памятниками.
Однако именно эта ситуация стала основанием для новых трактовок со стороны застройщика. На брифинге для журналистов генеральный директор компании «Великан-XXI век» Валерий Забелин, сославшись на ответ Министерства культуры РФ, заявил, что оснований признать здание, имеющим историко-культурную ценность не достаточно. «Их просто нет», — добавил от себя строитель.
Однако не только ООО «Великан-XXI век» приложило экскаватор к стенам исторического здания. Руку к начавшемуся сносу приложили и городские власти.
24 декабря на заседании «сносной комиссии» ее председатель, заммэра по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин поставил вопрос о сохранении либо сносе зданий на Садовнической улице на голосование. На этом же заседании член комиссии, краевед и член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов сообщил, что здания являются выявленными объектами культурного наследия. «Но данный факт был проигнорирован, — отметил Рустам Рахматуллин. — Вместо того, чтобы снять вопрос с повестки дня, как это должно было быть сделано, принимается решение о сносе. Протокол был подписан с результатом 4 “против” и 16 “за”».
Возникает вопрос — «кто все эти люди?», вершащие судьбу памятника истории и культуры. Как показывает выписка из протокола (документ обнародован на сайте «Архнадзора» 17 января) госчиновники, в числе которых, каким бы странным и абсурдным это ни казалось, глава департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский и главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
Выступления четырех представителей экспертного сообщества маркированы как «особое мнение».
Тем временем, пока застройщик прикрывается непониманием смысла документа, построенный Нирнзее архитектурный ансамбль стремительно превращается в пыль.
На момент написания данного материала, полностью снесено строение 2, которое воспроизводило образ готического средневекового замка с островерхой башенкой, почти уничтожено строение 3, связанное с именем поэта Сергея Есенина и целой группой видных деятелей отечественной культуры начала ХХ века, посещавших находящуюся здесь редакцию литературного журнала.
«Можно сказать, что здание редакции мы уже потеряли, — констатировал дежуривший на месте сноса градозащитник Андрей Новичков. — Строение 1 пока остается нетронутым, но экскаватор движется такими быстрыми темпами, что завтра (18 января — прим. Д.Б.) может оказаться последним днем сноса. Кроме того, при строительстве здесь многофункционального комплекса застройщик обещал сохранить фасад строения 1, но фасад до сих пор не укреплен, и после сноса здания есть опасность самообрушения».
«Мы столкнулись со сплоченной позицией города, — отметил Рустам Рахматуллин. — Снос обеспечивают ЧОП, полиция и спецотряд ГУВД, которые не слышат наших доводов. Мы надеемся на реакцию и вмешательство инспекции по центральному федеральному округу при Министерстве культуры».
Очевидно, что темпы работ по уничтожению памятника значительно превосходят маневренность госструктур. Уничтожение Дома Привалова, безусловно, станет одним из главных архитектурных скандалов наступившего года. К сожалению, именно «одним из», потому что, пока возможность распоряжаться судьбой наследия страны имеют люди, которые проводят политику культурного бесследия и практику законодательной амнезии, сохранение оставшихся в Москве ценных объектов архитектуры остается под вопросом.
фото к материалу предоставлены автором