rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
98

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

150

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

238

Европа: радикальные левые против своего империализма

432

XX век прошёл

Главная Рубрики Анализ 2008 Сентябрь «Почти Линкольн» и «Барракуда»

«Почти Линкольн» и «Барракуда»

«Опыт» = «Ирак»

Еще в июне мы прогнозировали, что Хилари Клинтон не станет кандидатом в вице-президенты при Обаме. Это не очень выгодно обоим политикам. Для Обамы госпожа Клинтон стала бы слишком сильным вице-президентом, что в принципе не очень характерно для американской политики. Для Хилари участие в тандеме осложнило бы возможность участия в следующих президентских выборах – а такой шанс для нее остается. Скажем, если Обама проиграет президентские выборы (что вероятно) или проиграет президентство (не справившись с многочисленными проблемами, которые встанут перед ним как перед главой государства).

Выбор Обамой в напарники Джозефа Байдена также вполне логичен. Новый кандидат в вице-президенты олицетворяет опыт, в отсутствии которого постоянно обвиняли сенатора от Иллинойса. К тому же Байден собаку съел на вопросах внешней политики, в чем Обама также не считается специалистом. Недаром Джозеф возглавляет сенатский комитет по международным делам, в котором работает с 1973 года. Вице-президент, активно занимающийся международной тематикой – вообще привычное для Америки явление. В таком амплуа выступали, скажем, Ричард Никсон и Джордж Буш-старший, когда были вице-президентами, да и напарник Билла Клинтона Альберт Гор играл очень заметную роль в этих вопросах. Кроме того, Байден не связан напрямую с семейством Клинтон, как Гор, которого также прочили в вице-президенты к Обаме.

Правда, у Байдена есть недостаток: в свое время он голосовал за войну в Ираке, которую так активно критикует Обама. «Ваш хваленый опыт, миссис Клинтон, заставил вас поддержать вторжение в Ирак», – именно так ернически отвечал Обама на обвинения в неопытности. Что ж, кажется в современной американской политике «опыт» и «Ирак» стали понятиями взаимосвязанными. Кстати, по поводу «опыта» Обамы у демократов нашелся новый аргумент. Они заявили, что знаменитый Авраам Линкольн до своего избрания президентом почти не работал на федеральном уровне, зато долгое время был депутатом законодательного собрания своего штата. Кстати, Иллинойса. Так что Обама –

Другой недостаток Байдена – в том, что он не Хилари Клинтон. Точнее, для Обамы и его последовательных сторонников это как раз плюс, а вот для тех, кто поддерживал его соперницу на праймериз, – большой минус. Значительная их часть в ходе соцопросов уже заявляла, что не будет голосовать за демократического кандидата, если в тандеме с ним не будет Хилари. К тому же Байден вряд ли поможет Обаме привлечь голоса «синих воротничков» и «латинос», чьими симпатиями афроамериканский кандидат так и не сумел заручиться в ходе праймериз.

Конечно, имеется определенный плюс в том, что Байден – католик. Причем позиционирующий себя настолько религиозным, что в юности собирался стать священником, да и сейчас готов «заткнуть четки в пасть любому республиканцу, который посмеет упрекнуть его в маловерии». Это и реверанс в сторону многочисленной католической общины страны (по данным на 2006 год, католиков в США насчитывается около 68 миллионов), и попытка сыграть на поле республиканцев, обратившись к консервативным ценностям. Шаг разумный, ибо Обама и так приобрел убийственный для американского политика имидж «слишком либерального» кандидата. Правда, католик католику рознь. И, как уже было сказано, далеко не факт, что стоящие особняком испаноязычные католики обязательно поддержат «брата по вере».

После визита Байдена в Грузию и его прогрузинских заявлений российская пресса записала этого политика в «ястребы». О степени «ястребиности» Байдена можно спорить. С одной стороны, этот сенатор известен как активный сторонник поставок оружия мусульманам во время войны в Боснии в начале 1990-х, бомбардировок Югославии в 1999 году и расширения НАТО на Восток (включая присоединение Грузии к альянсу). С другой – насколько известно, заявления Байдена по поводу России до сих пор сделаны в весьма сдержанном тоне: по сути, Байден повторил тезис умеренной части западных политиков о «территориальной целостности Грузии». Скорее, это не «ястреб», а жесткий прагматик. Так что сам по себе тандем Обама–Байден для России вполне приемлем.

Другое дело, что в команде демократического кандидата присутствует небезызвестный Збигнев Бжезинский. А программную речь на тему внешней политики на съезде Демократической партии произнесла Мадлен Олбрайт. Как мы помним, она была госсекретарем во время президентства Клинтона и стала одним из организаторов агрессии против Югославии. Таким образом, взгляды специалистов-международников, окружающих Обаму, заставляют думать, что восточноевропейский вектор во внешней политике его администрации станет одним из ключевых. Впрочем, это вообще характерно для американских демократов.

Вообще, заявления по России на съезде Демпартии были вполне сдержанными. Наша страна в выступлениях ведущих делегатов была отнесена к активно развивающимся странам (наряду с Китаем, Бразилией, Индией), с которыми нужно работать.

Из российских политиков на съезде демократов в качестве наблюдателей были представлены российский коллега Джозефа Байдена глава международного комитета Совета Федерации Михаил Маркелов и член СПС Владимир Кара-Мурза. СМИ сообщают, что среди прочих иностранных гостей на съезде демократов активно работала грузинская делегация, особенно заметную роль в которой играла Нино Бурджанадзе. Впрочем, это вовсе не значит, что в случае победы демократов экс-спикер грузинского парламента сменит Саакашвили. Люди Бурджанадзе до сих пор очень активно вытеснялись из грузинских властных структур, а делать ставку на политика, чье реальное влияние ограничено, в Белом доме вряд ли будут. Скорее, если в США действительно захотят заменить Саакашвили (что еще вызывает вопросы), его место займет кто-то из действующих влиятельных аппаратных политиков.

«Накрашенный бультерьер»

Выдвижение в вице-президенты от республиканцев Сары Пейлин стало, пожалуй, главной сенсацией этих выборов. Есть один показатель, по которому она может опередить Обаму, – это ограниченность опыта в «большой политике», в том числе в международных вопросах. Ведь пост губернатора штата Аляска она занимает всего полтора года, а пределы страны покидала лишь однажды – когда в 2007 году навещала национальных гвардейцев из родного штата в Кувейте. Впрочем, по общему политическому опыту Пейлин все же превосходит Обаму. Ее политическая карьера началась на пять лет раньше, чем у него, когда в 1992 году она была избрана в Совет города Василлы.

К тому же, в отличие от Обамы, Сара Пейлин может похвастаться опытом в сфере административного управления – ведь она дважды избиралась мэром своего города. Ее авторитет среди муниципальных политиков был столь велик, что в 1999 году она стала президентом конференции мэров Аляски. В ходе своего пребывания на посту мэра она на 40 % снизила ставку налога на недвижимое имущество, урезала собственную зарплату, а на деньги, вырученные от налога с продаж, распорядилась обновить дороги и построить в городе крытый каток и спортивный комплекс. Став губернатором Аляски, она также начала «борьбу с привилегиями», в частности, продав купленный предшественником личный самолет. А введенные ею высокие налоги на нефтегазовый комплекс штата (как известно, в этой сфере обычно много сторонников республиканцев) вызвали скандал, в ходе которого Пейлин была названа «вторым Уго Чавесом» и обвинена в «социалистических пристрастиях». Как видим, ее школьное прозвище «Барракуда» оправдалось и в политике.

Так что те российские СМИ, что называют Пейлин «домохозяйкой», лукавят: ведь в нашей стране под этим словом понимают замужнюю женщину.

Другой плюс в сравнении с тем же Обамой: Сара в большей степени, чем он, может похвастаться, что «сделала себя сама». Ведь она – дочь школьного учителя и школьного секретаря.

И все же пресса уже объявила, что выдвижение Пейлин выглядит не очень логичным и выбивает у республиканцев один из главный козырей – тот самый политический опыт. Тем не менее, этому шагу можно найти рациональные обоснования. От появления в республиканском тандеме Пейлин опыт Маккейна в любом случае никуда не делся – а ведь грядущие выборы являются именно президентскими, то есть выбирают прежде всего «первый номер».

Появление в президентском тандеме женщины нетрадиционно для американской политики. Зато Пейлин поддерживает другую традицию – роли губернаторов в политике США. До сих пор значительная часть американских президентов выходила из губернаторов, а избрание на пост главы штата для серьезных политиков считалось лучшим трамплином для прыжка в Белый дом. В нынешних во всех отношениях нетривиальных выборах эта традиция была забыта – и вот теперь республиканцы о ней напомнили.

Мы уже говорили, что Маккейн мог бы избрать две тактики при выборе вице-президента. Учитывая имидж очень либерального республиканца, он мог усилить его, взяв себе в напарники привлекательную для демократического избирателя фигуру – скажем, «республиканский клон» Обамы 36-летнего губернаторп Луизианы индийского происхождения Бобби Джиндела. Либо, наоборот, мог уравновесить свой либерализм консерватизмом напарника, чтобы не укрепить позиции среди республиканских избирателей. Пойдя этим путем, Обама мог выбрать, например, своего соперника по праймериз Майкла Хаккаби. Собственно, этот человек уже был назван в июле в качестве возможного вице-президента при Маккейне. Однако по консерватизму Пейлин вполне может опередить Хаккаби. Противница абортов и однополых браков, мать пятерых детей, чей старший сын скоро отправляется служить в Ирак – прекрасный образец консервативных ценностей. На съезде Пейлин появилась вместе с семьей и неоднократно подчеркивала свой родительский опыт, в частности, пошутив, что мать, которая водит детей в спортивную секцию (буквально – «хоккейную мамашу»), отличает от бультерьера только наличие помады.

Собственно, именно идеальный консерватизм пока выглядит самой яркой чертой Пейлин и единственным важным основанием для ее выбора. Ведь губернаторский опыт есть и у Хаккаби, и у Джиндела, а другой вероятный кандидат в вице-президенты от республиканцев, Чарли Крист, руководит таким важным штатом, как Флорида. Причем как посмотрит консервативный избиратель на появление в республиканском тандеме кандидата-женщины – еще вопрос.

Другой вопрос, сможет ли одна женщина переманить избирателей другой женщины? Сможет ли Пейлин заменить Клинтон хотя бы для части демократов-«обамофобов»? Вполне возможно, что для более приземленной их части, которым претит именно цвет кожи Обамы и его излишнее «умничание», и сможет. Впрочем, такие не исключали и голосования за Маккейна самого по себе. А вот избирателей, желавших поддержать именно политика-женщину, взгляды Пейлин могут и отпугнуть.

Возможно, Маккейн просто не хотел выступать в тандеме со слишком самостоятельным и опытным напарником и решил поддержать малоизвестную Пейлин. К тому же ее появление еще долго будет предметом интереса журналистов и аналитиков. Правда, и здесь кроется слабая сторона этой кандидатуры. Ведь чем консервативнее политик, тем заметнее будут смотреться даже самые небольшие пятна на его имидже. Так, журналисты уже раскопали, что 17-летняя дочь Сары беременна, не состоя в браке.

Впрочем, по данным социологической службы Rasmussen Report, о благожелательном отношении к Пейлин уже заявили 58 % американцев, причем среди мужчин она пользуется гораздо большей популярностью, чем у женщин (65 % против 52 %). Для сравнения, кандидатам в президенты Бараку Обаме и Джону Маккейну благоволят по 57 % американцев, а сопернику Пейлин в борьбе за вице-президентство Джо Байдену – всего 48 %. По данным той же службы, после выдвижения в вице-президенты Пейлин число лиц, благожелательно относящихся к Маккейну, возросло с 54 % до 65 %. Кроме того, Сара показала себя очень неплохим оратором, что на фоне не отличающегося красноречием Маккейна очень кстати. Ее речь на республиканском съезде среди телезрителей приблизилась по популярности к речам Обамы.

Кстати, Сара Пейлин – не первая женщина, идущая завоевывать Белый дом не в качестве супруги первых лиц. В 1984 году кандидатом в вице-президенты от демократов в паре с Уолтером Мондейлом стала Джеральдин Ферраро. Она до сих пор не ушла из политики, на нынешних выборах успев поработать в штабе Хилари Клинтон. Но среди «несерьезных» независимых кандидатов женщины встречались и раньше. Например, еще в 1884 году свою кандидатуру на президентских выборах выдвинула правозащитница и суфражистка Белва Локвуд, взяв в напарницы Мариэтту Стоу. А в 1980 году кандидатом в вице-президенты от Компартии США стала знаменитая Анджела Дэвис. Вообще же, в 2008 году компанию Пейлин на выборах составят шесть женщин. В президенты идут Диана Билл Темплин от Американской партии, Глория Ла Рива от Партии социализма и освобождения, Синтия Маккини от «зеленых» и независимая Элвина Ллойд-Даффи. В вице-президенты – Роза Клименте от «зеленых» и Элисон Кеннеди от Социалистической рабочей партии.

Возможно, что ураган «Густав», поразивший юг США, также сыграет на руку республиканцам. Во-первых, благодаря ему на съезде партии так и не появился непопулярный Джордж Буш (хотя он и выступил с телеобращением к делегатам). Во-вторых, в случае если последствия урагана будут успешно ликвидированы, это может хоть немного повысить рейтинг действующей республиканской администрации.

Кто сказал «перемен»?

В целом же, предвыборная кампания явно собирается превратиться в противостояние не столько двух разных кандидатов, сколько Обамы и анти-Обамы. Видимо, в пику Обаме и его отказу Хилари Маккейн и выбрал в напарницы Сару Пейлин. В пику демократическому кандидату на съезде республиканцев журналистам была представлена группа делегатов-афроамериканцев, заявивших, что «Обама – не настоящий черный». И наверняка не случайно, выступая перед республиканским съездом, Маккейн подчеркнул, что его цель – перемены в Вашингтоне. Как известно, «Перемен» – главный лозунг кампании Обамы.

Под руководством республиканского политтехнолога Стива Шмидта была подготовлена целая серия роликов против Обамы. В них, в частности, подчеркивается, что Обмам ничем в жизни руководил, не внес ни одного законопроекта, работая в законодательной власти, а еще будучи членом сената в штате Иллинойс, 130 раз голосовал «присутствует» (то есть воздерживался, боясь высказать свое мнение).

Конечно, учитывая невысокую популярность республиканцев, и такая тактика может быть подходящей. Однако она заставляет республиканцев все время на шаг отставать от демократов. Да и кампания, основанная на идее, что «не столько мы хороши, сколько противник плох», выглядит несколько ущербно. Единственная сфера, в которой Маккейн пока перехватил инициативу у соперника, это международная политика, в том числе  «грузинская тема». Вероятно, он и дальше будет большое внимание уделять внешнеполитической тематике, вытаскивая Обаму на эту зыбкую для него почву.

Сейчас социологические службы в США расходятся во мнении, чья же поддержка в обществе выше – Маккейна или Обамы. Зато сходятся в другом: разрыв между кандидатами находится в зоне статистической погрешности. А ведь история выборов в США знает случаи, когда даже большой разрыв между кандидатами преодолевался в считанные недели. Так, в 1988 году республиканец Джордж Буш-старший, вначале на 17 % отстававший от демократа Майкла Дукакиса, в итоге вышел из гонки победителем. На стороне Обамы – энергия и напор, на стороне Маккейна – просчеты Обамы и скрытый расизм избирателя.

Но, как бы не закончились эти выборы, ясно, что они стали самыми нетривиальными за последние годы. Появление среди серьезных борцов за пост главы государства кандидатов-женщин и кандидатов из национальных меньшинств – характерная черта как американской, так и европейской политики последних лет. И дело тут не только в том, что на Западе побеждает политкорректность. Свое значение имеет и то, что старый политический класс (в американском варианте – те, кто отвечал требованию «белый-мужчина-протестант») оказался ослаблен внутренним кризисом. Ослаблен настолько, что был вынужден пропустить в борьбу за высший пост таких «нетипичных» кандидатов, как прежде находившийся на политической обочине Маккейн или «неопытные» Обама и Пейлин.

Что же касается зарубежных наблюдателей, то для них настоящая позиция будущего президента по международных вопросам станет ясна только после завершения выборов. Выступая перед делегатами съезда Демпартии, экс-президент Билл Клинтон заявил, что Америка «должна показать силу примера, а не пример силы». Пока, однако, надежда на то, что США откажутся от «примера силы» в международных делах, равна нулю.

Михаил Нейжмаков

Сен 9, 2008Рабкор.ру
9-9-2008 Анализвыборы, политика, США10
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Сколько будет стоить нефть?США: яркие черно-белые выборы
  См. также  
 
Ситуационный отчёт из Рожавы
 
О возвышенном ортодоксе и об опущенных леваках, о клоунаде последних дней и о решительной позиции новгородских метамарксистов
 
Конец Демократической партии
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру