В Израиле наблюдается настоящий взрыв экстремизма и расизма. Началось всё с похищения трех израильских мальчиков — Нафтали, Гилада и Эйала в Гуш-Эционе, что привело затем к атакам на сектор Газа, в результате которых погибли более тысячи человек. Страница в Фейсбуке, призывавшая к убийству палестинцев, стала неимоверно популярной. На одном из фото изображен солдат, позирующий с оружием и с надписью «месть» на груди. На другом фото две девочки счастливо улыбаются и держат баннер с надписью: «Ненависть к арабам — это не расизм — это наши ценности». Вскоре после похорон мальчиков в Модиине израильский премьер-министр Биби Нетаньяху еще больше стал раздувать пламя ненависти: «Пусть господь отомстит за их кровь» — сказал он на траурной церемонии. «Отмщение за кровь ребенка — это не дьявольское изобретение» — написал он впоследствии в Твиттере. И желания Биби воплотились в жизнь.
Спустя несколько недель почти каждый день стали появляться видеоролики, на которых толпы правых носятся по разным городам — от Иерусалима до Беэр Шева — размахивая израильскими флагами с криками «Смерть арабам». Многие из таких демонстраций оканчивались физическим насилием. В прошлый четверг, например, двое палестинцев, которые привезли продукты на местный рынок, подверглись нападению в Западном Иерусалиме на улице Джаффер. На следующий день еще двое палестинцев Амир Швики и Самер Махфуз были избиты до потери сознания в восточной части города — толпа из 30 молодых израильтян напала на них с палками и арматурой.
Столкновения между про-израильскими и про-палестинскими демонстрантами в Хайфе.
Националистически настроенные израильтяне обратили свою ненависть даже на тех евреев, которые с ними просто не согласны. Недавно появились фотографии выступающих за войну демонстрантов в футболках «Good night Left side» — лозунг, обычно используемый европейскими неонацистами. И насилие, совершаемое этими группами, достигло нынче беспрецедентного уровня. На прошлой неделе в Хайфе, городе, который обычно презентуют в качестве модели либерального сосуществования различных групп, на антивоенную демонстрацию напали около 700 человек с оружием.
Однако хуже всего, конечно, приходится палестинцам. Четыре недели назад в Восточном Иерусалиме группа мужчин-израильтян налила бензин в горло Мохаммеду Абу Хдейру и сожгла человека живьем. Кто-то посчитает, что эта смерть (как и смерть Джамаля) всего лишь безумная выходка, беспрецедентный поступок, совершенный полоумными, но маргинальными израильскими крайне-правыми. «Кем же мы стали?» — спросила меня в тот день моя израильская родственница, шокированная тем, что кто-то «исповедующий еврейские ценности» способен совершить такое преступление.
И хотя недавнюю волну насилия можно посчитать лишь эмоциональной реакцией на трагическое убийство трех мальчиков, однако это ведь далеко не первая вспышка. Возьмем, например, историю, Джамаля Джулани. Он шел по улице возле площади Сион, когда группа израильтян-евреев (одному из которых было всего 13 лет) стала избивать его. «Еврей — это добрая душа, а араб — сукин сын» — услышал от них один из прохожих. В тот сентябрьский вечер на площади Сион были сотни человек, но никто — даже офицер полиции — не вмешался. Когда приехала скорая, врачам пришлось десять минут делать искусственное дыхание и массаж сердца, чтобы вернуть паренька к жизни. Он был настолько жестоко избит, что полиция поначалу посчитала, что он уже мертв.
«Убийцы Абу Хдейра это отнюдь не «еврейские экстремисты» — писала в редакционной статье израильская левая газета Haaretz. «Они есть и продукт, и носители той культуры ненависти и мести, которая тщательно подпитывается и воспроизводится под руководством «еврейского государства».
Израиль никогда не был свободным и открытым обществом, каким так тщательно пытался себя представить. Рост расизма начался ведь отнюдь не с убийства Мохаммеда Абу Хдейра или с линчевания и избиения Джамаля Джулани.
«Сионистская доктрина всегда подталкивала израильское общество в определенном направлении» — сказал мне ученый Марцело Свирски. Однако всё принимает еще даже худший оборот: «Прямо сейчас в израильских городах наблюдается феномен, которого я прежде никогда не видел, хотя и прожил в Израиле 25 лет».
И один из наиболее тревожных аспектов этого «феномена» — это то, насколько юными оказываются люди, принимающие в этом участие. Те, кто делает соответствующие посты в соцмедиа, безумствует в толпе линчевателей, нападает с палками, цепями и кастетами на акции левых — ведь в основном это молодежь — многим из них немного за 20, а некоторые — еще подростки.
Три недели назад активист и журналист Дэвид Шин опубликовал статью в Storify под названием «Ужасающие твиты израильских подростков, которым скоро в армию». Он просто исследовал результаты поиска по слову Aravim («араб» на иврите) в Твиттере.
И он обнаружил ужасающий поток желчи по отношению к арабам, выражающийся также в форме гротескных селфи девочек-подростков с фразами типа «Я плюю на тебя, вонючий араб», «От всего сердца желаю, чтобы арабов подвергали пыткам», «Арабы, чтоб вас парализовало и вы умирали в жестоких муках».
Что же происходит? Для каждого, кто знаком с израильской политикой, ответ вполне очевиден. На протяжении только последних месяцев мы могли наблюдать абсолютно ничем не сдерживаемый поток расистских высказываний со стороны политических и религиозных деятелей. Взять хотя бы Авигдора Либермана, министра иностранных дел, призвавшего израильтян бойкотировать палестинцев, если те не поддерживают войну. Или Айелет Шакед, депутата Кнессета от политической партии «Еврейский дом», которая недавно призвала убивать палестинских матерей: «Они должны последовать за своими сыновьями — ничто не может быть справедливее этого» — заявила она.
Как говорит Дэвид Шин: «Поэтому и фразы этих девочек-подростков в Твиттере не кажутся чем-то странным, учитывая господствующий в Израиле дискурс… Если вы переводите эти фразы на английский, то лишь тогда понимаете, насколько это ужасно, но в израильском контексте — в этом нет ничего шокирующего».
Так называемые атаки «возмездия» значительно участились, и полиция даже не пытается им воспрепятствовать. Патрули карателей, возглавляемые экстремистскими организациями типа финансируемой государством организации «Лехава», стали возникать по всей стране, ставя перед собой в качестве цели «прекратить любовные отношения между евреями и арабами». Однако, вероятно, основной жертвой фанатиков становятся беженцы из северной Африки. Они содержатся в специальных центрах и сталкиваются с унижением со стороны практически всех слоев израильского общества. Сотни раввинов запрещают евреям сдавать жилье африканцам. Эли Ишай (ультра-ортодоксальный министр внутренних дел) в 2012-м сказал: «Пока я не депортирую их — я закрою их, чтобы сделать саму их жизнь как можно более несчастной».
«Оба правительства Нетаньяху ответственны за разжигание расизма — говорит Свирски — ведь они принимали целый список законов, направленных против равенства (и против палестинцев в частности), затрагивающих все сферы жизни. Поэтому-то и в политическом дискурсе выражение экстремистских идей по отношению к палестинцам стало уже вполне нормальным явлением. Сама одержимость навязчивой идеей о том, что государство Израиль только для евреев подтолкнула израильское общество к пропасти расизма».
Для израильской молодежи ситуация могла бы несколько улучшиться, если бы в 2013-м был принят проект левой сионистской партии Мерец о введении антирасистских программ в школах, однако проект этот Кнессет провалил. Его внес на рассмотрение арабо-израильский депутат Иссави Фрейдж после того, как детский парк развлечений в Ришон-ле-Ционе предложил распределить дни посещений между арабскими и еврейскими школами, чтобы «избежать конфликтов». Опасения Иссави по поводу расизма, нарастающего в израильских школах, лишь подтверждали то, о чем многие твердили на протяжении многих лет. Результаты недавних исследований фонда Фридриха Эберта показывают, что половина всех учеников старших классов еврейских израильских школ считают, что израильтяне-арабы не должны пользоваться такими же правами, что и евреи. Среди тех школьников, которые идентифицировали сами себя в качестве «верующих», половина утверждала, что лозунг «Смерть арабам» вполне оправдан.
В 2010-м группа обеспокоенных преподавателей направила петицию министру образования, в которой учителя выразили свои опасения: «Мы не можем молчать, когда видим, как в стенах школы происходит рост проявлений расизма… Мы, работники системы образования, считаем, что должны предупредить об этом. Случаи проявления расизма и жестокости среди молодежи Израиля учащаются».
Как утверждает Шин, многие израильские учителя (особенно те, кто преподает основы гражданского права) боятся теперь даже поднимать в классе тему о правах человека. В начале этого года Адам Верете, учитель посмевший назвать израильскую армию «аморальной армией» был вызван в суд, а впоследствии уволен, после того как один из учеников пожаловался на «экстремистские левые взгляды» своего учителя.
«Учителя не могут даже поднять тему прав человека, не вызвав при этом расистскую истерию среди учеников» — говорит Шин.
Да, конечно, милитаризм и национализм всегда являлись частью израильской системы образования — всё это содержится в учебниках истории, в картах государства на школьной доске, в картинках, изображающих палестинцев верхом на верблюдах; однако при правлении Нетаньяху милитаристские и националистические тенденции существенно усилились. Одной из первых серьезных перемен, инициированных бывшим министром образования Гидеоном Сааром (тем самым, который назвал учителей «пожизненными призывниками») стало расширение программы, призванной усилить энтузиазм учеников по поводу будущей службы в армии.
«Служба в армии Израиля — это не только долг, но также привилегия и социальные ценности, — говорил в свое время Саар. — Взаимосвязь между школой и армией будет усиливаться благодаря инициированной мной программе». Бюджет системы образования в Израиле практически не подвергается критическому обсуждению, несмотря на то, что преподавание «демократических ценностей» в рамках школьной программы было сокращено в пользу изучения ортодоксального иудаизма. В программу были включены «туры наследия» в Хеврон в рамках усиления поддержки поселенцев и укрепления идеи «Великого Израиля». А если в учебниках еще до сих пор и сохранялись упоминания о палестинцах, то теперь их оттуда быстро убрали.
«Еще в 1990-х — начале 2000-х прослеживались попытки придерживаться фактической стороны — говорит Нурит Пелед-Эльханан, профессор лингвистики и педагогики в Еврейском Университете Иерусалима — были попытки придерживаться научной академической точки зрения, в том числе говорить о палестинцах, хотя государственная идеология была тогда такой же как сейчас. Однако сегодня все сводится к упрощенным историям и откровенной идеологической обработке. В этом отношении наблюдается регресс».
Несмотря на то, что Израиль по-прежнему фактически остается мультикультурной страной, но палестинцы и израильтяне-евреи живут порознь. В рамках границ 1948-го года функционирует лишь 5 школ, где не применяется принцип сегрегации — где дети разных национальностей могут встречаться и знакомиться друг с другом. На оккупированных территориях после «Второй Интифады» были выстроены физические барьеры, в результате чего контакты между представителями разных национальностей уже практически не происходят. «Раньше было много возможностей для израильтян и палестинцев познакомиться и понять друг друга. Сейчас же у нас выросло целое поколение (то самое, которое публикует в Твиттере все эти жуткие посты), представители которого не знают лично ни одного палестинца» — говорит Шин.
Однако помимо физических барьеров укрепляются еще и психологические. «Я вот, например, вырос так и не познакомившись ни с одним палестинцем, — говорит Пелед-Эльханан, — а ведь мне всего лишь нужно было перейти в другой район города, но даже сама эта мысль меня не посещала. Так уж нас учили — палестинцы, дескать, если они и существуют, то представляют собой всего лишь некую помеху». Израиль любит использовать свой статус «единственной европейской демократии» в регионе, чтобы опровергнуть любую критику относительно оккупации и захвата территорий. И обычно этот подход работает. Для еврейской диаспоры в особенности заметным является тот гигантский разрыв между тем, как Израиль презентуют и реальностью. И сейчас, когда в ходе нынешнего конфликта в секторе Газа погибли более тысячи человек, а агрессивные толпы молодежи беснуются по всему Израилю, наконец, возникает возможность развеять все эти иллюзии.
Тем, кто живет в Израиле и не поддерживает войну своего правого правительства, сейчас все труднее высказывать свое мнение. Тем временем кое-кто уже начинает задумываться о собственном будущем. «Два дня назад в Тель-Авиве проходила крупная акция протеста, — говорит Шин, — и один из старых представителей израильских левых держал на ней плакат с надписью «Бегите, пока еще можно». В личной беседе с несколькими убежденными левыми я услышал, что каждый из них готовится сбежать из Израиля. Для тех из них, у кого есть дети (или кто еще только планирует родить ребенка) — Израиль просто не является тем местом, где стоит воспитывать детей».
Филипп Кляйнфельд
Источник: Vice
Перевод: Дмитрий Колесник