Когда за границей попадаешь, пусть и случайно, на мероприятие левых, то понимаешь, насколько оно отличается от отечественных. Последний день августа я встретил в Венеции среди каналов и мостов. В городе проходил знаменитый кинофестиваль, а туристов было такое количество, что у любого социофоба начался бы приступ вселенской скорби.
На фоне этого на одной из площадей своё мероприятие проводили местные коммунисты из партии Rifondazione Comunista. Выглядит это, надо сказать, весьма неожиданно. Выруливаешь из переулка, и вот тебе большая сцена, люди на пластиковых стульях и двое в президиуме с микрофоном. Итальянского я не понимаю, но через слово звучит имя «Паоло» — Паоло Перони. Это умерший на днях активист Rifondazione, портреты которого висят почти на каждом углу с надписью Ciao Paolo.
Действительно, едва ли не первый плакат, который видишь, едва войдя в город, это с портретом Паоло. В некрологе пишут, что ему был 61 год, что он участвовал во многих демонстрациях, включая недавнюю в поддержку палестинского народа. Рядовой, видимо, активист, хотя и довольно заметный.
Не преминули активисты развернуть здесь же на площади торговлю партийной символикой — футболками, магнитами, книгами, флагами. Разумеется, всё это в пропагандистских целях. Мне они продали вполне приличную футболку с антифашистской надписью всего за 10 евро. Для сравнения, такая же футболка в музее Карла Маркса с изображением оного в немецком Трире стоит 20 евро.
Вообще говоря, Rifondazione — это единственная партия, которая присутствует в городском пространстве Венеции. Кроме портретов Перони, висят также афиши грядущего через несколько недель Фестиваля Освобождения, и всего этого действительно много. Не так чтобы прямо на каждом углу, но вполне заметно. Учитывая, что улицы крайне узкие, не заметить постера формата А2 очень сложно.
Можно ли делать так же в российских условиях, пусть каждый для себя решает сам. Разумеется, напряжённая атмосфера Родины отчасти приводит к тому, что и наши акции довольно напряжённые. Но ведь летом-то можно было бы проводить что-то подобное и почему бы не в городах, а не только в лесах с палатками? Ведь кроме задачи самообразования есть ещё и задача пропаганды. Этого вроде бы нам никто не запрещает.
Разумеется, тут нужно понимать весь антураж города и даже ощущение, что в нём нет местных жителей. Они, разумеется, есть. Есть добродушные старички, которые шаркающей походкой идут в гастроном за едой. Есть бодрые мачо, которые знают каждый переулок и готовы указывать дорогу заблудившимся туристам. Можно даже увидеть картину, как молодая девушка с большим чемоданом на колёсиках (чем не турист?) вдруг останавливается и начинает отпирать какую-то дверь.
Возникает ощущение, что Венеция — это город победивших левых. Пусть это только и мистификация — ведь в реальности у Rifondazione только одно место в муниципальном совете из 49. Но, всё-таки, так хочется в это верить…