Иногда на улицах наших городов, особенно у вокзалов, где собираются бездомные, можно встретить ребят с баннерами «Еда вместо бомб», «Война войне» или «Государство – причина голода». Они раздают горячую еду и листовки. Недавно эти люди провели акцию у посольства США в Москве, протестуя против включения «Еды вместо бомб» в список террористических организаций. «Что же это за движение? – спросит читатель. – Еду вот бесплатно раздает бедным, говорит «ЕДА вместо БОМБ», а при этом еще и в терроризме обвиняется?!»
Движение Food Not Bombs, FNB («Еда вместо бомб») было основано 24 мая 1980 года активистами антивоенных групп в Бостоне (США). Начало инициативе положила попытка оккупации АЭС Seabrook в штате Нью-Гемпшир. Один из основателей FNB Кейт Мак-Генри выводил ее название от одного из лозунгов, которым активисты антивоенного движения расписывали стены Массачусетского технологического института: «Больше денег на еду, никаких денег на бомбы!» (More money for food, no money for bombs!). Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме милитаризма и распространения ядерного оружия, активисты этой группы решили действовать не вполне стандартными для большинства левых методами. Они готовили вегетарианский суп и в тот же день раздали его бездомным – перед собранием акционеров Первого национального банка Бостона, финансировавшего строительство той самой АЭС и военных заводов.
Эта и другие подобные акции сопровождались антивоенной пропагандой. Бездомным разъясняли, что средства, потраченные на строительство военных объектов и предприятий атомной промышленности, могли бы быть направлены на социальную помощь неимущим, на строительство домов и обеспечение голодающих едой. Таким способом FNB пыталось установить контакт с людьми, выброшенными из активной социальной жизни, на практическом примере показать преимущества анархизма, левой альтернативы перед дарвинистской риторикой правых. Бездомные включались в деятельность движения, присоединялись к нему, помогали активистам разгружать машины с продуктами, распространяли информацию о «Еде вместо бомб» среди товарищей по несчастью. Новая группа строила свою деятельность на принципах независимости, добровольности, бесплатности, антиавторитарности, антииерархичности, ненасилия (в это понятие включаются вегетарианство и веганство), использования «лишней» пищи (предназначенной на выброс, но годной к употреблению). Принятие решений в группах FNB осуществляется консенсусом. Интересно, что ни в одной групп движения эти принципы не были выражены в форме программы. Как правило, они сохраняются на основе устного соглашения.
Конечно, «Еда вместо бомб» не стала пионером. Анархисты занимались подобной деятельностью задолго до них. Еще в 1890-е годы в Париже анархист Руссе создал группу «Лекции за супом». Пока парижские клошары ели бесплатный суп, Руссе беседовал с ними о социальных проблемах, в том числе о том, как лучше устранить общество, порождающее нужду. Эти лекции и беседы быстро обратили на себя внимание властей. Руссе был осужден за свою «экстремистскую деятельность» на длительное тюремное заключение. Против его ареста протестовали известные деятели французской культуры: писатели Альфонс Доде и Эмиль Золя, актриса Сара Бернар и др. С 1930-х годов что-то подобное попытались сделать американские христианские анархисты Дороти Дей и Аммон Хеннеси, последователи П.А. Кропоткина, члены профсоюза Индустриальные рабочие мира (IWW) и при этом христиане-католики и пацифисты. Объединившись вокруг газеты «Рабочий-католик», Д. Дей и А. Хеннеси призывали сторонников создавать на свои средства дома, где можно было приютить бездомных. «Рабочие-католики» стремились также объединить бездомных в сельскохозяйственные и ремесленные кооперативы. Свою деятельность они совмещали с антивоенной и антикапиталистической пропагандой, рассчитывая, что их дома для бездомных и кооперативы станут очагами нового общества. Последователи Дей и Хеннеси продолжают свою деятельность в США и в наше время. В 1940-е и 1960-1980-е годы они даже попали на некоторое время под удар репрессий полиции и ФБР из-за антивоенной пропаганды во время Второй мировой войны и Войны во Вьетнаме.
Периодически оказываются под прессингом полиции и участники FNB. В США с 1980-х годов предпринимались попытки запрета этого движения, его активистов брали под арест, им угрожали, власти штатов запрещали проведение акций по раздаче пищи. Причина преследований объяснима: FNB не занимается благотворительностью, а пытается возродить в обществе социальную взаимопомощь самого населения. К тому же ее акции сопровождаются критикой милитаристского курса США. Отсутствие связей с разного рода неправительственными организациями и фондами лишает власти и предпринимательские круги возможности манипулировать этим движением. Деятельность FNB построена на принципе Do it Yourself («Сделай сам»), который предполагает некоммерческий подход к деятельности, основанный на привлечении друзей и единомышленников. Никто здесь не получает зарплаты, нет четкого графика работы, не используют наемную рабочую силу. В группах FNB отсутствуют иерархия и формальные лидеры, напротив, предлагается равная для всех участвующих в деятельности инициативы возможность обсуждения идей и принятия решений. К тому же движение сотрудничает с анархистскими, синдикалистскими и экологическими организациями. Среди них: организация «глубинных экологов» Earth First!, Комитет защиты Леонарда Пелтиера, Анархистский черный крест (организация, оказывающая материальную помощь заключенным-анархистам), Индустриальные рабочие мира (IWW) и многие другие.
На новый этап развития Food Not Bombs смогло выйти именно в результате репрессий, вызвавших волну протестов. В 1988 году в Бостоне полиция окружила место массовой раздачи пищи. Девять участников акции были арестованы. Против активистов движения СМИ развернули кампанию беззастенчивой клеветы. Однако это лишь создало «Еде вместо бомб» рекламу, а массовые акции солидарности с участием бездомных, привлечение к борьбе за его спасение других социальных инициатив привели к росту популярности групп. FNB появились в других городах и штатах. Затем движение охватило многие страны мира.
Сегодня группы FNB существуют в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Австрии, Белоруссии, Бельгии, Франции, Боснии, Болгарии, Чехии, Хорватии, Дании, Великобритании, Эстонии, Финляндии, Германии, Греции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Норвегии, Нидерландах, Польше, Испании, Италии, Румынии, России, Словакии, Швеции, Швейцарии, Турции, Украине, Югославии, Израиле, Иране, Китае, Индии, Индонезии, Японии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре, Южной Корее, Таиланде, Пуэрто-Рико, Аргентине, Чили, Колумбии, Мексике, Уругвае, ЦАР, Нигерии, Кении, ЮАР. Расширился и круг деятельности FNB. Теперь их сторонники активно участвуют в экологических, антивоенных, антифашистских инициативах, принимают активное участие в акциях протеста, музыкальных фестивалях левого толка. Активисты «Еды вместо бомб» бесплатно (или за символические пожертвования) кормят участников акций протеста, фактически превратившись в своеобразную «народную кухню». Оказывают участники движения и помощь пострадавшим от природных бедствий, например, помогали жертвам урагана «Катрина» в США, а также пострадавшим от цунами в Таиланде в 2004 году.
В России первая группа «Еда вместо бомб» возникла в 2004 году среди московских хардкор-музыкантов. В настоящее время это движение переживает подъем. Сегодня группы FNB существуют примерно в 30 городах (Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Иваново, Казань, Киров, Тюмень, Новгород Великий, Нижний Новгород, Новосибирск, Биробиджан, Ростов, Ростов-на-Дону, Иркутск, Самара, Краснодар, Пермь, Воронеж, Волжский, Тюмень, Тольятти, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Екатеринбург, Владивосток, Барнаул, Новосибирск). Их деятельность имеет очень широкий охват – на своих акциях, проводящихся обычно в выходные дни, участники FNB кормят сотни людей. В одном городе могут существовать несколько групп одновременно. В Москве, например, существуют пять групп инициативы, проводящих акции в различных районах: «Капусто Крю», «Пища богов», «Кормим голодных и бездомных» («КГБ»), «Либертад» и «Массовики». Для этих групп характерна не разобщенность действий, а скорее взаимопомощь. Так, например, акция у посольства США 25 октября 2008 года была организована группой «Пища богов», но участвовали в ней и активисты «КГБ». Некоторые группы выпускают собственные газеты. Из них наиболее известны казанский «Вестник свободы» и московская «FOODNOTBOMBS.RU». Последняя распространяется на акциях групп «Еды вместо бомб» во многих городах.
Выяснить точную численность движения достаточно трудно, так как группы FNB не имеют фиксированного членства. В основном они построены на личных связях и знакомствах. По оценкам самих участников, всего по России численность активистов FNB можно оценить примерно в 200-250 человек. Средняя численность группы «Еды вместо бомб» – от 3 до 10 человек. По данным опроса, проведенного самими активистами в icq 17 сентября 2008 года, наибольшее число участников движения сосредоточено в Москве (более 50 человек). Затем идут Нижний Новгород и Воронеж (по 10-20 активистов). В большинстве других городов эта цифра колеблется от 3 до 15 человек.
В FNB в России участвуют преимущественно анархисты. Представителей других левых сил в этом движении, как правило, нет. При этом часть активистов отождествляет себя в большей степени с субкультурами, чем с организациями и политическими течениями. В движении преобладают представители молодежных субкультур. В основном это панки, хардкорщики, скинхеды-антифашисты, анархо-скинхеды. В числе основателей и активистов групп московского FNB были и хиппи.
Социальный состав групп «Еды вместо бомб» чрезвычайно напоминает состав анархистского движения (что неудивительно). Среди активистов преобладают студенты и учащиеся старших классов школы. Соответственно, возраст активистов – 16-25 лет. Люди более старшего возраста представляют собой крайне редкое исключение. В основном это выходцы из семей «среднего класса» или наемных работников интеллектуального труда, интеллигенции. Представители высших слоев общества, крупных предпринимателей и чиновников высокого ранга здесь отсутствуют.
Связь с контркультурой средой, из которой вышли первые активисты FNB в России, – неотъемлемая черта российской «Еды вместо бомб». В некоторых молодежных контркультурных центрах и клубах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов устанавливаются коробки для сбора пожертвований. На хардкор-концертах группы FNB раздают пищу участникам, собирают средства. Некоторые концерты специально организуются как бенефисы для FNB. Акцию по раздаче еды (кваса и окрошки) активисты устроили и на музыкальном фестивале «Пустые холмы» в 2006 году.
Участие в FNB и симпатии к движению со стороны субкультурной молодежи обусловлено, прежде всего, четким и фиксированным результатом, пользой для конкретных людей. К тому же осуществлять такие проекты часто легче, а с точки зрения сохранения рабочего места – безопаснее, по сравнению, например, с профсоюзной (синдикалистской) деятельностью. Впрочем, во многих городах быть активистом FNB далеко не всегда безопасно для жизни. Некоторые активисты FNB объясняли одну из причин отсутствия интереса к рабочему движению отсутствием элементарных знаний и опыта по организации профсоюзов, сложностью такой работы. Возможно, преградой служит и необходимость идти на конфликт с работодателем, что чревато потерей рабочего места. Хотбыли случаи участия анархистов в создании и работе профсоюзного центра СКТ, студенческих профсоюзов в Перми и Ижевске. Но такого массового интереса, как та же FNB, это к себе не привлекало.
Для осуществления проектов достаточно найти одного-двух единомышленников, узнать места скопления бездомных, собрать средства на продукты, посуду. Достаточно просто организовать акции (подробнее техника работы FNB применительно к России указана на сайте http://edavmestobomb.narod.ru/marshaki_guide.html). Некоторых влечет в «Еду вместо бомб» своего рода романтика, свойственная представителям молодежных субкультур. Здесь сочетаются разные вещи. И отрицательное отношение к людям с «цивильным» обликом, отрицание «общества потребления». И антипотребительский характер такой деятельности, ее нестандартность, необычность, резонанс с конформистскими нормами. Играет свою роль и необходимость выразить свои духовные потребности в помощи окружающим. Возможно, субкультурный образ жизни, когда человек и сам приближается к жизни бродяги, помогает понять бездомных и ценить в них людей: «Я знаю, что если я кого-то могу называть братьями и сестрами, то скорее я назову так грязных людей на улице, чем чистых людей в метро, офисах, машинах и квартирах. Я вижу красоту в грязной одежде и в жизни бродяги, я сам часто ношу грязную одежду, я много слонялся по своему городу, три раза ездил в Питер, чтобы просто оказываться на улице, слоняться и не знать, где ночевать, перебиваясь ряженкой и булкой, чувствуя посередине дня в суете себя мутно и плохо от ночи на ногах и отсыпаний в трамваях. Я знаю тысячу людей, которые мне возразят, но я знаю ,что жизнь бродяги заключает в себе лучшее знание и понимание жизни и людей и большую духовность, чем жизнь нормального человека большого города. Бродячий пес, улыбающийся солнцу бездомный -это красиво. В книге я описывал свои случайные встречи с бездомными, которые меня многому научили», – пишет активист «Сну».
Отдельные инициативы FNB переживают текучесть кадров до 50 % с момента основания первых групп. Одна из главных причин ухода – разочарование в деятельности, отсутствие скорых результатов. Так, например, один из бывших участников московских групп FNB, Павел, писал в журнале Try (ноябрь 2007): «Участвовал полтора года в FNB и ушел. Эти полтора года половину выходных отдавал разъездам по рынкам с дешевыми овощами, готовке на квартирах в разных концах Москвы, транспортировке еды к вокзалам и раздаче ее бездомным. Усилий, честно, приложил кучу. И никакого видимого результата. Каждый раз выстраивалась к нам очередь из десятков гниющих заживо людей в вонючих лохмотьях. А если бы у нас было в разы больше денег – очередь составляла бы и сотни, и тысячи нуждающихся. Мы ну ничем не могли помочь им, кроме обеда раз в неделю. А это ничто по сравнению с их настоящими проблемами». Вполне очевидной причиной здесь может стать и уход во «взрослую» жизнь – к семье, работе, карьере.
Вместе с тем надо признать, что такая текучка может иметь позитивный характер для анархистского движения. Участвуя в работе FNB, некоторые молодые активисты втягиваются в орбиту влияния анархистских организаций, начинают интересоваться идеями анархизма. Об этом говорят свидетельства различных участников движения. Так, например, активист «КГБ», назвавшийся Сергеем, говорит: «Через вегетарианство, FNB я пришел к анархистским идеям». То же самое говорил в интервью активист группы «Капусто Крю» «Лысый» в ответ на вопрос «как ты попал в движение»: «Через фнб. Если копать глубже -через панк-культуру…» Уже сейчас на основе групп FNB формируются аффинити-группы – неформализованные коллективы, построенные на личных связях, системе личных контактов, ориентирующиеся на деятельность в других направлениях (антифашистские, экологические и другие акции).
Акции российской FNB представляют собой раздачу еды и листовок, разъясняющих суть деятельности инициативы. На некоторых акциях бездомным передают собранную через знакомых одежду. Бывает, что активисты организуют музыкальное сопровождение акций. Так, в марте 2006 года в Москве FNB организовала для бездомных масленицу с блинами, музыкой, представлениями. Периодически делаются попытки помочь отдельным бездомным с поисками работы, или готовых им помочь родственников. Реагировали участники акций и на военные действия в Южной Осетии в августе 2008 года. Под лозунгом «Война войне» в августе прошли раздачи пищи с антивоенными листовками в Перми. Подобные акции были и в других городах.
Традиционными местами акций являются «проблемные» точки, где можно обнаружить большое количество бездомных. В Москве это вокзалы. Круг людей, которым оказывается помощь на таких акциях, достаточно широк. Это бездомные, пенсионеры, гастарбайтеры, беспризорники. Вообще, любой человек может подойти к участникам акции и получить еду, если только пожелает. Так, на некоторых акциях еду получали интересовавшиеся мероприятием сотрудники милиции. В ходе одной акции обычно удается накормить в среднем 15-50 человек. Активность групп можно определить по материалам сайта http://www.hippy.ru/fnb.html. По данным на 11 марта 2007 года, в 2005-2007 годах в Москве было проведено более 100 акций FNB.
Отечественные FNB-шники, как и их зарубежные коллеги, так же бескомпромиссно придерживаются принципов вегетарианства, отрицают насилие над живыми существами. Это автоматически исключает мясную пищу из рациона бездомных. Раздают обычно кашу из круп (гречки, риса) или бобовых, макарон с соевым мясом или овощами, овощное рагу, салат из овощей и фруктов, овощной суп, пироги и печенье, хлеб и чай с лимоном, иногда фрукты на десерт. Разумеется, ассортимент и не столь насыщен одновременно. Кстати, именно вегетарианство часто не находит понимания у тех, кому помогают участники инициативы. Например, в Санкт-Петербурге два года назад бездомные даже говорили, что активисты нечисты на руку: мол, получают деньги на мясо, перепродают его куда-то, а денежки себе оставляют. Впрочем, как свидетельствуют сами участники таких акций, отношение к ним со стороны бездомных скорее позитивное.
FNB в России, наверное – одна из очень немногих инициатив, практикующих помощь бедным, не связанных с какими-то фондами, неправительственными и международными организациями, государственными структурами. Ее деятельность строится на самофинансировании и на пожертвованиях представителей контркультурой среды. Активисты «Еды вместо бомб» также следуют одному из принципов своего движения – экономия пищи, возвращение в оборот непотребленных продуктов, что на жаргоне активистов называется skip-food. Американские активисты, например, договаривались с хозяевами хлебопекарен и других пищевых предприятий, чтобы изделия, забракованные по причине «неправильной формы», безвозмездно передавали им для раздачи бездомным. Российские активисты пока испытывают трудности с подобными соглашениями, но и у нас время от времени удается получить необходимый хлеб, а также порченые овощи и фрукты на рынках и в магазинах. Некоторым удавалось даже наладить контакт с овощной базой или супермаркетами. Впрочем, это выходит далеко не всегда и далеко не у всех групп. В России такой способ поиска продуктов нераспространен. Как пишут сами участники FNB, испорченные продукты в магазинах редко выбрасывают. Как правило, их уничтожают или продают сотрудникам за полцены. Преобладает в основном закупка продуктов. В среднем на одну акцию тратят 350-500 рублей. Транспорт у инициатив, как правило, тоже отсутствует. В основном еду перевозят вручную. Приходится нести большие баки (1-2 бака вместимостью до 20-30 литров, рассчитанного на еду для 50 человек) через весь город в метро, в автобусе.
Сосредоточение усилий исключительно на «малых делах», в данном случае – на кормлении неимущих может создавать ситуацию застоя, при которой движение перестает оказывать реальное влияние на процессы более масштабных изменений в обществе. На это указывали сами активисты движения в 2007 году в ряде городов, в частности, в Питере: «…В Питере ЕВБ как движение перестало двигаться довольно давно, т.е. не было никакого развития – все так и оставалось благотворительностью… Начиналось потихоньку: еда-листовки-баннер. В 2006 году пробивали на халяву хавку на рынке. Потом многие поняли, что толку от этого мало и отписались. Толку действительно нет, ибо наша задача – не накормить бездомных. Своей акцией мы как бы заявляем государству и обществу в целом: «Смотрите, кого мы кормим! У этих людей нет дома и еды, а вы тратите столько денег на ментов и войны. На людей вам срать!». Вместо этого получается: «Грязнульки, мы тут вас накормим немножко. Баннер мы не будет вешать, потому что палево. Листовки забыли. Мы сами рабы, поэтому вам кроме как раз в неделю накормить мы ничем больше помочь не сможем». То есть мы работаем сами на это государство, поддерживая тем самым то, против чего боремся, да еще и тратим свои заработанные деньги на помощь тем, о ком должна заботиться власть. Хотя есть и другие варианты – намутить харч на рынке или продбазе. Все это продолжается просто из жалости к людям, которые используют мазу пожрать на халяву. Никакой отдачи с их стороны нет», – писал активист FNB Дима. Выход из кризиса эта группа нашла в помощи массовым социальным движениям. Так, ее активисты организовали раздачу пищи на пикете против ввоза ядерных отходов, на митинге в Международный день единых действий низовых инициатив. Кроме того, активисты FNB в Санкт-Петербурге неоднократно кормили участников забастовочных пикетов завода «Форд» в ноябре 2007 – январе 2008 года. Или передавали кастрюлю с едой левым активистам, уезжавшим во Всеволожск, или ездили к заводу сами.
Думаю, можно с уверенностью говорить о перспективах движения «Еда вместо бомб» в России. Вопрос в том, сможет ли это движение выйти на новый уровень своего развития – объединение с другими социальными инициативами.
Это не так сложно. Часть активистов «Еды вместо бомб», как правило, параллельно уже участвует в деятельности антифашистских групп и экологических инициатив, в движении против уплотнительной застройки. Так, активисты сибирских групп FNB были в лагерях экологов на Байкале. В Москве FNB-шники в апреле 2008 года не только индивидуально участвовали в митингах и шествия, пикетах против злоупотреблений служебным положением со стороны отдельных сотрудников милиции, но и кормили участников митинга. Известно и участие московских групп этого движения во freemarket – ярмарках, проводимых в клубе им. Джерри Рубина, куда каждый участник приносит ненужные ему вещи и может обменять их на другие. В целом, эти тенденции означают постепенное сближение членов FNB с другими инициативами, интеграцию в социальные движения. Из субкультурной маргинальной группы «Еда вместо бомб» может превратиться в фактор укрепления солидарности между различными социальными движениями. Это очень важно в наше время, когда и рабочее и жилищное движения находятся на стадии формирования и представления о солидарности у участников низовых инициатив все еще находятся на невысоком уровне.
Между тем деятельность активистов в других социальных инициативах и группах (особенно в антифашистских) может вызвать и вызывает давление со стороны ультраправых группировок и представителей властей. Нападения на антифашистов, участвовавших в работе FNB, не прекращались практически с момента основания движения в России. Наиболее серьезный удар был нанесен по группе в Санкт-Петербурге, где было, да и до сих пор продолжается противостояние нацистских и антифашистских групп. После одной из раздач еды 13 ноября 2005 года произошло убийство активиста FNB, музыканта Тимура Качаравы. В конце 2006 года было совершено нападение на другого активиста этой группы Ивана Елина (ему нанесли 20 ножевых ранений). Одна из нацистских группировок была попыталась взорвать участников акции по раздаче пищи у цветочного павильона. Взрыв самодельного взрывного устройства произошел, но пострадал совершенно посторонний человек – женщина, торговавшая цветами по соседству. Нападения периодически происходят и в других городах. Так, В июне 2008 года во Владивостоке был избит бонхедами активист FNB Д. Паренский. Наиболее серьезное давление, после Питера, по мнению активистов FNB, в 2008 году осуществлялось в Брянске. По версии активистов, на них было оказано скоординированное давление одновременно со стороны нацистов и УБОП. Акции FNB снимали на камеру. По словам активистов, их пытались спровоцировать на участие в драке, неизвестные молодые люди долго и безуспешно узнавать у активистов, где можно купить «траву»… Затем начались нападения на активистов и угрозы со стороны нацистов. Одного из активистов, С. Ильюхина, и его друзей по работе пытались вызывать на допрос в УБОП. Противники местного FNB прибегли и к провокации. 3 сентября 2008 года от имени одного из активистов неизвестными лицами были распространены по городу выполненные в стилистике «Еды вместо бомб» листовки с массой орфографических ошибок. На них была опубликована фотография Ильюхова (по его словам, сделанная сотрудниками милиции во время его отъезда в Петербург несколько лет назад), его домашний адрес, телефон и электронный адрес челябинского FNB. Содержание листовок было направлено формирование негативное отношения к движению. В частности, объявлялось, что активисты местного FNB – «гомосексуалы», борются за проведение в России гей-парадов, за права секс-меньшинств, разрешение однополых браков.
Кроме Брянска в России не было каких-либо преследований, и, тем более – арестов участников FNB со стороны властей. Да и там, по мнению самих же активистов, это, возможно, было обусловлено приближавшимися выборами и стремлением сотрудников к новым продвижениям по служебной лестнице. Участники акций в других городах отмечают, что милиция проявляет к ним интерес лишь в связи с тем, что деятельность активистов проходит на поднадзорной территории. В частности, интересуются, какая организация проводит акцию. Чаще всего или вообще не препятствуют ее проведению, или просто требуют, чтобы активисты покинули контролируемое данным сотрудником пространство, не «разводили здесь бомжатник» и «прекратили мусорить». В этом случае все заканчивается быстрой передислокацией на другое место. При этом разогнали лишь одну акцию – возле посольства США. Но, вероятно, и это связано скорее с особым характером охраняемого объекта, а не с отношением к FNB, спущенным «сверху».
Несмотря на участие активистов в деятельности различных анархистских инициатив и организаций, большинство акций FNB в России отличалась аполитичностью. Лозунги FNB носили в лучшем случае антимилитаристскую направленность. Многие участники трактовали и трактуют само движение именно как «антивоенную акцию в форме раздачи еды». В течение последнего года мы можем наблюдать некоторую политизацию движения. Его лозунги, имевшие ранее лишь антимилитаристскую направленность, у ряда групп приобрели четко выраженный анархистский характер. Раньше обычным явлением был лозунг «Еда вместо бомб» на баннерах и баках с едой. Периодически, правда, на акциях использовались анархистские флаги. Теперь, например, на баннере группы «КГБ» написано «Государство порождает голод» с анархистской символикой. К тому же эта группа распространяет листовки, поясняющие, что причины появления бездомных и голода имеют непосредственную связь с властью бюрократии и капиталистическим строем. В листовках пропагандируются и идеи народного самоуправления. Впрочем, пропаганда политических идей среди «подопечных», как это делал в свое время Руссе, отвергается частью активистов. «Вообще, я лично – против пропаганды, поскольку она всегда подразумевает какое-то навязывание, а значит – насилие, поэтому сформулируем точнее – нести идеи людям!» – пишет в своих советах начинающим FNB-шникам активист Repka Rebels. В его/ее понимании «нести идею» означает объяснять людям, что такое FNB и зачем они «все это делают», через листовки, баннер с названием инициативы, брошюру, наклейки и нашивки. Как правило, «аполитичные» группы в своих листовках делают упор на критику социальной несправедливости, царящей в современном обществе, из-за которой появляется большое число людей, лишенных жилья и возможности регулярно питаться, иметь нормальную одежду. А суть листовок сводится к призывам развивать социальную взаимопомощь, участвовать в деятельности, близкой к работе FNB (см., например, здесь). При этом не ведется пропаганда какой-либо формы политического и социально-экономического строя.
Поиск социальной альтернативы существующей системе общественных отношений – вполне закономерное явление для антикапиталистически настроенной социальной инициативы. Однако нужно помнить и о том, что в России политизация деятельности FNB может обернуться неожиданностями. Особенно если учесть циничную психологию взаимоотношений с политиками, сформировавшуюся у многих рядовых граждан в 1990-2000-е годы. Знаменитый принцип «Ты мне помогаешь, а я тебя поддерживаю. Твои же взгляды мне безразличны» очень хорошо иллюстрирует эту ситуацию. Слишком напористая пропаганда анархизма, может быть, вызовет именно такое отношение к участникам инициативы.
И поиск политической альтернативы существующему обществу, и попытки выйти на роль тех, кто «кормит революцию», дают возможность «Еде вместо бомб» выйти на новый уровень развития – стать не просто сетью из групп хороших ребят, помогающих бедным, но и одним из источников объединения независимых социальных инициатив, развития солидарности между ними. Такие тенденции в российском FNB уже есть. Возобладают ли они – покажет время.
Дмитрий Рублев